Представление проектов на тему "Пушкин – наше все". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • формирование и развитие навыков научной и творческой работы;
  • интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения литературы, информатики, изобразительного искусства;
  • развитие коммуникативных умений;
  • обогащение духовного мира учащихся.

Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация, оформление и представление сведений об А.С. Пушкине.

Время работы над проектом: две недели

Режим работы: внеурочный, урочный.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

Предполагаемые приращения: новое содержание по теме «Творчество А.С. Пушкина».

Развитие УУД:

  • Познавательные: развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде презентации, текста;на основе анализа объектов делать выводы;обобщать и классифицировать по признакам.
  • Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом;оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные: развитие умений слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме; работать в группах.
  • Личностные: развитие умения выказывать своё отношение к объекту своего исследования, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Я рада приветствовать 9 класс; урок у нас с вами необычный – мы с вами осваиваем новый вид деятельности – проектную; а это значит, что мы вместе сочиним урок; вы – мои соавторы, вы – мои самые главные судьи.
176 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы.
Пушкин окружает нас повсюду…
И чтобы это было не только внешнее, формальное окружение, мы поставили проблему увидеть Пушкина в разных направлениях и с точки зрения разных людей: Пушкин-художник, иллюстратор; произведения Пушкина в иллюстрациях, портреты Пушкина; музеи-заповедники Пушкина.
Выдвигая проблему проекта, вы поставили перед собой именно такие вопросы: все знакомы с традиционным представлением о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; а каким Пушкина видели художники – иллюстраторы, и совпадает ли их видение с нашими представлениями о поэте? А сам Пушкин, делая быстрые наброски к своим произведениям, не помогает ли по-новому прочесть те или иные шедевры? Каким поэта видели художники-современники? И т.д.

– Деление на 5 групп позволило вам искать собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация ваших проектов на тему «Пушкин? Пушкин. Пушкин – наше все!»

  • 1 группа «Произведения А.С.Пушкина в иллюстрациях»
  • 2 группа. «Пушкин – талантливый художник, иллюстратор»
  • 3 группа «Портреты А.С. Пушкина»
  • 4 группа «Музеи – заповедники А.с. Пушкина»
  • 5 группа «Потомки А.С. Пушкина»

Для оценки проекта предлагается экспертная карта, которую заполняют эксперты, а экспертами сегодня являются все присутствующие.

Экспертная карта проекта группы №__________________________________

№ группы Название проекта Оценка Примечание (узнали новое +)
1 Пушкин – иллюстратор, художник    
2 Творчество Пушкина в иллюстрациях    
3 Портреты Пушкина    
4 Музеи-заповедники Пушкина А.С.    
5 Потомки А.С.Пушкина    
    Итого: № понравившегося проекта

2. Защита проектов

Группа №1 А.С. Пушкин – талантливый художник, иллюстратор. Нам было интересно узнать, что Александр Сергеевич много раз изображал себя в рисунках. Сохранилось около 60 его автопортретов. Он был не только талантливым поэтом, но и хорошим портретистом-графиком. Поэт хорошо знал своё лицо, подчёркивал в нём ганнибаловские черты, которые он называл «арапскими», «африканскими», говорил о себе «потомок безобразный». Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой литературе мы встречаем у П.В.Анненкова, который заметил, что рисунки в рукописях Пушкина «обыкновенно повторяют содержание написаннойпьесы,воспроизводяее».
В последние годы исследование рисунков Пушкина по сути дела выросло в особую отрасль пушкиноведения, которая пытается нащупать некие новые пути осмысления творческого процесса, проникнуть в таинство рождения поэтического слова.
Пушкин любил определение «быстрый» и часто им пользовался. Все его иллюстрации начертаны быстро, с легкостью. Поэт и сам признавался, что его рисункам часто сопутствует смятение, душевное волнение, что в такие минуты рука его чертит машинально, « забывшись».По своему расположению в рукописях Пушкина рисунки неразрывно связаны с текстом. Так же, как и стихотворения, рисунки Пушкина посвящались друзьям, какому-то событию.
Пушкин любил определение «быстрый» и часто им пользовался. Все его иллюстрации начертаны быстро, с легкостью. Поэт и сам признавался, что его рисункам часто сопутствует смятение, душевное волнение, что в такие минуты рука его чертит машинально, « забывшись».По своему расположению в рукописях Пушкина рисунки неразрывно связаны с текстом. Так же, как и стихотворения, рисунки Пушкина посвящались друзьям, какому-то событию
Пушкин думал стихами, размышлял ими – как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками – как художник. Слово сменялось графическим образом. Рисунки либо повторяли текст – подчеркивали его, либо вторили ему – усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее.Наиболее известны его автопортреты, в которых он любит изображать себя в профиль .
Пушкин рисовал не только себя, но и все, что было ему близко и интересно. При этом он рисовал не с натуры, что говорит об его отличной зрительной памяти. Он рисовал, как портреты своих литературных героев, так и портреты своих друзей (их было около 100)
Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. Пушкина мы знали как талантливого, гениального поэта; как автора прозаических произведений; но еще мы узнали Пушкина как художника – иллюстратора.
Стремительность, быстрота, легкость Пушкинской строки – она и в его иллюстрациях.

