Цели:
– познакомить с литературным объединением ОБЭРИУ, его членами и их
творчеством;
– дать понятие о юморе как явлении литературоведческом, основанном на
эстетической категории комического;
– научить восприятию различных видов искусства, базирующемуся на понимании
философской, эстетической сущности творчества;
– расширить понятие “русский авангардизм”;
– показать две функции смеха: созидающую и разрушающую личность.
Оборудование: презентация, карточки, выставка книг, видеопроектор, компьютер.
Предварительная подготовка: 5 человек готовят сообщения о русском авангарде, 4 человека готовятся выступить в роли обэриутов, классу даётся задание найти в разных словарях определение юмора и познакомиться с биографиями поэтов, подготовить вопросы для пресс-конференции.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учащихся | Время | |
1. | Организационный момент.
Цели и задачи урока. |
Запись темы и эпиграфа. | 2 |
2. | Русский авангард. | Проверка домашнего задания: сообщения. Конспект лекции. |
9 |
3. | Пресс-конференция с поэтами-обэриутами. | Класс задает вопросы подготовленным ученикам, исполняющим роли поэтов. | 10 |
4 | Особенности поэтики обэриутов. Лекция с элементами беседы. | Проверка домашнего задания: определения
юмора. Конспект лекции. |
4 |
5. | Чтение произведений | Работа в группах. Анализ произведений. | 10 |
6. | Обсуждение проблемного вопроса: “Почему у поэтов группы ОБЭРИУ трагические судьбы?” | Слушание песни В.Долиной, беседа. | 5 |
7. | Домашнее задание. | 2 | |
8. | Заключение. Итог урока. | 3 |
1.
Всегда требуют, чтобы искусство было
понятно, но никогда не требуют от себя
приспособить свою голову к пониманию.
К.Малевич.
Сегодняшний урок и должен послужить средством к тому, чтобы вы подготовились понимать необычное искусство. Для этого мы познакомимся с русским авангардом, побеседуем с поэтами-обэриутами, почитаем их произведения. Вопросы на сегодняшний урок звучат так: “Почему у поэтов-обэриутов трагические судьбы? Почему их на долгие годы “исключили” из литературы?” (Презентация. Слайды 1, 3, 4)
2. Знакомьтесь – русский авангард. Проверка домашнего задания.
Сообщения учащихся: “Авангард в русской живописи”, “К.Мельников и братья Веснины – архитекторы авангарда”, “Авангард в музыке 20–30-х годов”, “Театр В.Мейерхольда”, “Символ космоса” К.Малевича” .(Слайды 5–15)
Вывод (записывается в тетради):
Русский авангард – это К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, Н. Гончарова, О.Розанова и другие в живописи, Константин Мельников, Леонид, Виктор и Александр Веснины в архитектуре, А Скрябин, И.Стравинский, С.Прокофьев в музыке, В.Э. Мейерхольд и А.Я.Таиров в театре.
Фридрих Дюрренматт, немецкий писатель, говорил: “Именно дух, духовная культура — сильнейшее оружие России. Искусство авангарда было одним из первых примеров яркого развития новой культуры в России. “Русский авангард” стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом”. (Слайд 16)
3.1 Слово учителя.
Русский литературный авангард 20–30-х годов – явление разнородное. Оно включает в себя романы о Москве А.Белого, повести Е.Замятина, мажорные призывы В.Маяковского, мрачную насмешку А.Введенского. Почти все представители авангарда выступили в поддержку революционных преобразований в стране. В начале. К середине 20-х годов авангард разъединяется. Одна его часть, заметно политизируясь, всё более смыкалась с официальным искусством. Бывшие защитники новых форм делались яростными пропагандистами идей “великого перелома”, переводя их на язык плаката, броского лозунга, темпераментного памфлета.
Другая часть, не принявшая “перелом”, полностью или частично, отвернулась от современного ей политического языка, от его псевдозлободневности, погружаясь в глубины индивидуального сознания или же уходя в сверхличностные проблемы.
К этой, второй части авангарда, принадлежали ленинградские писатели, входившие в группу ОБЭРИУ. В условиях, неблагоприятных для творчества, они создали свою оригинальную творческую систему. Здесь и философские “столбцы” Н.Заболоцкого, и “случаи” Д.Хармса, и “разговоры” А.Введенского, и “хвалы” и “бичующие послания” Н.Олейникова. (Слайд 17)
Давайте познакомимся с обэриутами. Представим, что к нам на пресс-конференцию пришли эти люди. Какие вопросы вы бы им задали?
3.2. Пресс-конференция. Одним из участников зачитывается отрывок из Декларации ОБЭРИУ (Слайд 18), другой – представляет членов группы. (Слайды 19–24)
Затем класс задаёт вопросы, “поэты” отвечают.
(Примерные вопросы и ответы.)
