Истоки коми песни (8-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  • познакомить учащихся с истоками коми народных песен;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению творческого наследия коми народа.

(Урок следует после изучения темы “Русское народное поэтическое творчество”.)

ХОД УРОКА

Звучит стихотворение Н.Мирошниченко “Русская песня” в исполнении автора. <Приложение 1>

Учитель

- “Что со мной случилось?”, “Чем мне эта песенка простая сердце пробирает до озноба?” - спрашивает Надежда Мирошниченко.

Близки ли вам её переживания? Приходилось ли чувствовать что-либо подобное? Есть ли ответ на вопросы поэтессы?

Учитель

- Во все времена песня была верной спутницей человеку, в ней отразилась народная душа, многовековая неписанная история, мораль, представления о красоте, добре, зле, мечты о будущем. Песня сближала людей, звала к дружбе и взаимопониманию.

Коми народная лирика с самого своего рождения развивалась в тесном общении с русской народнопесенной культурой. Не случайно и не зря коми народ в своих песнях называл самую милую, пригожую ладную красавицу русской куколкой” (роч акань).

Реализация домашнего задания 1 группы учащихся:

сопоставление русских и коми лирических песен. Ответы учащихся завершаются прослушиванием коми народной песни “Паськыд гажа улича” (Широка ты улица) <Приложение 2>

Учитель

<Приложение 3, слайд 1>

- С рождения нас окружает неповторимая по красоте северная природа. Вокруг нас – очарование лесов, рек, озер.

“… Места вы красивей не найдете –
Лес и луг,
Пьянящий травостой…”

Природа - храм души коми народа. Устная поэзия коми народа наполнена щебетанием таежных птиц, шумом северных ветров, ласковым плеском волн Вычегды и Мезени, могучим половодьем матушки-Печоры, зеркальным блеском лесных озер, завыванием зимней слепой вьюги, сиянием белой ночи.

<Приложение 3, слайд 2>

Основными занятиями коми были охота и рыболовство. Хозяйственная деятельность сопровождалась различными обрядами. В фольклоре нашего края сохранились очень древние обряды, связанные с пением и игрой. Танец, музыка и пение существовали в них как единое целое. Человек в своих обрядах, заклинаниях стремился задобрить суровые силы природы. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее.

<Приложение 3, слайд 3>

Согласно народной классификации, коми песни по содержанию и бытовой функции подразделяются на виды: шуточная песня, солдатская, эпическая сказка, которую можно петь, величальная, песня-импровизация, колыбельная, песня-дразнилка, духовный стих, плясовая, игровая, круговая, застольная, песня, исполнявшаяся на посиделках, не имеющая определенной бытовой функции, старинная.

Реализация домашнего задания 2 группы учащихся (подготовленные заранее выступления, иллюстрация к своему выступлению, в результате на доске появляется серия рисунков).

Ученик 1

<Приложение 3, слайд 4>

В коми героическом эпосе наиболее распространены циклы про чудских богатырей, Кудым-Оша и Перу. Первый – глава чудского племени, принёсший для своего народа первый хлеб и первые железные орудия, образ его восходит к образу мифологического героя. Пера-багатыр считается родоначальником пермяков. От Перы и Зарань, дочери Солнца, произошли зыряне и пермяки.

В коми-зырянском фольклоре чаще встречаются сюжеты о богатырской охоте Перы, о борьбе с лешим, об участии на помочах. Пера бегает на лыжах быстрее ветра, нанизывает на копьё-шы до семи лосей.

Близки к преданиям о Пере коми-зырянские (вымско-вычегодские) эпические песни о богатырях “Педор Кирон” и “Кирьян Варьян”. Часто внимание акцентируется на описании битвы и награждении героя: богатырь освобождает народ от врага, спасает страну и царя, затем отказывается от царских даров (золота-серебра) и просит в награду лишь лесные угодья.

Есть у коми предания о могучем, быстроногом и непревзойдённом охотнике, страдальце Йиркапе, эпическая песня “Двенадцать сыновей вместе с отцом: отец с одиннадцатью сыновьями едет вверх по реке на охоту; половину из них съедает водяное чудище, половину – лесное; дома подрастает младший сын-богатырь; пройдя испытания, он убивает чудищ, освобождает братьев и отца.

Ученик 2

<Приложение 3, слайд 5>

В рассказах о могучих магах прошлого, тунах и памах, которые могли заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой, вызывать дожди и наводнения, перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния, превращаться в разных животных проявляется весьма противоречивое, если не отрицательное отношение к магам.

Все они ходили на лодках по реке, грабили, были неуязвимыми для пуль и стрел, могли опускать лодку под воду и провести её незаметно от преследователей, ходить под водой.

Героями коми преданий являются силачи и колдуны, каждый из которых связывается с определённым местом: предания о туне Шыпича были известны только в окрестностях Сыктывкара, о Тунныръяке в верховьях Вычегды и Печоры, о Дарук Паш – на Печоре, о туне Кортайка – в Корткеросе,о туне Кыска – на Печоре, о Пере-богатыре – у коми-пермяков и южных коми-зырян и т.д.