Группа №2. Изучая творчество Александра Сергеевича, читая его произведения, мы часто видели иллюстрации к ним. Мы захотели узнать, кто иллюстрировал произведения А.С. Пушкина Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) – русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства. Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993) – советский график, художник-иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Иллюстрировал сказки А.С.Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и Рыбке», 1951)

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987, Москва) – советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).
Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
Не менее интересны современные иллюстрации к произведениям Пушкина.

Группа №3. «Портреты А.С. Пушкина» «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" , – писал Пушкин. Первый портрет Пушкина – Ксавье де Местр "Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.
В 1822 году впервые напечатана поэма “Кавказский пленник”. К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. На гравюре мы видим кудрявого мечтательного юношу, устремившего вдаль отрешенно задумчивый взор. Мягкие, округлые черты лица совсем еще детские. В памяти современников поэта, по ассоциации, скорее всего, возникло широко известное изображение Байрона на портрете работы Ричарда Уэстала. Та же поза, воротник, выражение вдохновенного лица – все свидетельствовало, что перед зрителем поэт.
Художник Кипренский А.О. А. С. Пушкин 1827г
Художник Василий Тропинин Александр Сергеевич Пушкин 1827

Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них стали классическими, по праву войдя как лучшие изображения Пушкина в историю русской и отечественной культуры. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Живопись, создавая эффект пульсации поверхности изнутри, насыщает лицо живым дыханием, оно как бы озаряется мыслью, нервна, трепетна изысканной красоты, кисть руки, руки, державшей перо.
Сила духовной выразительности этого лица такова, что вначале не замечаешь костюм, а на Пушкине обычный светский сюртук, шотландский плащ на плечах, зеленый шелковый галстук – все, вплоть до прически, по моде тех лет. Человек Пушкин – в своей эпохе. Но пространство вокруг его фигуры – вне времени. Будто светящийся зонтом, сложный цвет фона и Музы с лирой – романтическая метафора тонкого смыслового значения.

В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и подарил его своему другу С.А.Соболевскому.
За несколько месяцев до создания портрета Кипренским в Москве, куда Пушкин приехал вначале из Михайловского, был написан другой портрет поэта – В.А. Тропининым. Два разных художника-современника – и две различные образные концепции, два “разных Пушкина”. Тропининский при его внутренней эмоциональности – это Пушкин-человек, через детали быта, стол, костюм, кольцо-талисман). Он на нем в домашнем халате, ворот белой рубаха распахнут. В таком облачении он садился за работу. И рядом никаких поэтических символов, как на портрете Кипренского. Там он один из приближенных Аполлона, призванных к священной жертве. А на полотне Тропинина – просто Пушкин. Пушкин веков. Лицо прекрасно. Открыто. Взгляд устремлен вдаль, задумчив, сосредоточен.

Копии с портрета работы Тропинина: А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу.

И.Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Даже в монографии Грабаря "Репин" о портрете ничего не сказано. Находится в Праге.
П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г. Бумага, акварель. Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками.
Портрет А.С.Пушкина. И.Е.Вивьен де Шатобрен 1826 – нач. 1827 г.
Справа внизу на портрете надпись: «J.V.». На обороте паспарту надпись внука поэта Е.А.Боратынского – А.Н.Боратынского: «Портретъ подаренный Пушкинымъ Евгенiю Абрамовичу Боратынскому. А. Боратынскiй». Ниже тем же почерком: «Этотъ портретъ заклеен въ рамку, по преданию, собственноручно Алекс. Сергеевич. Пушкинымъ».
Н.В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем его модель.
С.Г.Чириков (?). Портрет А.С.Пушкина. 1810-е гг. Бумага, акварель.Наиболее вероятный автор портрета – Сергей Гаврилович Чириков (1776 – 1853), лицейский учитель рисования и гувернер.

