Литературная игра "Русская литература XVIII века". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Класс: 9

Цель: Обобщение знаний по теме “Русская литература 18 века”;

Задачи:

  • формирование умения “добывать” информацию, развитие навыка самостоятельного поиска нужной информации в источниках различного типа;
  • развитие связной устной монологической речи;
  • воспитание интереса и уважения к русской литературе, истории родного языка.

Опережающее задание:

  • Повторить сведения, изученные в разделе “Литература 18 века”.
  • Провести исследовательскую работу и выяснить значения устаревших слов (по группам): аксамит, агнец, буки, понт, духовник, желна, потылица, умет, клобук, василиск, алкать, шуйца, присный, пращур, ланиты, орати, простоволосый, забобоны, шереширы, толмач, очеса, выя, рамена.
  • Подготовить вопросы для другой команды по номинациям “Личность 18 века”, “Кому принадлежат слова”, “Угадай героя”, “Знай теорию литературы”, “Забытое слово” и др.. (или подготовить кроссворд для другой команды).

Ход игры

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-игра. Наша цель – обобщить знания по теме “Русская литература 18 века”.

Подводя итоги 18 века, века Просвещения в России, А.Н.Радищев писал: “О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешь/ Истину, вольность и свет...” Этот век действительно был веком великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. 18 век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу воображению и уму.

Проявите сегодня свою находчивость, эрудицию, знание материала. Помните, что вы –команда! Успехов! У вас всё получится!

Деление на две команды методом жеребьевки.

Конкурс первый “Названия команд”

В течение 3-5 минут вы должны будете придумать литературное название своей команды и ваш девиз.

Оригинальность в баллах оценит наше жюри (20 и 10 баллов).

Конкурс второй “Капитанский”

Капитаны команд могут принести в вашу копилку баллы.

Для двух капитанов подготовлены карточки. Ваша задача – соединить имена и фамилии известных писателей и поэтов 18 века. Каждый правильный ответ – 10 баллов.

А Денис Иванович 1 Державин
Б Михаил Васильевич 2 Мольер
В Гавриил Романович 3 Фонвизин
Г Жан-Батист 4 Радищев
Д Александр Николаевич 5 Карамзин
Е Николай Михайлович 6 Ломоносов

Карточки проверяются жюри, озвучиваются баллы.

Конкурс третий “Кто умнее?”

При изучении древнерусской литературы и творчества поэтов и писателей 18 века мы сталкиваемся с большим количеством устаревшей и малоупотребительной лексики. Сейчас мы выясним, кто не поверхностно читает художественные произведения, кто интересуется историей русского языка... (* Данные задания по устаревшей лексике уместнее подготовить заранее. Например, по группам провести исследовательскую работу. Но никаких подсказок во время игры на столах не должно быть.)

Командам раздаются вопросы. Одна команда задает вопросы другой команде. Если противоположная команда затрудняется ответить, дается возможность самим ответить на вопрос. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Начинает задавать вопросы та команда, чей капитан набрал большее количество баллов.

В данном конкурсе вам нужно не только дать правильный ответ, но и объяснить, доказать своё мнение.

Вопросы

1) Можно ли сшить платье из аксамита? (Ответ: да, т.к. аксамит – это бархат)

2) Агнец – это...

А) ангел Б) ягненок В) огонь (Ответ: Ягненок)

3) Где вам могли встретиться Буки?

А) в лесу Б) в книге В) на карте

(Ответ: В книге, буки – название буквы Б в церковнославянской азбуке)

4) Что такое понт?

А) свойство характера Б) море В) извержение вулкана (Ответ: Море)

5) Духовник – это...

А) человек, играющий на духовых инструментах

Б) Человек, создающий духи

В) Человек, совершающий церковные обряды

(Ответ: В) т.к. духовник, это священник, принимающий исповедь)

6) Сколько у желны ног?

А) 4 ноги Б) 2 ноги В) 6 ног (Ответ: Желна – это дятел, поэтому 2)

7) Покажите на себе потылицу. (Ответ: Это затылок)

8) Кому нравится умет?

А) медведю Б) свинье В) собаке (Ответ: Умет – это грязь, нечистоты, поэтому Б)

9) Клобук носят на...

А) на голове Б) на шее В) в кармане

(Ответ: Клобук – высокий монашеский головной убор, поэтому А)

10) Василиск – это...

А) сын Василия Б) цветок В) нечистая сила

(Ответ: Василиск – дракон, змей, нечисть, поэтому В)

11) Алкать – это...

А) пить Б) бежать В) хотеть (Ответ: Алкать – сильно жаждать, хотеть.)

12) Покажите шуйцу. (Ответ: левая рука)

13) Присный – это...

А) родной Б) вкусный В) несоленый

(Ответ: присный – это родной, близкий)

14) Пращур – это...

А) динозавр Б) название болезни В) отец прапрадеда

(Ответ: пращур – это предок, отец прапрадеда или прапрабабушки)

15) Какого цвета бывают ланиты?

А) красного Б) зеленого В) синего

(Ответ: красного, так как ланиты – это щёки)

16) Сколько раз в году крестьяне орали?

А) один Б) два В) сто (Ответ: Орать – орати - пахать)

17) Простоволосый – это...

