Диагностика умений коммуникации учащихся. Процедуры диагностики умений читать с пониманием и излагать мысли письменно

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 4


Цель диагностики: выявление уровня сформированности умений коммуникации (умения самостоятельно изучать литературу, то есть читать с пониманием, и излагать прочитанное в письменной форме) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки образовательных задач.

Диагностику рекомендуется проводить не реже двух раз: в начале учебного года (сентябрь–октябрь) и ближе к его завершению (апрель). Для своевременной коррекции работы педагогов и индивидуальных образовательных программ учащихся целесообразно выборочное проведение диагностики в середине учебного года. Результаты диагностики учитываются при планировании индивидуальной работы всеми педагогами, так как они являются основой для надпредметной составляющей индивидуальной образовательной программы ученика. Имеющийся инструментарий позволяет проводить диагностику учащихся 4 классов.

В ходе работы диагностируется уровень сформированности следующих умений:

  • находить в тексте информацию, заданную в явном виде;
  • делить текст на смысловые части;
  • находить информацию, заданную в неявном виде;

Определять тему, главную мысль текста;

  • озаглавливать текст, смысловые части текста;
  • объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информацию, найденную в тексте;
  • формулировать собственное мнение по проблемам, поднимаемым в тексте, привлекая для аргументации дополнительные сведения;
  • воспроизводить письменно прочитанный текст: подробно, с соблюдением авторской логики, не искажая фактов, без речевых ошибок.

При проверке письменного теста рекомендуется исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, но не оценивать за это работу, так как в текстах могут встречаться слова и предложения с ещё не изученными орфограммами и пунктограммами (что тем не менее не влияет на понимание текста). Однако, поскольку подобранные тексты в целом соответствуют возрасту и уровню знаний учащихся, при необходимости педагог может оценивать орфографию и пунктуацию согласно принятым нормам. Но эта оценка не должна влиять на результаты настоящей диагностики, поскольку её цель – проверка надпредметных умений, а не ЗУН по русскому языку.

Материалы для диагностики:

  • Пояснительная записка, содержащая элементы спецификации.
  • Кодификатор умений коммуникации, проверяемых в ходе диагностики (далее – кодификатор).
  • Бланки с текстами и заданиями к ним (в двух вариантах).
  • Лист примерных ответов.
  • Схема анализа диагностической работы.

В пояснительной записке содержится информация о цели работы, составляющих диагностического пакета, шкале оценки сформированности общих умений коммуникации а также некоторые рекомендации по выполнению заданий учащимися, порядку проведения, проверки и оценивания работ.

В логике поставленных целей работы составлен кодификатор. В нём отражены основные макроумения – самостоятельно изучать литературу (представленное в работе заданиями на понимание текста); умение выражать мысли письменно (представленное заданиями на изложение прочитанного в письменной форме, то есть воспроизведение). В кодификаторе указаны также проверяемые микроумения и соответствующие им номера заданий работы.

Уровень сформированности умения самостоятельно изучать литературу диагностируется при помощи заданий, направленных на проверку умений:

  • делить текст на смысловые части;
  • озаглавливать текст и его смысловые части (выносить в заголовок главное);
  • определять тему и главную мысль текста;

Находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде (отвечать на вопросы);

  • объяснять смысл слов или выражений, опираясь на информацию, найденную в тексте;
  • формулировать собственное мнение по проблемам, поднимаемым в тексте, привлекая для аргуменации дополнительные сведения.

Выполнение последнего задания требует от ученика не только находить в тексте нужную информацию, но и сочетать её с дополнительными сведениями (аргументами, при мерами) делать собственные выводы.

Уровень сформированности умения излагать прочитанное в письменной форме текста проверяется отдельным заданием. Перед учащимися стоит задача изложить прочитанный текст подобно, с соблюдением авторской логики, не искажая фактов, без речевых ошибок. В зависимости от задач диагностики могут проверяться, напротив, умения передать содержание сжато или с изменением лица. Следует подчеркнуть, что умение понимать и умение воспроизводить текст неразрывно связаны. Без сформированности одного практически невозможно добиться качественного выполнения другого.

Каждый ученик для выполнения получает два бланка. Бланк № 1 – это бланк с текстом и заданиями к нему. На этом бланке предусмотрено место для ответов учащегося. Бланк № 2 – это чистый лист для письменного воспроизведения текста. После выполнения на бланке № 1 заданий на понимание текста, перед тем как сдать его учителю и приступить к изложению, ученик переписывает в бланк № 2 свои заголовок и план текста. Кроме того, каждому ученику выдаётся чистый лист – черновик.
Оптимальный объём текста для двухчасовой (2 урока) работы в 4 классах – от 90 до 110 слов.

Порядок проведения диагностики.

Оптимальное время работы – 2 академических часа. Рассадить в шахматном порядке. Перед началом выполнения работы учитель проводит с учащимися краткий инструктаж.

Организация процедуры проверки работ.

