Цели:
- Закрепить и обобщить знания по теме «Зима» (признаки зимы, дикие животные зимой, забавы детей зимой), продолжать формировать умения ориентироваться на листе бумаги.
- Вовлечь родителей в учебный процесс и расширить их представления об игровых приемах выполнения артикуляционных, дыхательных упражнений, зрительной гимнастики.
- Создать эмоциональный контакт на занятии между родителями и детьми, чувство принадлежности к группе.
Участники занятия: учитель – логопед, педагог – психолог, дети, родители.
Оборудование:
– мультимедиа;
– предметы: снегирь, ласточка, шапка, панамка, свитер, сарафан,
мяч, санки, валенки, босоножки, заяц белый, заяц серый, лыжи, лейка,
санки-ледянки, коньки;
– картинки: зима, лето;
– индивидуальные зеркала, конфеты, «волшебная снежинка», наборы
геометрических фигур, листы картона.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит зимняя музыка (Презентация. Слайд).
Психолог. (Какая чудесная музыка.)
Коммуникативное упражнение «Приветствие» (психолог).
Дети и родители встают в круг и по команде (психолога) здороваются, соприкасаясь друг с другом разными частями тела (правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом).
Основная часть.
Упражнение: речь с движением.
Логопед. Ребята, я предлагаю всем нам отправиться в зимний лес (Слайд).
В зимний лес мы все шагаем, |
Дети и родители идут маршевым шагом |
Ноги выше поднимаем. |
Шагают на всей стопе |
И поскачут ножки |
Делают поскоки. |
Скакали, скакали |
Останавливаются. |
По узенькой дорожке |
Идут на носках. |
Друг за дружкой побежали |
Бегут на носках. |
И опять шагаем, |
Идут маршевым шагом. |
Вот мы и в лесу. |
Упражнения для развития речевого дыхания:
Логопед. Давайте все вместе скажем:
«Ах, какой чудесный воздух!»
«Ах, как нам дышится легко!»
«Ах, как рады здесь мы быть!»
Дети и родители выполняют.
Мимические упражнения:
Логопед. Вдруг мы увидели в лесу волка (на фоне слайда).
Дети и родители изображают испуг.
Затем увидели зайчат (на фоне слайда).
Изображают радость.
А вот как ловко по деревьям скачет белка (на фоне Слайда)!
Изображают удивление.
Покажите, как елочкам тяжело стоять под белоснежным тяжелым снегом (на фоне Слайда).
Опускают одно плечо, другое и стряхивают снег.
Гимнастика для глаз: (проводится сидя на ковре).
Логопед. Прилетела сова на зимнюю лесную поляну (на фоне Слайда).
Дети и родители садятся на ковер.
Ночью сова сжимается, замерзает.
Показывают, как сова мерзнет.
Утро пришло, солнышко припекло – согрелась сова, расслабилась.
Потягиваются 2 раза.
Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидала – крыльями замахала.
Выполняют движения 2–3 раза.
Смотрит влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: «Ух-ух-ух!» Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «Ух-ух-ух!» – и в гнездо полетела.
Повторяют движения и звуки.
Дети с родителями садятся за столы (Слайд).
Вдруг на зимней полянке мы увидели волшебную снежинку (щелчок мышью). Волшебная снежинка исполняет любые желания, но для этого необходимо выполнить ее задания.
Задания волшебной снежинки:
Пальчиковая гимнастика в сочетании с точечным массажем.
Цель:
- Укрепление мелкой мускулатуры.
- Освоение техники выполнения приемов точечного массажа.
Методические приемы.
Дети садятся в круг в позе факира.
Психолог:
Чтобы нам не простывать,
Чтоб не кашлять, не чихать.
Нам теперь три раза в день
Проводить массаж не лень!Пальчик быстро покажи
Переносицу найди
И немного надави (выполняют действие по показу)А вот, в центре подбородка
Нужно точечку найти
И немного надавить.А теперь за каждым ушком
Быстро точечку найди
И немного надави.Возле носа точки есть.