А) без волос Б) без шапки В) без кудрей

(Ответ: с непокрытой головой, без головного убора)

18) Можно ли верить забобонам?

А) Да Б) Нет (Ответ: Забобоны – это бредни, сказки, выдумки)

19) Где использовались шереширы?

А) на рыбалке Б) в игре В) на войне

(Ответ: шереширы – уже неизвестный ныне военный снаряд)

20) Что необходимо, чтобы стать толмачом?

А) Хорошо рисовать Б) быстро бегать В) знать языки (Ответ: Толмач – это переводчик)

21) Во время брани (битвы) живот можно...

А) набить Б) отрастить В) потерять (Ответ: Живот – жизнь, потерять)

22) Покажите на себе очеса... (Ответ: Очи, очеса – это глаза)

23) На вые носят:

А) шапку Б) шарф В) очки (Ответ: Выя - шея)

24) Сколько у вас рамён?

А) два Б) три В) десять (Ответ: Рамена – это плечи)

Подводятся итоги конкурса.

Конкурс четвертый “Только факты! Кто больше?”

В течение 3-4 минут вы должны будете вспомнить факты из жизни и творчества М.В. Ломоносова.

А затем – по очереди каждая команда будет называть по одному факту. Выиграет та команда, которая назовет больше фактов, т.е. скажет последний. Победителю – 20 баллов.

Например:

1) Ломоносова звали...

2) Ломоносов родился...

3) В ... году он...

Конкурс пятый “Литературный кроссворд” или “Домашнее задание”

В данном конкурсе учащиеся могут предложить другой команде заранее подготовленный кроссворд по вопросам из литературы 18 века или просто задать друг другу вопросы по номинациям “Личность”, “Кому принадлежат слова”, “Угадай героя”, “Знай теорию литературы”, “Забытое слово” и др..

Возможные вопросы:

1) Короткое стихотворение, часто не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какие-либо конкретное лицо. (эпиграмма)

2) Какому литературному герою принадлежат слова: “В большом свете водятся премелкие души...”, “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время...”, “Глупому сыну – не в помощь богатство...” (Стародум)

3) Кто из писателей 18 века принял участие в работе Российской академии наук и составил словарь синонимов (сам писатель называл их “сословами”). (Фонвизин)

4) О ком Екатерина II сказала “Бунтовщик хуже Пугачева”? (О Радищеве)

5) Настоящая фамилия этого французского писателя – Поклен. (Мольер)

6) Драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах. (Комедия)

7) Литературное направление, одним из важных принципов которого было подражание образцам античности. (Классицизм)

8) О ком А.С. Пушкин писал так: “Первый наш историк и последний летописец...” (Карамзин)

9) Это слово стало значимым в эстетике классицизма. “Ratio” – так называли его древние римляне. (Разум)

10) Тонкая, скрытая насмешка. (Ирония)

11) “Третий лишний” с точки зрения социального происхождения: Державин, Ломоносов, Карамзин. (Ломоносов)

12) До него говорили “квадратуум”. Как это слово звучит сегодня и кому мы этим обязаны? (Квадрат, М.В. Ломоносов)

13) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый конфликт, завершающийся часто гибелью героя. (Трагедия)

14) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму. (Василий Кириллович Тредиаковский)

и др.

Конкурс шестой“Буриме”

Буриме – это веселая литературная игра. Возникла она во Франции в первой половине 17 века, когда некий поэт Дюкло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами: стихотворения потерял, но заготовленные для них рифмы остались.

Друзья поэта были весёлые люди, они взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилась игра буриме, в переводе с французского – “рифмованные концы”.

Сейчас я предлагаю написать стихотворение по данным рифмам:

1)___________________________ пуста

___________________________ не сияет

___________________________ не текут

___________________________ оседает

___________________________ труд

2) _________________________ чувство

___________________________ любви

___________________________ искусство

___________________________ оживи

___________________________ в сердца

___________________________ лица

Команды зачитывают получившиеся стихотворения.

Жюри оценивает каждое стихотворение команд. 10, 15 или 20 баллов.

Пока жюри оценивает:

Первые рифмы взяты из стихотворения М.В. Ломоносова:

Земля казалася пуста:
Взглянуть на небо – не сияет,
Взглянуть на реки – не текут,
И гор высокость оседает;
Натуры всей пресёкся труд.

Так Ломоносов попытался отразить горе россиян после смерти Петра I.

Вторые рифмы взяты из стихотворения Г.Р. Державина “Русские девушки”:

Неистово, роскошно чувство,
Нерв трепет, мление любви,
Волшебное зараз искусство
Вакханок древних оживи.
Жги души, огнь бросай в сердца
От смуглого лица...

Конкурс седьмой “Чёрный ящик”

В этом чёрном ящике находится слово. Об этом М.В. Ломоносов писал:

“...есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник...”

Минута на размышление.

Ответ: из чёрного ящика учитель достаёт слово НАУКА.

Подведение итогов игры. Подсчитаем баллы и объявим победителей.

М.В. Ломоносов надеялся, что учёные подобные Ньютону будут рождаться и в России: “Что может собственных Платонов/ И быстрых разумов Ньютонов/Российская земля рождать...” Я думаю, что среди вас уже есть такие – среди вас будущие великие ученые, поэты, писатели, журналисты, врачи, инженеры... Удачи во всех начинаниях!