Вопрос. | Ответ. | |
Д.Хармс | Как расшифровать ОБЭРИУ? А “У”? |
Объединение реального искусства. “У” – так просто, смеха ради… Потому что кончается на “У”… |
Как Вам удаётся смешить людей? | Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой молча, пока кто-нибудь не рассмеётся | |
Какова Ваша цель? А в литературе? |
Я хочу быть в жизни тем же, чем
Лобачевский был в геометрии. “Очистить предмет от шелухи литературных понятий” и посмотреть на него “голыми глазами”. |
|
Ваши интересы? | Меня интересует только “чушь”; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своём нелепом проявлении | |
Правда ли, что Вы сказали как-то, что дети – это гадость? А почему тогда писали детские стихи? | Писал, чтобы выжить, не умереть с голоду. Вынужденно. Потому – и “гадость”. | |
А.Введенский | Кто такие чинари? | Будущие обэриуты. Это литературно-философское содружество пяти человек, каждый из которых, хорошо зная свою профессию, в то же время не был узким профессионалом и не боялся вторгаться в “чуждые” области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка. |
О чем Вы пишете? | О времени. О смерти. О Боге. | |
Правда ли, что “Ёж” обучал детей хулиганству? | Если отсутствие скучного морализаторства и веселье называть хулиганством, то – да, правда. | |
К.Вагинов | Почему во всех Ваших романах герои
что-нибудь коллекционируют? А Вы коллекционер? |
Коллекция – это способ сохранения. Я люблю собирать книги. Я самостоятельно выучил старо-французский и итальянский, чтобы читать забытых авторов. Хочу знать испанский и греческий. А еще люблю собирать всякие безделушки… |
Ваши произведения автобиографичны? | Да, конечно. Например, вечер “Три левых часа” пародийно изображен в романе “Труды и дни Свистонова”. | |
Вы состояли во множестве литературных групп и кружков. Зачем? | Хотел попробовать себя. Но в 1922 году решил работать один.. | |
Правда, что вы умеете танцевать? А что ещё? | Да, менуэт, экосез умею.. И множество экзотических блюд знаю. А вот электрическое освещение не люблю. Предпочитаю свечи | |
Н.Олейников | В Ваших стихах – совсем не поэтические “герои”: блохи, жуки, кузнечик, мухи, таракан … Почему? | Все пуговки, все блохи, все предметы
что-то значат. И неспроста одни ползут, другие скачут. Я в очертаниях неслышный разговор… |
Вы воевали в Красной Армии, работали в пролетарских газетах. Вы большевик? | Я в ВКП(б) с 1920 года. | |
Д.Хармс сказал, что Ваш стих злит порой и мало в нём искусства”. Как Вы к этому относитесь? | Не может быть, чтобы я был поэтом в самом деле. Я редко пишу. А все хорошие писатели графоманы. Вероятно – я математик, готовлю к печати результаты своих работ в области теории чисел |
4. Лекция.
Поблагодарим юношей, перевоплотившихся в поэтов, и обратимся к творчеству членов группы ОБЭРИУ. Развивая мысли футуристов, обэриуты считали, что искусство реально, как действительность, и живёт по своим законам, имеет свою логику.
Логика в произведениях обэриутов необычна, странна, притивоположна принятой. Вместо логики у них алогизм, вместо связей, развития – фрагментарность, случайность, вместо психологии, характера – маска. Главный герой – чудак, отпавший от века. (Слайд 27) Особенностью этой логики были фантастичность действия и персонажей, условность пространства, походившего на сценическую площадку. Аналог такой логики – в сновидениях, волшебных сказках. В гоголевской фантасмагории “петербургских повестей”. А если ближе – в футуристических драмах, в гротескных персонажах Хлебникова, свободно разгуливавших по периодам истории. Обэриуты заставляли говорить покойников, переносили действие с земли на небеса, подслушивали беседу лошадей и воробьев. Они катили время в обратную сторону, а когда надоедало – растягивали его, как резиновый шланг. Столь же свободно обращались они и с категорией причинности, а потому в их изображении всегда нелепо выглядят те, кто считает, что причина найдена. В творчестве обэриутов было много парадоксального. Подобно Малевичу, они создавали свои миры. Чтобы понять эти миры, нужно помнить о природе и сущности юмора. (Слайд 28)
Вопрос классу: “Какие определения юмора вы нашли в словарях?”
Комическое – категория эстетики, отражающая социально-значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала.
Комическое вызывает смех. В комедийном смехе заложено глубокое критическое начало. Однако комедийный смех не действует как всеобщее слепое беспощадное отрицание, т.е. разрушение. В нём заложен утверждающий потенциал, поскольку комедийный смех базируется на определённом эстетическом идеале. Такой смех стремится искоренить недостатки, разрушить существующую несправедливость и создать новую, принципиально отличную систему отношений.
