Цель урока:
- показать роль поэзии периода “оттепели” в общественной жизни страны;
- дать краткий обзор – характеристику поэзии “шестидесятников”.
Проблема: – Почему первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”?
Технология “Дискуссии, использующие иерархию ценностей” (Д.Ондрошек “Воспитание в духе прав человека” (перевод сделан В.Луховицким в 1996 г.), c предварительной работой в малых группах.
Для свободной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упорядочивании положений в соответствии с иерархией ценностей.
Организационный момент:
Деление на группы из 4-х человек и определение ролей (историки – те, которые получили домашнее задание подготовить материал об историческом периоде - 50–60-е годы; поэт, гражданин, зритель).
У каждой группы сборники стихов выбранного поэта, листы бумаги (А4), фломастеры и оценочные листы каждого участника (приложение 1).
Установление законов дискуссии и речевого этикета.
Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов.
Учитель предлагает записать на чистых листах проблемный вопрос ,который следует обсудить. Учитель говорит небольшую речь и раздает каждой группе тезисы ,из которых учащиеся должны выбрать несколько положений , которые находятся для них на первых местах и несколько положений, которые ,по их оценке, находятся на последних местах.
Ход урока
Учитель: Мы сегодня на уроке будем говорить о необычном всплеске поэзии, который произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Не думаю, что это было увлечение именно поэзией: просто время дыхнуло свободой, а поэты это дыхание перенесли в свои стихи (презентация).
Ведь искусство особенно чувствительно к переломным периодам в эволюции общества. В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – около 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Название “оттепель” этот период получил с легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.
А какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, а какие из них стали знаковыми для этой эпохи, вам и предстоит выяснить.
Следует отметить, что время поражало наивной открытостью и человечностью. Людям разрешали быть просто людьми. “Шестидесятники” считали, что “режим можно очеловечить, что он сам хочет очеловечиться”. Советский строй казался непоколебимым, надо только снять с него коросту сталинизма. Таким образом, духовное раскрепощение советских людей в годы “оттепели”, либеральные настроения – все это подготовило почву для грядущей перестройки. Сам дух времени был “оттепельным”. Об этом вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: “Создавая “Современник”, мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогало обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!”
1 этап. Ученики начинают работать с тезисами (см.приложение 2). По сигналу учителя ученики начинают обсуждение между собой и выбирают 2-3 положения, важные с их точки зрения.
2 этап. От каждой группы выступают по очереди: историк и защищает точку зрения своей группы; поэт (по выбору); гражданин; зрители, используя оценочные листы, выставляют баллы выступающим.
3 этап. Каждая группа пишет письмо к поэту (по выбору) того времени - это и будет ответ на проблемный вопрос).
4 этап. Каждая группа выбирает представителя, который читает письмо.
5 этап. Подведение итогов.
Список использованной литературы.
- Алексеева Л. Поколение оттепели. Издательство: Захаров. 2006.
- Дериглазова Р.Х. Поэзия “новой волны”. Новосибирск: НГУ 1991.
- Евтушенко Е.А. Антология русской поэзии. Минск: Полифакт. 1995.
- Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. – М.,1990.
- Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., 2004.