Пальчик быстро приложи
И немного надави.На руке пять пальцев – братьев
Указательный найди,
Чтоб с большим он не ругался
Ты их точкой раздели
И немного надави.Вот тогда нам все простуды
Будут вовсе не страшны!
Техника выполнения массажа:
Кончиком указательного пальчика надавить на кожу до появления незначительной боли. Затем, делается 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 – против часовой стрелки. Продолжительность воздействия на точку не менее 3–5-и секунд.
Молодцы!
Волшебная снежинка предлагает выполнить упражнение «Ловкий язычок».
Артикуляционная гимнастика (психолог), (логопед).
Жил Веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка,
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к небу прилепляй
И грибочек ты срывай.Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево – тик, вправо – так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, –
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.Очень любит Язычок вкусное варенье,
Приготовил он друзьям это угощенье.
Варенье приятное, вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.Язык наш змейку не боится,
В нее он может превратиться.
Вперед-назад, вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а небо!
У него дел много!Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
Логопед. Ребята отгадайте загадку:
Загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.) (Слайд.)
Логопед. Следующее задание «Волшебной снежинки», это игра: «Поймай слово».
Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово относящееся к зиме:
сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.
Логопед. Ребята давайте отдохнем.
Физкультминутка: (речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений).
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Логопед. Ребята, а вы любите отгадывать загадки. Волшебная снежинка приготовила их для вас:
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались зимы – помчались с горы.
(Санки.) (Слайд.)Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла… и пропала.
(Снежинка.) (Слайд.)Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(Лыжи.) (Слайд.)Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег.) (Слайд.)Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять и пять.
(Варежки.) (Слайд.)Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно.
(Снежная горка.) (Слайд.)Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и вмиг
Получился…
(Снеговик.) (Слайд.)Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – …
(Сосулька.) (Слайд.)Меня не растили,
Из снега лепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодная, большая…
Кто я такая?
(Снежная баба.) (Слайд.)
Логопед. Следующие задание волшебной снежинки, это игра «Зима-лето» (Слайд).
Возле символов-картинок дети раскладывают предметы по временам года: снегирь, ласточка, шапка, панамка, свитер, сарафан, мяч, санки, валенки, босоножки, заяц белый, заяц серый, лыжи, лейка, санки-ледянки, коньки. В конце игры проверяем правильность выполнения задания с обоснованием своего выбора.
Логопед. А теперь давайте поиграем в игру «Найди слова родственники».
– Послушайте стихотворение «Снегопад». Найдите в нем слова, родственные слову снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
В небе кружатся пушинки –
Серебристые снежинки.
Каруселью снеговою
На проселки, на лужок
Все снижается снежок.
Землю белой чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком на снежный ком,
Все украсили снежком.
Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Это девочка – Снегурка.
– На осинке – посмотри –
С красной грудкой снегири.
После каждого четверостишья логопед делает остановку. Дети по цепочке называют родственное слово и садятся.
Логопед. Ребята посмотрите на экран, какой красивый зимний пейзаж из геометрических фигур получился у снежинки (Слайд). Посмотрите, какие геометрические фигуры использовала снежинка. Давайте их назовем. А сейчас попробуйте выложить такую же картину у себя на столе (дети берут лист картона и геометрические фигуры и выполняют работу).
Ребята, а теперь посмотрите на экран, получился ли у вас такой же зимний пейзаж, как у снежинки.
Логопед. На прощание волшебная снежинка приготовила вам
шкатулку, в ней сюрприз, о нем вы узнаете после обеда (слайд и щелчок
мышью).
Презентация
Заключительная часть (подведение итогов)
Логопед. Пора нам возвращаться домой из зимнего леса (Слайд). Все задания волшебной снежинки мы с вами выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так: (Слайд), (звучит спокойная музыка).
Выход из занятия (психолог) Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)
Психолог. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты, Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»