Урок – размышление. Я жив не единым хлебом…
Эпиграф к уроку:
Я жив не единым хлебом,
А утром, на холодке,
Кусочек сухого неба
Размачиваю в реке...
Цель:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Шаламова;
2. Увидеть художественное своеобразие рассказа “Апостол Павел”;
3. Попытаться ответить на вопросы: зачем необходимо нам читать такие рассказы,
важны ли они для нас? почему важно хранить память о прошлом?
Ход урока по рассказу В. Шаламова “Апостол Павел”.
Презентация. Слайд 1.
1. Мотивация. Актуально ли это в наше время читать В. Шаламова?
2. Этот урок я назвала “ Я жив не единым хлебом…” – это строка из стихотворения Шаламова. Как вы понимаете эти слова? Какой человек, по-вашему, мог это сказать?
(Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение. Так мог сказать человек, переживший и испытавший многое.)
3. Давайте обратимся к биографии, докажем, что это действительно так и попробуем найти болевые точки.
4. Сообщение ученика.
Слайд 2–3.
- Родился в Вологде, покровителем которой считался Варлаам Хутонский, позже исправил свое имя и превратился из из Варлаама в Варлама.
- Отец священник, преданный своему делу, более 12 лет был миссионер на Аляске.
- В доме была большая икона с огромным ликом Христа в терновом венце, позже узнал, что это репродукция с картины Рубенса “Христос в терновом венце”, которую отец освятил по всем законам и молился перед ней до конца жизни.
- В 1924 года Шаламов уехал из Вологды и устроился работать дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцево,
- Отец молился всю ночь на коленях, когда в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права,
- В 1929 19 февраля 1929 года был арестован, за распространение так называемого завещания Ленина (“Письмо к съезду”).
- В 1937 12 января Шаламов был повторно арестован “за контрреволюционную троцкистскую деятельность” .
- В 1943 году Шаламов получил новый 10-тилетний срок “за антисоветскую агитацию”. (Назвал Бунина русским классиком.)
- Он провел в лагерях 20 лет .
(Эти факты взяты из книги “Несколько моих жизней”.)
5. Чтобы хоть в какой-то мере погрузиться в лагерную атмосферу, почувствовать нерв рассказа, я предлагаю вам посмотреть фрагмент документального фильма. Надеюсь, что после этого вы станете несколько ближе к автору, к этому трудному времени.
Слайд 4. Фрагмент фильма можно получить у автора статьи.
6. Почему об этом необходимо писать и читать? Знать? Ваше мнение.
А писатель так отвечал на этот вопрос
Слайд 5. “Я пишу не для того, чтобы описанное не повторилось. Так не бывает ... Я пишу для того, чтобы люди знали, что пишутся такие рассказы, и сами решились на какой-нибудь достойный поступок”.
7. Шаламов считал: необходимо жить, чтобы помнить. Он говорил: “ Все мои рассказы прокричаны” . Как вы понимаете эти слова?
8. Обратимся к рассказу. От чьего лица ведется повествование? А какую роль играет рассказчик? Можно ли сказать, что рассказ имеет автобиографическую основу? Если да, то докажите это.
(Повествование идет от 1 лица: рассказчик – я.)
Автобиографические черты:
- уже побывал в тайге, побывал и в доходягах и полусумасшедшим попал с прииска на пересылку.
- Я не был ни печником, ни слесарем, ни агрономом. Но мой высокий рост,
- встретив у меня знание каких-либо популярных евангельских историй
- Я рассказал ему все, что знал об апостоле Павле
8. Кто, по-вашему, является главным героем? (Фризогер.)
9. Зачем нужны второстепенные герои? Кто они? Почему даны истории героев? (Все герои так или иначе соприкасаются с Фризогером. Мало того, его все любили. Почему? Важно показать, что все разные, но он ко всем относится по-человечески. )
Слайд 6.
10. Если Фризогер является главным героем, познакомимся с ним поближе. Кто он? О каких 2-х жизнях говорит нам повествователь.
Портрет –
- Но
Герой противопоставлен другим, но, интересно, что это же и сближает его с ними.
Слайд 7.
10. Имя и фамилия главного героя явно указывают на библейские мотивы. Давайте разберемся.
Интересно посмотреть и на профессии нашего героя .
Пастор – столяр. Все это так или иначе отсылает нас к библейским мотивам, тем более, что само название рассказа несут в себе глубокий смысл. Плотник . -а, м. Рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий. II прил. плотницкий, -ая, -ое и плотничий, -ья, -ье.
