Литература
-
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода" 2010
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой, помогает совершенствовать монологическую речь, воспитывает вдумчивого читателя, пробуждает глубокое сочувствие к каждому человеку, учит не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности.
-
"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс 2014
Урок направлен на формирование личностного восприятия учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского. Изучаются характеристики героев в произведении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Учащиеся овладевают такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
-
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов 2023
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
-
Денис Иванович Фонвизин. Комедия "Недоросль": от классицизма к реализму 2005
Формируя понятие о литературном направлении, учитель помогает увидеть его особенности в произведениях разных авторов, соотношение "признаков" направления и творческой индивидуальности писателя. На уроке "ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ "НЕДОРОСЛЬ": ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ", где используются проблемные задания, эвристическая беседа, работа творческих групп, учащиеся делают вывод об открытиях Фонвизина, сумевшего, разрушив многие условности классицизма, создать глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме произведение.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».
-
День рождение книги – общешкольный праздник без особых хлопот! Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» 2020
Эта форма проведения внеклассного мероприятия показалась нам – учителю литературы Калашник В.Н. и школьному библиотекарю Хозивалиевой М.П. – интересной для участников, динамичной в проведении, познавательной и стимулирующей к прочтению книги. Придумали мы её сами, сами разработали порядок проведения и провели в нашем Лицее. Для своего мероприятия мы выбрали роман Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Однако выбрать можно любую книгу, по вашему желанию и, учитывая дидактические задачи.
-
День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе 2018
«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть», значит, настало время читать Александра Грина. На один учебный день весь Лицей превратился в Гринландию с её героями, городами, проливами и кораблями. И учащиеся получили возможность совершить удивительное «путешествие» в мир, наполненный солнечным светом, цветением трав и морским ветром.
-
День рождения Ридьярда Киплинга в отдельно взятой школе. "Большие путешествия «Маленького Пилигрима»" 2016
В празднике участвуют все учащиеся лицея, превратившегося в «сказочные джунгли Киплинга». Ребята не только знакомятся с творчеством писателя, соревнуются в знании его произведений, но и сами коллективным творчеством воссоздают мир героев Киплинга.
-
Деревенские посиделки. Праздник устного народного творчества для учащихся начальных классов 2007
Праздник для ребят начальных классов, который знакомит с устным народным творчеством, целью которого ставится: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору.
-
Дерево жизни в якутском фольклоре 2009
Урок проводится в пятом классе. Цели и задачи урока - ознакомление с историей и культурой народа, развитие мыслительных и творческих способностей, воспитание правильного взгляда на взаимодействия человека и природы, внимание учеников к тому, что создано его предками.
-
Дерзающим судьба помогает (по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Ж.Верна, совершенствуют умения анализировать прозаическое произведение, работают над определением жанра произведения. Урок служит воспитанию читательского интереса к изучению зарубежной литературы, развитию навыков работы с художественным текстом, развитию монологической речи, абстрактно-образного мышления.
-
Деталь как средство создания образов героев "Мертвых душ" и элемент художественного стиля Гоголя 2009
Урок проводится с целью систематизировать знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста; пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова; учить видеть необычное в кажущемся обычном. Урок совершенствования знаний, умений и навыков; умения работать в группах.
-
Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2007
Материал статьи может быть использован на заключительном этапе изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Учащиеся выявят основную идею повести, проведут сравнительную характеристику героев. В ходе урока можно воспользоваться компьютерной презентацией с иллюстрациями художников, репродукцией картины И.Е.Репина "Запорожцы". Интерактивная игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы, позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
-
Дети великих писателей 2024
Задачи исследования: познакомиться с фрагментами семейной жизни писателей и поэтов XIX века; познакомиться с биографией детей писателей и поэтов XIX века.
-
Дети-инвалиды — полноправные члены общества 2009
Урок показывает творческий подход учителя в преподавании литературы. Проблему, поднятую в этюде «Слепой музыкант», ребята замечают в современном мире. Оценивая жизненные ситуации героев, дети анализируют свои поступки, восхищаются силой духа инвалидов. Проблемные вопросы вовлекают весь класс в обсуждение, не оставляя равнодушными к бедам сверстников.
-
Детская книга войны 2016
Работа посвящена 70-летию Великой Победы. А как быть с теми, кто попал в плен, в концлагерь к фашистам, остался в блокадном Ленинграде? А если это дети?! Как им хотелось домой к маме. О том, что чувствовали, переживали, думали, мечтали ребята, посвящена презентация.
