Оборудование: портрет Х.К. Андерсена; фонограммы восточной мелодии, кваканья лягушек, мычания коров, пения соловья; иллюстрации императорского дворца, искусственного соловья, живого соловья.
Опережающее домашнее задание к уроку (обязательное): прочитать сказку Х.К. Андерсена; сравнить живого соловья и искусственного соловья.
Опережающее домашнее задание к уроку (по выбору):
Представьте себя в роли путешественника, впервые увидевшего императорский дворец, и расскажите о своих впечатлениях.
Напишите стихотворение или речь, восхваляющую соловья.
- Инсценируйте отрывок сказки “Поход придворных в лес” (для выполнения этого задания необходима помощь учителя).
- Представьте себя в роли придворной дамы и расскажите о том, что произошло в столице после успешного выступления соловья.
- Нарисуйте иллюстрации к сказке.
ХОД УРОКА
Звучит восточная мелодия.
Вступительное слово учителя.
Сегодня, благодаря замечательному датскому
сказочнику Х.К. Андерсену, мы перенесемся в
таинственную и чудесную страну. Мы узнаем, что
особенно ценил известный писатель, а что
презирал.
“В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его
подданные – китайцы”.
Вместе задумаемся, почему Х.К. Андерсен описывает
в сказке именно Китай?
Ученики: Китай – страна высокого технического развития; китайцы сделали немало изобретений: бумагу, порох, фарфор, шелк и др.
Учитель: А что было самой главной достопримечательностью страны, описанной в сказке?
Ученики: Дворец императора
Учитель: Мы сейчас познакомимся с этим великолепным сооружением, совершив небольшую экскурсию. Обратимся к домашнему заданию.
На доске рисунки учеников с изображением
дворца, сада.
Ученик, представив себя в роли путешественника,
рассказывает о своих впечатлениях от посещения
императорского дворца.
Учитель: Зачем так подробно автор описал дворец императора? Почему придворные забывали нюхать цветы, иначе зачем же к ним привязаны колокольчики?
Ученики: Придворные любят искусственное, механическое, они не видят красоты окружающей природы.
Учитель: В сказке “Соловей” Х.К. Андерсен использует интересный литературный прием – антитезу. Антитеза – противопоставление. Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?
Ученики: Лес, где живет соловей.
Учитель: Прочитайте выразительно описание
этого леса, где живет соловей.
Давайте представим, что видят и слышат каждый
день люди, живущие во дворце, и простые рыбаки, и
крестьяне, знавшие соловья? Знал ли император,
что происходило за стенами дворца? Почему вы так
решили?
Ученики: Никогда не был за пределами сада, не знал соловья, которым восхищались все.
Учитель: Откуда император узнал о соловье?
Ученики: Из книги, присланной японским императором.
Учитель: Попробуем представить, что бы он мог прочитать в этой книге?
Творческие работы учащихся:
Побывал я однажды в зеленом лесу,
Любовался в тиши на лесную красу,
Там живет соловей,
Он ведь маг, чародей,
Его песни сладки,
Нет для сердца милей.Соловей живет в саду,
Я пойду, его найду.
Ты пропой мне, соловей,
Ты ж великий чародей.
Спой о тишине в лесах,
Спой про тучи в небесах,
Спой про травы и цветы,
Это все ведь сожжешь ты!
Учитель (выразительное чтение):
– Что такое! – удивился император. – Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг! Я хочу слышать соловья! Он должен быть здесь сегодня же вечером.
Что случилось во дворце после приказа императора?
Ученики: Подданные бегают вверх и вниз по лестницам, но никто из придворных не знает, где искать соловья.
Инсценирование отрывка “Наконец на кухне нашли бедную девочку… Не сомневаюсь, что вы очаруете его величество своим дивным пением!” Ученики играют роли кухарочки, придворных, соловья. Во время инсценировки звучит запись мычания коровы, кваканья лягушек, пения соловья. Используются элементы костюмов.
Учитель: Почему сцена поисков соловья вызывает у нас смех?
Ученики: Придворные не знают настоящей жизни, никогда не были в лесу. Они слишком самодовольные и надменные.
Учитель: Соловей все же согласился спеть для императора во дворце, хотя пение его лучше слушать в лесу. Какое впечатление произвело пение на императора и подданных?
Ученики: Император плачет, придворные восхищаются.
Учитель: Как император наградил соловья? В чем ценность подарка? Соловей имел небывалый успех. Давайте послушаем, что произошло в столице после его выступления.
Ученики: Подготовленный дома творческий пересказ от первого лица отрывка “Разговор двух придворных дам об успехе соловья”. Используются элементы костюма. Пересказ отрывка “Его оставили при дворе…ни у одного из них не было и признака голоса”.
Учитель: Однажды императоры доставили большой пакет, в котором оказался искусственный соловей. Он был похож на настоящего, поэтому при дворе решили, что птицы должны петь дуэтом. Но дело не пошло на лад. Автор вновь прибегает к антитезе. Зачем?
Ученики: Птицы совершенно разные.
Учитель: Давайте посмотрим, какие различия между двумя соловьями вы смогли найти.
Ученики: На доске учениками составляется таблица
Живой соловей |
Искусственный соловей |
Душа |
Механизмы |
Самая простая наружность |
Осыпан бриллиантами, рубинами, сапфирами |
Поет по-своему |
Поет как заведенная шарманка |
Нельзя заранее знать, что споет |
Все известно наперед |
Нельзя заставить |
Заводят 33 раза |
Учитель: Почему искусственный
соловей имеет большой успех во дворце, а живой
стал изгнанником? Прочитайте, как восприняли
пение искусственного соловья рыбаки. Почему?
Прошло 6 лет, в страну пришло большое горе.
Расскажите о событиях, произошедших во дворце.
Почему император выздоровел? Мог ли император
поправиться, если бы он слушал искусственного
соловья?
Подведем итоги. Что, по мнению Х.К. Андерсена,
может победить смерть?
Ученики: Чудесное пение, музыка природы, искусство.
Учитель: Итак, искусство сильнее
смерти.
Соловей снова отказывается жить во дворце и не
принимает вознаграждения. Как вы понимаете слова
соловья о награде? Мы приходим к выводу, что
настоящее творчество бескорыстно. Его цель –
пробудить чувства в душе человека.
Прочитайте, о чем соловей будет петь императору
каждый вечер. Как вы думаете, надо ли петь о
несчастье и зле?
Ученики: Нужно знать все о настоящей жизни, чтобы помочь несчастным, попавшим в беду, чтобы сопереживать другим и самому становиться лучше.
Учитель: Х.К. Андерсен в сказке
“Соловей” неоднократно прибегал к антитезе.
Скрыта она в теме нашего урока: “Истинные и
мнимые ценности”. Как вы поняли, что же для
автора сказки важно в жизни, а что нет?
На доске словосочетания, которые могут помочь
вам. Давайте выпишем в тетрадь те слова, которые
называют истинные ценности:
|
Учитель: Какова, на ваш взгляд, идея сказки Х.К.Андерсена “Соловей”?
Ученики: Отвечая на вопрос, используют словосочетания.
Домашнее задание (на выбор)
Написать письмо Х.К. Андерсену “За что я люблю ваши сказки”
Написать письмо китайского императора японскому императору после выздоровления.