Как построить урок литературы, чтобы задеть за живое каждого и вызвать желание высказаться, чтобы любой ученик чувствовал свою сопричастность тому, о чём так заинтересованно говорят на уроке? Жалко тех учеников, которым нечего сказать о произведении, потому что оно не прочитано, не пережито, не понято. Но, даже прочитав, ученик не может до конца познать все секреты обаяния произведения, все тайны текста (в единстве формы и содержания).
Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть построена на основе радости того, что учитель незаметно дает возможность ученикам самим быть первооткрывателями загадок, которые таит произведение, а ученик чувствует себя личностью, духовно равной учителю.
Современная технология развития критического мышления через чтение и письмо активизирует всех учеников, вызывает интерес к произведению и инициирует чтение, что исходит от самого ученика. Учитель же создает условия: ученик не просто получает готовую информацию, а открывает ее в деятельности. Работа с текстом по этой технологии происходит в три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.
- Вызов
Урок “Исповедальное слово В.П. Астафьева” (по рассказу “Записка” из сборника “Затеси”).
Оформление доски:
- фотография писателя на берегу Енисея
- слова “исповедь” и “затесь”
- исповедь (по Ожегову) - откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях;
- затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.
Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст рассказа В.Астафьева “Записка”.
- Слово учителя.
Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.
Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный наш век люди читают мало, и писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов-миниатюр, например, ”Мгновения” Ю.Бондарева, “Зёрна” В.Крупина, “Камешки на ладони” В.Солоухина, “Крохотки” А.Солженицына. “Таким образом скорее можно “настичь” бегущего, вечно занятого работой, “затурканного” бытом современного читателя”, - пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику “Затеси”. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.
- Работа в группах начинается с вызова - осмысления названия рассказа.
Вопросы для размышления:
- что обычно пишут в записке,
- кому и когда пишут записку?
- о чём может быть рассказ с таким названием?
Ответы: в записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным. Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.
Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.
Возможные ответы:
- уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;
- судя по записке, речь идёт о существе женского рода;
- слово “прокорм” обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.
После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из
Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так
сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город
собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В
карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую
записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки
я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и
всем было слышно.
Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.
Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность - так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!
Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:
- оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;
- сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни матери?
Звучат разные версии-объяснения. Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?
Следующий этап работы - в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери, что - о сыне?
Мать | Родной сынок |
|
|
Выступления групп - делается вывод по этим словам. “Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.
Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!
- Рефлексия.
На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об авторской позиции. Группы анализируют проблемную ситуацию: сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? То, что предлагает писатель – “пороть”, - это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать? Завершая работу, ученики пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – “по кругу”). Эти записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем.
Рефлексия заканчивается выступлением групп:
- Первая группа
Фразеологизмы:
- сыновний долг
- быть в неоплатном долгу перед матерью
- отдать последний долг
В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?
- Вторая группа
Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в рассказе-миниатюре и не оставил читателя равнодушным.
На заключительном этапе пишется синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)
Синквейн 1-й группы:
- Человечность.
- Суетный, отвлечённый.
- Родился, вырос, ”забыл”.
- Вложил…
- Занятость!
Синквейн 2-й группы:
- Сынок.
- Родной, действующий.
- Вырос, привёз, ”забыл”.
- Записка-рекомендация.
- Ужас…
Синквейн 3-й группы:
- Мать.
- Старая, брошенная.
- Ждёт, оглядывается, плачет.
- Сердце ноет от жалости.
- Горе.
В конце урока ученица исполнила на скрипке “Мелодию” композитора Дворжака, которая прозвучала как выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни…
Нравственный урок извлёк каждый, не было ни одного ученика, который не принял бы участие в обсуждении в своей группе, не участвовал бы в сочинении синквейна. Самые логичные синквейны сочинили мальчики. После урока ребята подошли к выставке книг В.П.Астафьева, а учителю было радостно рекомендовать его произведения. “Царь-рыба”, “Печальный детектив”, “Последний поклон”, “Прокляты и убиты”, “ Последняя пастораль”. Напечатаны они в разные годы в “Роман - газете”, в журналах “Новый мир”, “Юность”, в современном журнале для школьников “Путеводная звезда” (прекрасный повод показать ученикам эти издания!) Несмотря на грустную тему урока, было понятно, что цель достигнута: равнодушных не было!