-
Детский фольклор 2010
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать учащимся необходимый объем знаний, но и развивать творческие способности ребенка средствами своего предмета. С этой целью автор проводит уроки творчества, при подготовке к которым каждый ученик выбирает себе задание по душе.
-
Детскость как свойство характера и мировидения писателя (исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьева) 2010
Предлагаемая исследовательская работа - попытка рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения писателя.
-
Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина "Ножичек с костяной ручной" 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл рассказа. Учитель подводит учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также к способности переосмысления своего поведения.
-
Деятельно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе 2006
Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимо овладение коммуникативными навыками. В статье рассматриваются возможности планирования и организации уроков на основе деятельно-коммуникативного подхода в обучении русскому языку и литературе. В приложениях дана технологическая карта по разделу "Мифы народов мира" и конспект первого урока из данного раздела.
-
Деятельностный и практико-ориентированный подход к анализу текста как фактор развития компетенций учащихся 2024
Главная идея педагогического опыта автора статьи сводится к деятельностному и практико-ориентированному подходу к анализу текста (и других языковых единиц) как фактору развития компетенций учащихся. Цель – воспитать обученную, компетентную личность, владеющую не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом анализа, способами его проведения, умением и опытом создания собственного текста.
-
Деятельностный подход к обучению на уроках литературы 2012
Статья помогает формировать мышление через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия).
-
Деятельностный подход к обучению на уроках литературы. Урок внеклассного чтения по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный" 2011
Цель урока: показать определяющее влияние эпохи на судьбу и характер человека на примере романа А.К. Толстого "Князь Серебряный".
-
Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления 2009
Урок литературы посвящен работе с текстом небольшой миниатюры В.П. Астафьева "Записка" из сборника "Затеси". Несмотря на маленький объем, рассказ дает возможность обсудить важные нравственные проблемы, оценить поступок сына и выразить свое сочувствие к брошенной сыном старой матери, выразить свое отношение к позиции автора - он предлагает публично пороть таких "сынков".
-
Джордано Бруно. Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики" 2008
Внеклассное мероприятие из цикла "Физики и лирики". Посвящено жизни и деятельности Джордано Бруно, итальянского ученого, философа и поэта. Показывается роль ученого в развитии и отстаивании взглядов Н.Коперника, создании новой картины мироздания, значение идей Бруно для развития науки и мировоззрения.
-
Джыккайты Шамил "Дыууадас дзырды". Амдзавгайыл куыст 2023
Шамиль Джикаев начал писать стихи, будучи учеником 9-го класса. Первые стихотворения Джикаева вышли в 1962 году в сборнике молодых поэтов. В 1964 году была издана его первая книга «Совесть». Он много и успешно работал в области художественного перевода. Джикаев перевёл на осетинский язык драмы «Король Лир» Шекспира, «Царь Эдип» Софокла, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, стихи Роберта Бёрнса, Фридриха Шиллера, Михаила Лермонтова.
-
Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе 2016
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС.
-
Диагностика умений коммуникации учащихся. Процедуры диагностики умений читать с пониманием и излагать мысли письменно 2020
Цель диагностики: выявление уровня сформированности умений коммуникации (умения самостоятельно изучать литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в письменной форме) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки образовательных задач. Диагностику рекомендуется проводить не реже двух раз: в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и ближе к его завершению (апрель). Для своевременной коррекции работы педагогов и индивидуальных образовательных программ учащихся целесообразно выборочное проведение диагностики в середине учебного года. Результаты диагностики учитываются при планировании индивидуальной работы всеми педагогами, так как они являются основой для надпредметной составляющей индивидуальной образовательной программы ученика.
-
Диагностическая работа по литературному чтению для 2-го класса 2012
Данная диагностическая работа содержит спецификацию и КИМ для ученика (текст и вопросы к нему). Работа позволяет учителю начальных классов определить уровень осознанности навыка чтения в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы; уровень сформированности следующих общеучебных умений: правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
-
Диалект и говор города Кимры Тверской области 2017
Цель урока: составить толковый словарь диалектных слов; выявить особенности кимрского диалекта; осуществить наблюдение за фонетическими, лексическими, словообразовательными, морфемными, морфологическими явлениями в речи кимряков.