Стол’яр, -а, м. Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. С. – краснодеревщик. II прил. столяр-ский, -ая, -ое
11. Какие события находятся в центре рассказа? Как они взаимосвязаны? Где завязка рассказа ?
История с апостолом Павлом.
История с письмом.
Пастор забывает имя одного из апостолов, все в этом мире перевернуто.
История Павла мы слышим из уст рассказчика. Что он мог рассказать?
Слайд 8.
12. Обратимся к названию рассказа. Интересную особенность отмечает исследователь Е. В. Волкова: “Несомненно одно – название – ключ к тексту и одновременно его составная часть”.
Заголовок – точка отсчета в восприятии понятийной системы произведения и потому предмет особого внимания, ключ к концептуальной структуре произведения. Подобное религиозное название свидетельствует о намерении автора акцентировать внимание на значимости внутреннего мира, на мотиве сохранения самого себя в жестоких условиях.
Святой Павел первоначально носил имя Савл. Таким образом, из гонителя превратился в одного из основоположников христианской религии.
Интересно, что имя Павел происходит от латинского слова “паулюс” (маленький), а сам апостол Павел называл себя “наименьшим из апостолов”
Слайд 9. История апостола Варфоломея.
13. Интересно, что эти истории , на первый взгляд, остались за кадром.
Как эта история повлияла на дальнейшее развитие событий?
Что мы узнаем о дочери?
Фризогер доверяет ему, показывает самое дорогое, рассказывает о дочери.
…мы стали еще большими друзьями.
– Вот, – сказал он, протягивая мне крошечную обломанную фотографию – “моменталку”. Это была фотография молодой женщины, с каким-то случайным, как на всех снимках “моменталок”, выражением лица. Пожелтевшая, потрескавшаяся фотография была бережно обклеена цветной бумажкой.
– Это моя дочь, – сказал Фризоргер торжественно. – Единственная дочь. Жена моя давно умерла. Дочь не пишет мне, правда, адреса не знает, наверно. Я писал ей много и теперь пишу. Только ей. Я никому не показываю этой фотографии. Это из дому везу. Шесть лет назад я ее взял с комода.
14. Как вы думаете, если писал письма, то, очевидно, обратный адрес был. Почему оправдывает дочь? (Хочет верить, любит её, надеется.)
15. Но история с апостолами на этом не исчерпывается, она дает ещё более глубокий виток. Если апостол Павел приходит к вере ,то апостол Варфоломей принимает страдание за веру.
Но есть и другая библейская история. История Иуды. Какой мотив звучит здесь, но уже на более глубоком, внутреннем уровне. (Мотив предательства самого близкого человека, дочери; ведь жена умерла.) Именно с появлением дочери прозвучит ещё один мотив: мотив семьи.
Слайд 11. Давайте посмотрим, как это решается на уровне рассказа.. (Антитеза.)
Дочь Отказ Письмо Предательство |
лагерник запрос Парамонова уничтожение ответа на письмо любовь |
Это решается и на уровне пространства. Обратимся к пространству в рассказе:
Открытое: дом – дочь мир свободы предательство, отказ от отца |
Закрытое: Колыма – лагерь – заключенные
мир несвободы между заключенными и Фризогером выстраиваются человеческие отношения |
Вывод: мир перевернут: здесь, в лагере, его все любят, а тот, кто должен любить предает.
16. Как вы понимаете конец рассказа. Почему вспоминал ?
Вскоре меня куда-то увезли, а Фризоргер остался, и как он жил дальше – я не знаю. Я часто вспоминал его, пока были силы вспоминать. Слышал его дрожащий, взволнованный шепот: “Питер, Пауль, Маркус...”
Что хотел прокричать писатель? Кому предназначен этот крик? Зачем необходимо нам читать эти рассказы? Важны ли они для нас? Чему учит или не учит рассказ
Слайд 12. Сам В. Шаламов писал : “Мои рассказы – это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе”.
Оставаться человеком во всех смыслах этого слова.
Сохранять чувство человеческого достоинства.
Жить по законам совести.
Уважать окружающих людей.
Помнить о близких.
Не предавать.
Это люди, которых лагерь не сумел сломить, растоптать, которые сумели противостоять обстоятельствам, смогли сохранить всё человеческое в себе.
17. Домашнее задание: напишите сочинение на одну из тем:
- Символика названия рассказа “Апостол Павел”.
- Что хотел и что прокричал В. Шаламов в своем рассказе “Апостол Павел”.
- Найдите литературные параллели с рассказом “Апостол Павел”.
18. Надеюсь, .Мне бы хотелось закончить урок песней группы “Наутилус Помпилиус” “Апостол Андрей”.