Вид урока: урок развития речи.
Цель
Раскрыть своеобразие русского концепта “Правда”, в котором совпало два значения: правда как объективная истина и правда как внутренняя справедливость.
Задачи урока:
- Развивать мышление в системе духовно-нравственных понятий учащихся.
- Способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Оборудование:
Раздаточный материал, оформленная доска, воспоминания Горького о Чехове, текст стихотворения в прозе Тургенева “Истина и правда”, повесть В. Закруткина “Матерь человеческая”.
Ход урока
1. Слово учителя
Истина – духовная основа жизни, она вечна, нетленна, бесконечна. Истина сокрыта от людей, ее ищут, постигают умом и сердцем. Истина дает возможность искать ответы на вопросы: мир сотворен или не сотворен, зло или добро в основе творения, конечен или бесконечен мир, смертен или бессмертен человек.
Истина присутствует во всех формах мировоззрения: науке, религии, философии, искусстве, в обыденном сознании людей. Добро, Красота, Истина – вот краеугольные камни любого мировоззрения в иерархии духовных ценностей.
Как вы думаете, почему?
(Добро – ценность нравственная, Красота – эстетическая, Истина – познавательная)
2. Выполните задание №1 на листе. Восстановите мини-текст, используя предложенную модель.
Духовные искания человека связаны с поиском…. . В основе духовной жизни лежат представления о добре и …, прекрасном и … , истине и … .
Так, в русском языке философскому понятию Истины соответствует лексическая пара ИСТИНА и ПРАВДА.
И я дописываю вопрос , на который нам предстоит найти ответ : Что важнее для русского человека : истина или правда?
3. Лексическая работа.
– Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С.И.Ожегова и напомним значение некоторых слов, которые мы будем использовать в диалоге.
Мировоззрение– система взглядов, воззрений на природу и общество.
Менталитет – (книж.) мировосприятие, умонастроение. Менталитет русского народа.
Ментальный – (книж.) относящийся к умственной деятельности, уму. Ментальные способности.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Истина – 1. В философии: адекватное отображение в сознании того, что существует объективно. Объективная истина. Стремление к истине.
2. То же, что и правда в 1 знач.
Правда – 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Правда глаза колет.
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правду. Стоять за правду.
4. Создание сравнительного портрета истины и правды.
– Обратите внимание на слово “истина” во втором значении. У Ожегова это то же, что и правда.
– Но в языке русского народа есть поговорка: “Истина хороша, да и правда не худа”.
– В значении какого союза употреблен союз “да”? Что же подразумевал русский народ, противопоставляя правду истине?
– Составьте сравнительный портрет истины и правды. Выполните задание №2.
ЗАДАНИЕ №2
Подумайте, чем необычно данное предложение. Подчеркните все существительные, обозначающие абстрактные понятия и относящиеся к духовному (внутреннему) миру человека. Назовите три высшие духовные ценности, образующие мировоззрение человека (систему взглядов на природу и общество).
Человек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей, жертвуя собой ради общего блага, стремится к добру и красоте и вступает в спор с судьбой, которая обманывает его или оправдывает его надежды.
– Определите словесный портрет Истины, правды.
– Какое из двух понятий является холодным, отвлеченным, универсальным? (Истина)
– А каким является Правда? (индивидуальное, личное.)
5. Работа со “Словарем живого великорусского языка” В.И.Даля.
Заглянем в “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.
ИСТИНА относится к уму и разуму. Благо во образ есть истина (т.е. доступное понятию).
Истина от земли , а правда от небес.
ПРАВДА – истина на деле, истина во образе, во благе.
– Обратите внимание, какой сложный и противоречивый характер носят понятия ИСТИНА и ПРАВДА в русской культуре. Попытаемся осмыслить их взаимодействие с точки зрения русской ментальности, прибегнув к помощи русской литературы.
– В качестве эпиграфа к первому литературному эпизоду предлагаю русскую народную поговорку: “ Истина хороша, да и правда не худа”.
6. Анализ текста Тургенева “Истина и правда”.
– прочтем стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Истина и правда”.
– Почему вы так дорожите бессмертием души? – спросил я.
– Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
– В обладании Истиной?
– Конечно.
– Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. “Что такое? Что такое?” – “Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!” – “Неужели! О, какое блаженство!” – кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это “обладать ею”? Да еще находить в этом блаженство?
Июнь, 1882
– Как автор различает истину и правду?
– С каким понятием Тургенев соединяет слово Правда? (справедливостью)
– Сделайте вывод, доказав верность поговорки “Истина хороша, да и правда не худа”.
(В русском сознании истина – категория научная, а правда – нравственная, она тесно связана с представлением об идеальных человеческих отношениях. Эта правда-справедливость.)
7. Анализ отрывка из воспоминаний М.Горького о Чехове.