Справка об авторе: Сергей Григорьевич Чириков, проучившись 12 лет в Петербургской Академии художеств, окончил её в 1794 году 18-летним юношей с малой серебряной медалью. Успешное окончание Академии не всегда обеспечивало карьеру, и Чириков долго служил в чертёжной команде флота в самом незначительном чине коллежского регистратора, затем – секретарём в медико-филантропическом комитете. С момента основания Лицея в 1811 году 35-летний Чириков служил в нём гувернёром (до 1814 года), а с 1812 года тридцать лет – учителем рисования.
Чириков часто рисовал своих воспитанников, но, возможно, они не дорожили этими портретами, и сохранилось всего два рисунка лицеистов – Сергея Ломоносова и Александра Пушкина. Портрет Пушкина, изображающий задумавшегося подростка, очень привлекателен своей простотой и достоверностью, особенно хорошо нарисованы глаза. Но рисунок Чирикова, выполненный на бумаге пастелью и раскрашенный акварелью, был не пригоден для гравирования (Пушкин ошибался, думая, что портрет литографирован), для гравирования рисунок нужно было перевести в штриховой оригинал.
Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г.Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой.
Т. Райт. "Портрет Пушкина". 1837 г.Гравюра на стали. В этом портрете И.Е. Репин подметил: "Обратите внимание(...) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум."
Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева
Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали – черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.

Рушева Надежда Николаевна

Пушкин – это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина, возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней Наде Рушевой инстинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году, впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей, последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Надя Рушева изучила всё творчество поэта. 150 рисунков создала на тему биографии поэта. Посмотрите: это Пушкин-ребёнок, это Пушкин в 30 лет, это Наталья Николаевна. Но любимый образ художницы - Пушкин-лицеист. Поэт, склонившийся над книгой, читающий друзьям свои стихи, Пушкин, хохочущий среди лицеистов.
Нельзя не полюбить того Пушкина, какой открылся юной художнице. Если бы Надя Рушева жила, создала бы о Пушкине больше. Но судьба отпустила ей только 16 лет, она скончалась от кровоизлияния в мозг. Десять тысяч рисунков и композиций оставила Надя. Её рисунки хранятся в 70 музеях страны.

Группа №2. Изучая творчество Александра Сергеевича, читая его произведения, мы часто видели иллюстрации к ним. Мы захотели узнать, кто иллюстрировал произведения А.С. Пушкина Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) – русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства. Борис Александрович Дехтерёв (1908–1993) – советский график, художник-иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966). Лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Иллюстрировал сказки А.С.Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и Рыбке», 1951)
Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987, Москва)– советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

Группа № 4

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", с конца 3-й и по начало 7-й главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие. Приехав в Михайловское из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское – увозит поэт в душе своей, покидая эти места. Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском – годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художникотворца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Светогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину. Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях. (Группа чтецов: «Вновь я посетил», «Домовому», «Я помню чудное мгновенье»)

Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень.Осень 1833 г., после поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться»Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц. Достоверно известно, что в Болдино Пушкин: Седьмого января закончил стихотворение "Бесы"; восьмого сентября – "Элегию" девятого сентября – повесть "Гробовщик" ; четырнадцатого сентября – повесть "Станционный смотритель"; четырнадцатого сентября написал предисловие к "Повестям Белкина"; двадцатого сентября – окончил повесть "Барышня крестьянка" ; двадцать пятого сентября – восьмую главу "Евгений Онегин"; двадцать шестого сентября – написал стихотворение "Ответ анониму".

Музей Пушкина на Арбате. 23 января 1831 года А.С. Пушкин заключил договор о найме квартиры в особняке на Арбате, принадлежавшем дворянской семье Хитрово. Сюда после венчания А.С. Пушкин привез свою молодую жену. Здесь прошли первые три месяца счастливой семейной жизни Пушкины.

Музей – квартира Пушкина на Мойке в Петербурге. В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни –лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. «Дорогой отец, прежде всего –вот мой адрес: на Мойке близ Конюшенногомосту в доме княгини Волконской» – так писал поэт своему отцу. «Кабинет был просторный, светлый, чистый, но в нем ничего не было затейливого, замысловатого, роскошного, во всем безыскусственная простота и ничего поражающего» В кабинете Пушкин провел последние 46 часов своей жизни.

Музей Александра Сергеевича Пушкина в Молдове. 21 сентября 1820 г. Александр Сергеевич прибыл в Кишинёв и остановился в доме генерала Инзова, в котором сегодня и находится музей. В музее представлены материалы, имеющие отношение к жизни поэта в Кишиневе, – гравюры, картины, скульптурные изображения, предметы декоративного искусства конца XVIII – начала XIX вв., а также издания его произведений, написанных в Бессарабии.