Целесообразно перераспределить работу таким образом, чтобы каждый педагог проводил и проверял диагностику в классах (учебных группах), в которых он не ведёт занятия. Это увеличит объективность проверки и исключает фактор личной заинтересованности. Проверять работу могут не только учителя начальных классов или русского языка, но и преподаватели других предметов, работающие в данном направлении. Каждому проверяющему выдаётся полный пакет документов: пояснительная записка, кодификатор содержания, тексты с набором заданий к ним, лист примерных ответов на задания, схема анализа диагностической работы, - всё это является необходимым условием качественной проверки.

Оценивание работ.

Каждое верно выполненное задание в работе оценивается в 1 балл, невыполненное, неверно выполненное, не полностью (частично) выполненное – в 0 баллов. Исключение составляют задания на разделение текста на смысловые части  и их озаглавливание, где допускается одна неточность (при этом ученик получает 1 балл).

Анализ результатов диагностики.

При проверке работы первоначально баллы выставляются на полях в бланке № 1 и под написанным изложением в бланке № 2. По результатам диагностики выставленные баллы заносятся в схему анализа работы. Схема анализа составлена таким образом, что в ней уже частично присутствуют критерии оценивания каждого задания. Здесь также прописывается максимальное количество баллов, которое можно набрать, выполняя работу. На основании полученных результатов суммы баллов по столбцам) делается вывод об уровне сформированности у каждого ученика общих умений коммуникации. Можно говорить о трёх уровнях)устойчивый, неустойчивый, начальный) сформированности общих умений коммуникации; умений понимать текст, умений воспроизводить текст письменно без искажений. В основе характеристики уровней лежит степень выраженности умения. В количественном отношении уровни определяются следующим образом:

  • устойчивый уровень – 85% заданий и выше;
  • неустойчивый уровень – 40-85% заданий;
  • начальный уровень – менее 40% заданий.

Диагностический материал.4 класс

Пояснительная записка

Цель работы: выявить уровень сформированности общих умений коммуникации (умения читать с пониманием и умения излагать мысли письменно) учащихся для определения их образовательных дефицитов и постановки дальнейших образовательных задач.

Время выполнения: 80 минут (2 урока).

Шкала оценки: за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл; за неверно выполненное – 0 баллов. Баллы, набранные за задания 2, 4, 5, 8, 9, 10, умножаются на коэффициент 1,5 Таким образом, значимость заданий, проверяющих понимающие умения, в определении уровня сформированности умений коммуникации увеличивается.

Максимальное количество баллов: 20.

Количество вариантов: 2.

Особенности проведения и проверки работы:

  • задания 2-10 выполняется индивидуально на бланках;
  • для выполнения задания 11 ученик выписывает свой заголовок и план текста (задания 2, 5) на отдельный чистый лист, а затем выполняет  на нём письменный пересказ текста;
  • проверку  и оценивание работы производит учитель после сдачи бланков.

Баллы выставляются в схему анализа работы.

Шкала оценки сформированности общих умений коммуникации

Уровень сформированности умений

Понимание (задания 2-10)

Воспроизведение (задание 11)

Общие умения коммуникации

Высокий

14-16 баллов

4 балла

17-20 баллов

Средний

5-13 баллов

2-3 балла

7-16 баллов

низкий

0-4 балла

0-1 балл

0-6 баллов

По количеству набранных баллов учитель делает выводы об уровне сформированности общих умений коммуникации ученика.

Определение уровня сформированности необходимо, если учитель не имен возможности на этапе планирования и на самом занятии работать с каждым ребёнком, а только с группами детей. В этом случае определение уровня понимающих умений или умений воспроизведения позволяет условно объединить детей в одноуровневые группы для более эффективной работы.

Для проверки работы к пакету прилагается лист ответов.

К речевым ошибкам относятся:

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы шокированы прекрасной игрой актёра.

Неразличение схожих по звучанию, но разных по значению слов и их ошибочное употребление.

Были приняты эффективные меры.

Употребление слов в разной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к данной проблеме, пытался направить слушателей в другую колею.

Употребление лишних слов.

Очень прекрасный молодой юноша.

Употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

В рассказе рассказывается.

Неоправданное повторение слова.

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает своей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель направился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений.

У меня в своём воображении сразу возникла картина.

Орфографическую и пунктуационную грамотность педагог оценивает согласно принятым нормам. Эта оценка не влияет на определение уровня сформированности общих умений коммуникации, так как данная работа не является контрольной по русскому языку.

Пакет диагностических материалов.

А). для учителя: данная пояснительная записка; кодификатор; лист ответов; схема анализа результатов мониторинга;

Б). для ученика: бланк № 1 с текстом и заданиями к нему (1-10); бланк № 2 – чистый лист дл выполнения задания 11.

Кодификатор умений коммуникаций, проверяемых в ходе диагностики

Понимание

Умение читать с пониманием:

 

- озаглавливать текст, смысловые части текста

2, 5

- разделить текст на смысловые части

4

- находить в тексте информацию, заданную в явном виде

3. 6, 7

- объяснить значение слова, опираясь на текст и привлекая дополнительные сведения

8

- находить информации, заданную в неявном виде (определить тему текста, главную мысль текста)

9, 10

Воспроизведение

Умение излагать мысли письменно (воспроизводить письменно прочитанный текст):
- подробное изложение;
- соблюдение логики изложения;
- верное изложение фактов;
- отсутствие речевых ошибок

11