Цели урока:
(Урок следует после изучения темы “Русское народное поэтическое творчество”.)
ХОД УРОКА
Звучит стихотворение Н.Мирошниченко “Русская песня” в исполнении автора. <Приложение 1>
Учитель
- “Что со мной случилось?”, “Чем мне эта песенка простая сердце пробирает до озноба?” - спрашивает Надежда Мирошниченко.
Близки ли вам её переживания? Приходилось ли чувствовать что-либо подобное? Есть ли ответ на вопросы поэтессы?
Учитель
- Во все времена песня была верной спутницей человеку, в ней отразилась народная душа, многовековая неписанная история, мораль, представления о красоте, добре, зле, мечты о будущем. Песня сближала людей, звала к дружбе и взаимопониманию.
Коми народная лирика с самого своего рождения развивалась в тесном общении с русской народнопесенной культурой. Не случайно и не зря коми народ в своих песнях называл самую милую, пригожую ладную красавицу русской куколкой” (роч акань).
Реализация домашнего задания 1 группы учащихся:
сопоставление русских и коми лирических песен. Ответы учащихся завершаются прослушиванием коми народной песни “Паськыд гажа улича” (Широка ты улица) <Приложение 2>
Учитель
<Приложение 3, слайд 1>
- С рождения нас окружает неповторимая по красоте северная природа. Вокруг нас – очарование лесов, рек, озер.
“… Места вы красивей не найдете –
Лес и луг,
Пьянящий травостой…”
Природа - храм души коми народа. Устная поэзия коми народа наполнена щебетанием таежных птиц, шумом северных ветров, ласковым плеском волн Вычегды и Мезени, могучим половодьем матушки-Печоры, зеркальным блеском лесных озер, завыванием зимней слепой вьюги, сиянием белой ночи.
<Приложение 3, слайд 2>
Основными занятиями коми были охота и рыболовство. Хозяйственная деятельность сопровождалась различными обрядами. В фольклоре нашего края сохранились очень древние обряды, связанные с пением и игрой. Танец, музыка и пение существовали в них как единое целое. Человек в своих обрядах, заклинаниях стремился задобрить суровые силы природы. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее.
<Приложение 3, слайд 3>
Согласно народной классификации, коми песни по содержанию и бытовой функции подразделяются на виды: шуточная песня, солдатская, эпическая сказка, которую можно петь, величальная, песня-импровизация, колыбельная, песня-дразнилка, духовный стих, плясовая, игровая, круговая, застольная, песня, исполнявшаяся на посиделках, не имеющая определенной бытовой функции, старинная.
Реализация домашнего задания 2 группы учащихся (подготовленные заранее выступления, иллюстрация к своему выступлению, в результате на доске появляется серия рисунков).
Ученик 1
<Приложение 3, слайд 4>
В коми героическом эпосе наиболее распространены циклы про чудских богатырей, Кудым-Оша и Перу. Первый – глава чудского племени, принёсший для своего народа первый хлеб и первые железные орудия, образ его восходит к образу мифологического героя. Пера-багатыр считается родоначальником пермяков. От Перы и Зарань, дочери Солнца, произошли зыряне и пермяки.
В коми-зырянском фольклоре чаще встречаются сюжеты о богатырской охоте Перы, о борьбе с лешим, об участии на помочах. Пера бегает на лыжах быстрее ветра, нанизывает на копьё-шы до семи лосей.
Близки к преданиям о Пере коми-зырянские (вымско-вычегодские) эпические песни о богатырях “Педор Кирон” и “Кирьян Варьян”. Часто внимание акцентируется на описании битвы и награждении героя: богатырь освобождает народ от врага, спасает страну и царя, затем отказывается от царских даров (золота-серебра) и просит в награду лишь лесные угодья.
Есть у коми предания о могучем, быстроногом и непревзойдённом охотнике, страдальце Йиркапе, эпическая песня “Двенадцать сыновей вместе с отцом: отец с одиннадцатью сыновьями едет вверх по реке на охоту; половину из них съедает водяное чудище, половину – лесное; дома подрастает младший сын-богатырь; пройдя испытания, он убивает чудищ, освобождает братьев и отца.
Ученик 2
<Приложение 3, слайд 5>
В рассказах о могучих магах прошлого, тунах и памах, которые могли заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой, вызывать дожди и наводнения, перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния, превращаться в разных животных проявляется весьма противоречивое, если не отрицательное отношение к магам.
Все они ходили на лодках по реке, грабили, были неуязвимыми для пуль и стрел, могли опускать лодку под воду и провести её незаметно от преследователей, ходить под водой.
Героями коми преданий являются силачи и колдуны, каждый из которых связывается с определённым местом: предания о туне Шыпича были известны только в окрестностях Сыктывкара, о Тунныръяке в верховьях Вычегды и Печоры, о Дарук Паш – на Печоре, о туне Кортайка – в Корткеросе,о туне Кыска – на Печоре, о Пере-богатыре – у коми-пермяков и южных коми-зырян и т.д.