Почти в каждом селе рассказывают о своих силачах, от которых отсчитывают родословные наиболее сильных родов. Йиркап, нашедший своё дерево (ас пу), сделал из него лыжу и стал самым быстрым охотником: в погоне за чудесным оленем он добежал до Урала и вернулся на родную Вымь с такой скоростью, что хлеб за пазухой, выпеченный матерью утром, ещё не успел остыть. Пера бегал на лыжах, обгоняя тройку лошадей, и за один раз приносил до семи лосей, нанизанных на копье. Коми тунам (колдунам, хозяевам мест) приписывали такие способности, как умение заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой (Шыпича, Кортайка, Тунныръяк, Тювo ), вызывать дожди и наводнения (Мелейка, Кыска), перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния (Педор Олексан, Петыр Епим, Сёськаса старик).

Ученик 3

<Приложение 3, слайд 6>

Нередко встречаются исторические предания, заимствованные образы которых приобретают местные черты. Так, встречаются рассказы о Пугачёве, колдуне и разбойнике, который якобы плавал по Печоре или Оби и грабил суда. Как и коми колдуны, он был неуязвим для пуль, поэтому его удалось убить лишь после того, как в него выстрелили из двенадцати пушек, вложенных в берёзовые футляры. Есть у коми несколько песен про Платова-казака. Коми богатырь бьется с иноземной ордой всегда на стороне русского войска.

Ученик 4

<Приложение 3, слайд 7>

Трудовые причитания явились своеобразным переходным звеном от обряда к лирике. Формулы угодливого извинения и прощания с целью отвести от себя “гнев” растения или зверя знакомы северным и восточным соседям ижемцев. У хантов такими формулами обставлялся обряд почитания убитого медведя. Манси восхваляли убитого медведя специальными песнями. Прежде чем выстрелить в медведя, манси извинялся перед ним: “Извини меня, что я намереваюсь убить тебя; ты сам набрел на меня, бедняжка; так не сердись, добрый старичок”. Извиняются перед трупом убитого медведя и саамы. Якуты, перед тем как убить рысь, пели в честь ее длинные песни. Так поступали и удмурты во время охоты на белку. Чтобы угодить изгоняемому репейнику или клопу, в их честь пели импровизации-заплачки; изгоняемых величали по имени и отчеству. У многих народов существовали определенные сроки словесных заклинаний и запретов, когда слово будто бы приобретало самую большую магическую силу. Таким сроком у славян были святки, начало весны, первый гром и особенно полночь. У ижемских коми неурочными часами считались ночь накануне Ивана Купалы и начало осени. Заговор на Лудыка приурочивался к кануну Купалы, а на Йон – к осенней жатве.

Ученик 5

<Приложение 3, слайд 8>

К первобытному искусству коми-зырян, видимо, следует отнести древние языческие заклинания во время весенне-летних празднеств:

Внизу корнем укорениться,
Вверху листочком распуститься,
Свинье пусть будет зуд,
Овце – кашель,
Медведю – болезнь,
А Коленьке – здоровье.

Такой нехитрой попевкой сопровождался обряд купанья ребенка в бане накануне Ивана Купалы. Так приговаривали, когда парили детей в бане свежими вениками.

Подобными полевками сопровождался обряд очищения от “нечистого” – хлестание детей вербой в “вербное соскресенье”.

Дохристианские черты верований предков коми-зырян донесла до нас и свадебная поэзия, свадебная игра. На свадьбе причитали коллективно: невеста или вместо нее профессиональная вопленица “бордэччысь” выступает в роли запевалы, а группа подруг невесты в роли подголосков-помощников “ортсалысьяс” (отсавны – помогать).

Ученик 6

<Приложение 3, слайд 9>

В необрядовых причетах-импровизациях отразилась вся жизнь северянина. Специальные трудовые причеты складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки лесных делянок под пашни, переправы в лодках на пойменные луга, поездки в тундру. Трудовые причитания не оставались неизменными. Некоторые песни можно и петь, и сказывать как сказки.

<Приложение 3, слайд 10>

Колыбельные песни отличаются друг от друга по своему напеву и ритму, то жизнерадостному и бодрому, то протяжному и грустному.

К колыбельным примыкали песни-потешки, которыми сопровождались первые игры ребенка ручками, пальчиками и ножками. Произведения детского фольклора сродни и песенному творчеству. Они стоят как бы на грани жанров повествовательных и стихотворных: дразнилки, считалки .

Реализация домашнего задания 3 группы учащихся:

Прослушивание примеров детского коми фольклора на коми и русском языках.

Ученик 7

<Приложение 3, слайд 11>

В XIX – начале XX вв. в устном творчестве Выми формируется новый вид песенной лирики – частушечная поээия.

На частушечные напевы складываются и новые лирические песни с современной тематикой. Главными персонажами коми народной лирики Вычегды и Сысолы являются добрый молодец и красавица-девица. “Мича ныв” (“Красавица-девица”) – это всегда труженица, неутомимая работница в поле и по дому, мастерица на все руки.

Подведение итогов .

- Что узнали? О чем бы хотелось ещё узнать?

Продолжить фразу: “Хранить культуру своего народа – это значит…”

Литература

  1. Антология коми поэзии Сыктывкара. Коми книжное издательство, 1971.
  2. Журнал “АРТ” № 3/2008.
  3. Коми народное творчество Сыктывкар коми книжное издательство, 1988.
  4. Народная поэзия Коми Сыктывкара. Коми книжное издательство, 1988.
  5. СД “Где ты живешь? Республика Коми” Сыктывкар.
  6. СД “Гудока рытьяс” ансамбль “Парма” Сыктывкар.
  7. Традиционная культура народа коми. Коми книжное издательство, 1994.