У русского народа есть еще одна поговорка: “У каждого Павла своя правда”. И пусть она станет эпиграфом ко второму литературному эпизоду.
– Напомните сюжет рассказа Чехова “Злоумышленник”.
– А теперь прочтем отрывок из воспоминаний М.Горького о Чехове.
М.Горький в своих воспоминаниях о Чехове воспроизводит диалог между молодым юристом и автором “Злоумышленника”:
“Я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил:
– Рассказом “Злоумышленник” вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как это требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?
Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.
– Если б я был судьей, – серьезно сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса…
– На каком основании?
– Я сказал бы ему: “Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!”
Юрист засмеялся, но тотчас же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:
– Нет, уважаемый Антон Павлович, вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис – дикарь, да, но он – преступник, вот истина!
– Вам нравится граммофон? – вдруг ласково спросил Антон Павлович.
– О да! Очень! Изумительное изобретение! – живо отозвался юноша.
– А я терпеть не могу граммофонов! – грустно сознался Антон Павлович.
– Почему?
– Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво…”
– Чья позиция – молодого прокурора или писателя– вам ближе и почему?
– Почему Чехов перебивает собеседника и легкомысленно спрашивает о граммофоне, когда юрист рассуждает об интересах общества и о своей обязанности защищать их?
(Чехов утверждает, что главный интерес общества состоит не в том, чтобы сослать на каторгу человека, отвинтившего гайку, а в том, чтобы развивать сознание людей, и что только при этом условии общество может взять на себя право судить человека, нарушившего закон. Но гость, восприняв слова Чехова как шутку, продолжает повторять свои торжественные истины.
– Почему и Горький и мы, читатели, не раздумывая, приняли правду Чехова?
(Чехов стоит за правду– справедливость, прокурор – за правду-истину.)
8. Анализ эпизода из повести В.Закруткина “Матерь человеческая”
Благо во образ есть истина (т.е. доступно понятию). А правда – истина на деле, истина во образе, во благе – утверждает В.И.Даль. “Истина от земли, а правда от небес”, – гласит народная мудрость.
– Вспомните повесть В.Закруткина “Матерь человеческая”. О чем это произведение?
– я предлагаю остановиться на одной из важных сцен: Встреча Марии с раненым немецким солдатом (чтение сцены от слов “Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию…” до слов “… мокрые от слез мальчишеские глаза…”)
– Как вы понимаете неожиданное решение Марии?
– Как отделить в этой сцене истину от правды?
– Как на примере правды русской женщины, плачущей, страдающей, скорбящей, вы объясните определение Даля “ Правда – истина на деле”?
Мария поступает по справедливости, а значит, по совести. То есть по своему внутреннему закону, закону души и сердца. Этот поступок продиктован правдой от небес, т.е. правдой, основанной на нравственных законах. И для нее сейчас истина на деле – это не враг – убийца, а смертельно раненный мальчишка, который видит в ней мать и просит помощи и милосердия.
9. Заключение.
– Так что же важнее для русского человека: Истина или Правда?
Может, кто-то готов поспорить с формулировкой вопроса темы урока?
10 Итог.
На вопрос “Что важнее?” нет однозначного ответа. Истина принадлежит “горнему” миру, вечному, а правда – миру “дольнему”, изменчивому. Следовательно, истина выше правды. Правильнее было бы задать вопрос: что ближе русскому человеку? Конечно, Правда.
Русский человек одержим любовью к Правде– справедливости. Для русской ментальности – Правда – справедливость – категория нравственная, а выше ее может быть только милосердие.
Домашнее задание (дифференцированно)
ЗАДАНИЕ № 1
Известно, что мир двойствен. Реальный и идеальный образы мира противопоставляются по четырем признакам:
– временное и вечное;
– изменчивое и неизменное;
– наблюдаемое и невидимое;
– мнимое и настоящее.
Распределите пары слов-антонимов на четыре соответствующие группы. Подчеркните в каждой паре слово, которое выражает один из признаков Истины.
Бренное (прах, тлен) и нетленное; дольний мир и горний мир; конечное и бесконечное; текучее и неподвижное; предельное и запредельное; иллюзорное и подлинное; чувственное и сверхчувственное; смертное и бессмертное; колеблющееся и незыблемое; зримое и умозрительное (умопостигаемое); открытое (явное) и сокровенное; аномалия и нормы (идеал); ненастоящее и истинное; явление и сущность; хлябь и твердь.
ЗАДАНИЕ № 2
Одна из самых популярных аллегорий в искусстве – “Истина – дочь времени” – демонстрирует Отца – Время, снимающего вуаль с обнаженной фигуры Истины. Как вы понимаете этот иносказательный сюжет?
Какие из перечисленных атрибутов: песочные часы, парус, солнце, зеркало, маска, весы, лавровый венок – ассоциируются у вас с аллегорической фигурой Истины и почему?
Напишите эссе “Истина – дочь времени”.