«…Его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха... мало-помалу стала называться пушкинской... Он победил и время, и пространство»

Группа №5 Потомки Пушкина. Фамилия Пушкиных появилась на рубеже 14-15 веков от Григория Александровича, сына потомка Радши в шестом колене, прозванного Пушкой за громкий голос. Дети его уже были Пушкины. Есть ветвь более древняя. Бабушка Мария Алексеевна по матери своей происходила из рода Ржевских, который восходит к легендарному Рюриху. Поэт был потомком Рюриха в 33 колене. Не менее знамениты предки поэта по линии матери Надежды Осиповны Ганнибал. Дети Пушкина:

1. Мария Александровна – старшая дочь Пушкина – прожила 87 лет. В письмах поэта есть много упоминаний о любимице Машке, они дают нам понять, что Пушкин был заботливым, нежным отцом. Образование она получила дома. Её отличали аристократические манеры, умение держать себя в обществе. Была она очень красива. Встречалась с Львом Толстым. Её внешний облик так поразил писателя, что черты Марии Александровны он запечатлел в образе Анны Карениной. Красивой она осталась и в старости. В1860 году Мария Александровна вышла замуж за генерала Гартунга, который был незаслуженно обвинен в махинациях, и застрелился. С тех пор она жила в Москве, заботясь о своих племянниках. Но она немало делала для увековечения памяти А.С. Пушкина. К 100-летию со дня рождения поэта в Москве была открыта библиотека имени Пушкина. Среди ее создателей была и дочь Пушкина. Умерла она в 1919 году голодной смертью, не успев получить назначенную ей советским правительством пенсию. Похоронена Мария Александровна Гартунг на кладбище Донского монастыря.

2. Старший сын поэта Александр родился 6 июля 1833 года. Окончил с отличием Пажеский корпус. Его ждала военная карьера, которая завершилась званием генерал- лейтенанта. А.А.Пушкин бережно хранил вещи, связанные с памятью об отце, его рукописи и книги. Он был дважды женат, у него было семь дочерей и четыре сына. Умер Александр Александрович 19 июля 1914 года в Тульской губернии, по его завещанию прах его перенесли в Лопасню (ныне город Чехов).

3. Григорий Александрович. Второй сын поэта Григорий родился 14 мая 1835 года. Военный, хороший хозяйственник и охотник, искренний природолюб, знающий садовод – таким его знали современники. Много путешествовал по Франции. В 1866 году он стал владельцем Михайловского. Был он гостеприимным хозяином, жизнерадостным, остроумным, радушным человеком. И внешностью, и характером очень напоминал отца. В 1883 году женился на Машковой, урождённой Мельниковой. Детей у них не было. К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина Григорий Александрович для увековечения памяти отца передаёт Михайловское государству. Вместе с женой он переехал в ее имение Маркучай под Вильнюс. Последние годы жизни Григорий Александрович много занимался благотворительной деятельностью. Умер 15 августа 1905 года и похоронен в парке имения Маркучай.

4. Последним ребёнком в семье была Наталья. Она родилась 23 мая 1836 года. Чем-то она очень напоминала отца, а прелестные черты матери придавали ей особое очарование.Это была очень яркая, волевая натура, обладавшая пылким нравом и твёрдым характером. Самостоятельная в своих решениях, она на семнадцатом году жизни. вопреки воле матери, вышла замуж за полковника Михаила Дубельта. У них было трое детей, но через восемь лет после замужества Наталья Александровна оставила мужа, человека жестокого, неуравновешенного. Своей младшей дочери мать передала письма отца. Публикацию этих писем Наталья Александровна поручила И.С Тургеневу, они появились в «Вестнике Европы». Вторым мужем её стал принц Николай Нассауский. Умерла она в Каннах 10 марта 1913 года, .по её воле прах рассыпали на могиле мужа в Висбадене.
5. Достойную жизнь прожили внуки Александра Сергеевича. Их было девятнадцать. Сыновья и дочери Александра Александровича много сил и душевного здоровья положили на то, чтобы сделать для простых людей доступными образование и медицинскую помощь «Моё семейство умножается, растёт», – радовался когда-то поэт.Сегодня его потомков на земле, живых и ушедших, – почти две с половиной сотни. «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, этим единственным наследием, доставшимся мне от них», – писал поэт. Разве не призывает нас поэт изучать свою родословную, свои корни?

Родословная поэта не исследована полностью. Кто-то из вас, ребята, может стать исследователем корней великого поэта.

3. Вывод по уроку

– Ребята, вы все справились с заданием, а главное, поняли, что Пушкин – это целый мир, который можно изучать, познавая всё время новое, ибо к нему, как он сам говорил, «не зарастёт народная тропа». К нему будут обращаться ещё и ещё. Пушкин – это «наше все».
Представление проектов, на мой взгляд, прошло успешно. Если у активных, неравнодушных слушателей возникли замечания, вопросы, мы попросим их озвучить, группы по этим замечаниям откорректируют что-то в проектах.

Презентации учащихся (Приложение 1)