Если же смех начинает своеобразно “приватизироваться”, становиться частным делом собственного самоутверждения, то вместо очищающего юмора, иронии, осуществляемых с любовью к человеку, мы видим издевательство, кощунство, излучение душевного холода. В этом случае смех ведёт к энергетическому истощению и к снижению жизнеспособности. (Слайд 29)
Бог смеха античной мифологии Мом, он же Момус, был любимейшим богом обэриутов. Н.Заболоцкий придумал формулу творчества: Мысль – Образ – Музыка. В различных культурах смеху отводились определенные моменты, когда он опрокидывал официальный порядок и становился полновластным хозяином в мире (карнавалы, скоморошеские праздники и др.). Были специальные служители смехового мира — люди, которым было позволено быть смешными, смеяться или смешить (шуты, скоморохи, балагуры, юродивые и др.).Смеховая культура существует давно, ещё с мифов. Противоречия смещения, смешения, смены, подмены, путаницы, бессмыслицы характерны для этой культуры. В этом обэриуты – традиционны.
5.1 Теоретически вы теперь вооружены, настало время познакомиться с произведениями обэриутов. Попробуем вместе проанализировать с позиций эстетического идеала “Голубую тетрадь № 10” Д.Хармса (слайд 30)
5.2. Класс делится на группы, каждой даётся карточка с произведениями одного из поэтов и заданиями (см. Приложения)..
6. Обратимся к вопросам нашего урока. Почему же так трагически сложились судьбы поэтов? Почему при жизни они смогли опубликовать очень немного? Почему их “исключили” из литературы?
Надеюсь, песня Вероники Долиной “Памяти Даниила Хармса” поможет нам ответить.
http://muzofon.com/search/Вероника%20Долина%20Обэриуты
(Слайд 31)
Чего опасались “голые короли” и “крепкие лбы”? Подумаешь: детские стихи, в которых волки учат геометрии, кошка летает на воздушных шариках, таракан дрожит перед вивисекцией, собака рисует… Что такого в том, что авторы отдают предпочтение непонятному, бессмысленному?
А вот непонятное-то и страшнее всего! Над чем смеются обэриуты? Над нелеростью, несуразностью. И видят это в современной жизни. Значит – “это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага”. Классовые враги. Не больше и не меньше. И только за то, что посмели быть непонятными для власть имущих. (Слайд 32)
Дети-то ведь обэриутов понимали! В журнале “Чиж” была традиция: ежемесячно проводить чтения в детском саду. Дети любили, понимали, принимали эту литературу, потому что воспринимали не с позиций политической направленности, а по-детски наивно, доверчиво, понимали юмор. Что же такое в юморе они видели, что не захотели увидеть взрослые (а может, испугались увидеть?), погубившие весёлых, остроумных людей?
Так вот юмор и видели, балагурство, шутку, курьёзность, неожиданность, чёткие границы между тем, что “хорошо”, и тем, что “плохо”. Говоря научным языком, ощущали тот эстетический идеал (конечно, на подсознательном уровне), который в любом смехе должен быть заложен. Только тогда этот смех во благо, а не во вред человеку. Нельзя, например, смеяться над убогими физически и духовно – они не виноваты в этом. Но вот над теми, кто сознательно делает себя ущербными, смеяться необходимо. Например, над теми, кто деньги ценит выше всего: “…и гладят их, и целуют, и к сердцу прижимают, и заворачивают их в красивые тряпочки, и нянчат их, как куклу. А некоторые заключают дензнак в рамку, вешают его на стену и поклоняются ему, как иконе. Некоторые кормят свои деньги: открывают им рты и суют туда самые жирные куски своей пищи” (Д.Хармс)
Конечно, над такими людьми надо смеяться, и в этом нам помогает мудрый юмор людей, живших почти 100 лет назад и называвших себя обэриутами.
7. Домашнее задание.
- Доделать конспект.
- Проанализировать предложенные тексты.
8. Заключение.
Благодарю всех, кто активно работал. Давайте оценим свою работу и работу одноклассников.
В заключение мне хочется прочитать вам ещё одно произведение.
Учитель читает рассказ Д.Хармса “Про собаку Бубубу”. (Слайды 33,34)
Я желаю вам интереса к непонятному, правильного отношения к неизведанному, любознательности и пытливости, желаю не уподобляться тем “крепким лбам”, которые на многие годы интересный пласт литературы просто-напросто прикрыли из-за своего невежества и страха. Пусть у вас будет достаточно энергии и желания “затратить усилия, чтобы труд, завещанный и подаренный нам поэтом, обратился … в благородную силу, обогащающую натуру, в силу, уводящую из захолустья эгоизма и ограниченности в пространство великого мира” (А.Платонов)
_________________________________
Некоторые пояснения.
Если у учителя возникнет желание расширить представление о русском авангарде, можно объединить урок литературы с уроком мировой художественной культуры, в курсе которой есть тема “Мастера русского авангарда”.
Для экономии времени можно ограничиться 2 вопросами для каждого поэта. Но практика показывает, что ученикам нравится этот этап урока и они с удовольствием задают вопросы. Предварительно, конечно, надо обговорить, что вопросы должны касаться творчества и личности поэта. Иногда учителю приходится пояснять ответы поэтов, уточняя биографические сведения. Например, о детских журналах (Слайды 25,26).
Для домашнего задания предлагаются либо те произведения, о которых на уроке не говорили (напомним: в ходе работы выбирается одно), или те, о которых ученики захотят рассказать.
При желании и наличии времени можно включить в урок видеозаписи.