Литература
-
Урок литературы "Дубровский и Троекуров: друзья или враги" 2014
На уроке анализируется отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский», содержащий ссору между Андреем Дубровским и Троекуровым, т. к. он ключевой для развития дальнейших событий. Наряду с анализом текста перед учащимися ставится вопросы личностного характера: какое значение дружба и друзья имеют в жизни человека, может ли сохранение дружеских отношений быть превыше физического и материального благополучия, как поступать, если возникла ссора с близким человеком.
-
Урок литературы "Есенин и музыка" с использованием информационных технологий 2008
Наблюдение над поэтическим текстом и выявление лексических выразительных возможностей языка в произведениях С.Есенина, музыкальности и красочности его поэзии. Поэт то задумчив, то весел, его язык метафоричен и обладает яркой образностью. В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вся поэзия Есенина – музыка.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Урок литературы "Жизненные испытания Матрены Тимофеевны" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо…"). 10-й класс 2013
Цель урока: показать, что героиня Н.А. Некрасова побеждает суровые жизненные испытания силой любви, умением бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.
-
Урок литературы "Жизненные уроки героя" по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» 2017
Цель урока: продолжить формирование у детей на примере жизни главного героя такие духовные ценности, которые делают человека добрым и бескорыстным. Задачи урока: формировать навык работы с текстом литературного произведения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; формировать умение оценивать свои и чужие поступки, основываясь на общечеловеческих нравственных ориентирах.
-
Урок литературы "Жилин и Костылин: разные судьбы"
2013
Урок обобщения и систематизации материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Групповая и индивидуальная работа объединяет усилия учеников и учителя при обучении составлению сравнительной характеристики главных героев.
-
Урок литературы "Жить не по лжи". Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор" 2009
Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу "Матрёнин двор" при изучении курса литературы в средней школе. О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили "Матрёнин двор". Его называли "блистательным", "подлинно гениальным" произведением.
-
Урок литературы "Звезда в колодезном ведре"
2012
Урок по творчеству и биографии новгородского поэта Леонида Федоровича Усяченкова. Изучение литературы родного края дополняет общую картину русской литературы, развивает навыки анализа художественного текста, учит эстетической ориентации в ранее неизвестном литературном материале. Литературное краеведение обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2012
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма.
-
Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство"). 7-й класс 2012
На уроке изучается 13-я глава повести Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся знакомятся с творчеством писателя, учатся извлекать нравственные уроки из классической литературы.
-
Урок литературы "Как стать крылатым" (по сказке-притче Ф.Сологуба "Крылья") 2008
На уроке литературы в 5-м классе рассматриваются особенности жанра притчи. Знакомство с биографией писателя, медленное чтение, инсценировка сказки, сопоставление её с другими произведениями искусства - пути постижения нравственных проблем человеческой души. На уроке используются индивидуальные и групповые формы работы.
-
Урок литературы "Клен – сквозной образ в лирике Есенина". 11-й класс 2020
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта; знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»; воспитывать интерес к слову поэта.
-
Урок литературы "Когда закрывается занавес…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2009
Заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» не только позволит обобщить изученное и в процессе обсуждения выявить основную идею произведения, но и будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Инсценировки, в которых участвуют дети, прививают навыки публичного выступления, воспитывают интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок литературы "Л.Андреев. Рассказ "Кусака" 2020
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем, понимание авторской позиции, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Урок литературы "Лирика военных лет" 2012
Урок проводится на 2-м курсе обучения в разделе «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет». В ходе урока рассматривается поэзия, соединяющая высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Война изображается не как геройство и подвиг, а как проверка на человечность. Цель урока: пробудить чувство сопереживания приобщением к исповедальной и искренней лирике, доходящей до сердца каждого человека.
-
Урок литературы "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи". 11-й класс 2019
Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, изобразительное искусство.
-
Урок литературы "Любить – значит жертвовать собой ради любимого" (по роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" 2009
Данный урок - знакомство с творчеством великого французского писателя, поэта, драматурга XIX века В.Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери" - это "художественная энциклопедия Средневековья", где каждый герой по-своему проявляется в любви, но не каждый из героев способен на жертвенную любовь. Ведь "умирать от любви - значит жить ею".
-
Урок литературы "Люблю отчизну я…" (10-й класс) 2009
Урок проводится в форме французской мастерской. Учащиеся и присутствующие работают в группах до 5–6 человек. Задача урока: посредством стихов Лермонтова не только выяснить его отношение к Родине через сами стихи, но и вглядеться самому в свое внутреннее Я.
-
Урок литературы "Любовная лирика А.С. Пушкина" (9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся анализируют, что входит в понятие «любовь», знакомятся с «донжуанским» списком великого поэта и его героинями, а также со стихотворениями, обращёнными к этим женщинам. В заключение урока ребята представляют сообщение о потомках поэта.
-
Урок литературы "Людей неитересных в мире нет …" (по рассказу Ю.Яковлева "Багульник") 2012
Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева «Багульник» решает важную нравственную проблему в формировании личности ребенка, а именно: воспитывает уважительное отношение к человеку и животным. Наше время нуждается в таких людях, как главный герой рассказа «Багульник». Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце рыцаря, сердце преданного друга.
-
Урок литературы "М.М. Пришвин "Кладовая солнца"" 2014
Цель урока: выяснить особенности писательского дарования М.М. Пришвина, смысл названия произведения. На уроке учащиеся, используя текст произведения, определили важную роль взаимодействия человека и природы, выяснили, что сказка-быль Пришвина учит тому, что нельзя потребительски относиться к природе.
-
Урок литературы "М.Ю. Лермонтов "Бородино"" 2014
Урок расширяет представления ребят о биографии писателя, развивает интерес к его судьбе и творчеству.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.
-
Урок литературы "Мальчик с ручкой": почему люди стоят с протянутой рукой? (По материалам рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке") 2014
На уроке создается ситуация, в которой дети сами выбирают личность писателя для изучения (из предложенных). В ходе урока они знакомятся с основными этапами жизни Ф.М. Достоевского, читают и анализируют отрывок из его произведения «Мальчик у Христа на елке», ведут этическую беседу, стимулом к которой становится художественный текст. Все это подчинено единой идее: учить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Урок литературы "Мог ли Герасим поступить иначе?". 5-й класс 2017
Цели урока: углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; привлечь их внимание к судьбе Герасима; учить художественному пересказу, рецензированию; способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
-
Урок литературы "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя "Шинель""
2011
Данный урок способствует достижению следующих целей: углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатываются навыки анализа прозаического текста. Формируется представление о мотиве обиды в повести "Шинель".
-
Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс
2013
Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, фактами биографии, которые оказали влияние на мироощущение поэта. В ходе урока учащиеся принимают участие в беседе по статье учебника (домашнее задание), выступают с сообщением о жизни поэта, обучаются ассоциативному анализу лирического произведения.