Почти в каждом селе рассказывают о своих силачах, от которых отсчитывают родословные наиболее сильных родов. Йиркап, нашедший своё дерево (ас пу), сделал из него лыжу и стал самым быстрым охотником: в погоне за чудесным оленем он добежал до Урала и вернулся на родную Вымь с такой скоростью, что хлеб за пазухой, выпеченный матерью утром, ещё не успел остыть. Пера бегал на лыжах, обгоняя тройку лошадей, и за один раз приносил до семи лосей, нанизанных на копье. Коми тунам (колдунам, хозяевам мест) приписывали такие способности, как умение заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой (Шыпича, Кортайка, Тунныръяк, Тювo ), вызывать дожди и наводнения (Мелейка, Кыска), перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния (Педор Олексан, Петыр Епим, Сёськаса старик).
Ученик 3
<Приложение 3, слайд 6>
Нередко встречаются исторические предания, заимствованные образы которых приобретают местные черты. Так, встречаются рассказы о Пугачёве, колдуне и разбойнике, который якобы плавал по Печоре или Оби и грабил суда. Как и коми колдуны, он был неуязвим для пуль, поэтому его удалось убить лишь после того, как в него выстрелили из двенадцати пушек, вложенных в берёзовые футляры. Есть у коми несколько песен про Платова-казака. Коми богатырь бьется с иноземной ордой всегда на стороне русского войска.
Ученик 4
<Приложение 3, слайд 7>
Трудовые причитания явились своеобразным переходным звеном от обряда к лирике. Формулы угодливого извинения и прощания с целью отвести от себя “гнев” растения или зверя знакомы северным и восточным соседям ижемцев. У хантов такими формулами обставлялся обряд почитания убитого медведя. Манси восхваляли убитого медведя специальными песнями. Прежде чем выстрелить в медведя, манси извинялся перед ним: “Извини меня, что я намереваюсь убить тебя; ты сам набрел на меня, бедняжка; так не сердись, добрый старичок”. Извиняются перед трупом убитого медведя и саамы. Якуты, перед тем как убить рысь, пели в честь ее длинные песни. Так поступали и удмурты во время охоты на белку. Чтобы угодить изгоняемому репейнику или клопу, в их честь пели импровизации-заплачки; изгоняемых величали по имени и отчеству. У многих народов существовали определенные сроки словесных заклинаний и запретов, когда слово будто бы приобретало самую большую магическую силу. Таким сроком у славян были святки, начало весны, первый гром и особенно полночь. У ижемских коми неурочными часами считались ночь накануне Ивана Купалы и начало осени. Заговор на Лудыка приурочивался к кануну Купалы, а на Йон – к осенней жатве.
Ученик 5
<Приложение 3, слайд 8>
К первобытному искусству коми-зырян, видимо, следует отнести древние языческие заклинания во время весенне-летних празднеств:
Внизу корнем укорениться,
Вверху листочком распуститься,
Свинье пусть будет зуд,
Овце – кашель,
Медведю – болезнь,
А Коленьке – здоровье.
Такой нехитрой попевкой сопровождался обряд купанья ребенка в бане накануне Ивана Купалы. Так приговаривали, когда парили детей в бане свежими вениками.
Подобными полевками сопровождался обряд очищения от “нечистого” – хлестание детей вербой в “вербное соскресенье”.
Дохристианские черты верований предков коми-зырян донесла до нас и свадебная поэзия, свадебная игра. На свадьбе причитали коллективно: невеста или вместо нее профессиональная вопленица “бордэччысь” выступает в роли запевалы, а группа подруг невесты в роли подголосков-помощников “ортсалысьяс” (отсавны – помогать).
Ученик 6
<Приложение 3, слайд 9>
В необрядовых причетах-импровизациях отразилась вся жизнь северянина. Специальные трудовые причеты складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки лесных делянок под пашни, переправы в лодках на пойменные луга, поездки в тундру. Трудовые причитания не оставались неизменными. Некоторые песни можно и петь, и сказывать как сказки.
<Приложение 3, слайд 10>
Колыбельные песни отличаются друг от друга по своему напеву и ритму, то жизнерадостному и бодрому, то протяжному и грустному.
К колыбельным примыкали песни-потешки, которыми сопровождались первые игры ребенка ручками, пальчиками и ножками. Произведения детского фольклора сродни и песенному творчеству. Они стоят как бы на грани жанров повествовательных и стихотворных: дразнилки, считалки .
Реализация домашнего задания 3 группы учащихся:
Прослушивание примеров детского коми фольклора на коми и русском языках.
Ученик 7
<Приложение 3, слайд 11>
В XIX – начале XX вв. в устном творчестве Выми формируется новый вид песенной лирики – частушечная поээия.
На частушечные напевы складываются и новые лирические песни с современной тематикой. Главными персонажами коми народной лирики Вычегды и Сысолы являются добрый молодец и красавица-девица. “Мича ныв” (“Красавица-девица”) – это всегда труженица, неутомимая работница в поле и по дому, мастерица на все руки.
Подведение итогов .
- Что узнали? О чем бы хотелось ещё узнать?
Продолжить фразу: “Хранить культуру своего народа – это значит…”
Литература
- Антология коми поэзии Сыктывкара. Коми книжное издательство, 1971.
- Журнал “АРТ” № 3/2008.
- Коми народное творчество Сыктывкар коми книжное издательство, 1988.
- Народная поэзия Коми Сыктывкара. Коми книжное издательство, 1988.
- СД “Где ты живешь? Республика Коми” Сыктывкар.
- СД “Гудока рытьяс” ансамбль “Парма” Сыктывкар.
- Традиционная культура народа коми. Коми книжное издательство, 1994.