Открытый урок по теме "Традиции классицизма. Особенности пьесы "Мещанин во дворянстве"

Разделы: Литература


“Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века...”.

Ж.-Б. Поклен

Оборудование: портрет Ж. Б. Мольера, тексты комедии "Мещанин во дворянстве", слайдовая презентация, запись сюиты Штрауса “Мещанин во дворянстве”, шахматная доска, таблица.

Цели урока.

1. Рассмотреть пьесу Мольера “Мещанин во дворянстве” как классицистическое произведение.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы.

3. Проанализировать эпизоды пьесы, выражающие авторское понимание своей задачи как драматурга.

4. Воспитывать критическое отношение к себе, окружающим и действительности.

План

1. Вступительное слово учителя.

2. Театр Мольера.

Сравнение с шахматной игрой.

3. Принципы классицизма.

4. Характерные черты классицизма в тексте.

5. Сообщение ученика “Особенности эпохи”.

6. Слайд “Два мира”.

7. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

8. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

9. Актуальность пьесы.

Ход урока

1. Театр Мольера

Живут в веках гордые колонны древнегреческого Парфенона, многоцветно сияют витражи Собора Парижской Богоматери, высятся статуи Микеланджело, приводит в трепет и ныне “Сикстинская Мадонна” Рафаэля… (Слайды)

Пока физически невредимы гранит, мрамор и краски – незыблемы и сами творения резца и кисти.

У театра этого свойства нет. Он бессилен перед неумолимым ходом времени. И должен умереть в тот миг, когда иссяк срок самого представления, но зато он обладает чудодейственным свойством воскрешения из мертвых… Сценический образ, как легендарная птица феникс, возрождается из пепла, герои вновь поднимаются на сцену, и театральная ветвь снова зеленеет и распускается цветами. Быть сразу в двух эпохах – такова норма классической драмы, и театр – посредник между гениями прошлого и нами.

2. Объявление темы, цели урока. Эпиграф (Слайды)

- Девиз классицистического театра: “изображая и высмеивая, воспитывать”. Как мы сегодня понимаем эти слова?

- Перед вами шахматная доска. Что общего в шахматной игре и классицизме?

- Назовите принципы классицизма. (Слайд)

- Назовите характерные черты классицизма в пьесе. Докажите примерами из текста?

- Почему М. обратился к этой теме?

Сообщение ученика “Особенности эпохи 17 в.”. (17 век - это время расцвета абсолютной монархии во Франции…).

- Прежде чем обратиться к содержанию пьесы, попробуем увидеть эту непростую эпоху в остановленных мгновениях на полотнах западноевропейских художников 17-18 веков. Репродукции картин сгруппированы на доске следующим образом: одна часть - картины, отражающие жизнь придворных кругов, так называемые “галантные празднества”, другая представляет сюжеты из жизни торговцев, богатых ремесленников.

Два мира. (Презентация).

Два мира мы увидели в этих остановленных мгновениях: мир аристократов и мир буржуазии, так называемого третьего сословия.

- К какому из них принадлежит главный герой комедии Мольера. Почему вы так решили? (Мир Ж.- мир покоя и уюта ,комфорта, простых радостей и удовольствий. Люди, представляющие его, довольны, богаты, но просты в своих нравах.)

- Есть ли в этом мире что-нибудь привлекательное. Что в нём главное? (Конечно, есть. В этом мире можно не притворяться, всё достаточно просто и понятно, деньги дают возможность получать от жизни все её радости. Ведь достаток, комфорт, уют – главные ценности этого мира)

- Кто представляет его в комедии Мольера? (Журден, г-жа Ж, Люсиль, Клеонт)

- Почему Ж. тянет в другой мир? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на другую половину нашей выставки. Как выглядит этот мир в глазах мещанина?

(И на картинах, посвящённых жизни придворных кругов, повторяются те же сюжеты: пиршества, концерты, гулянья и т.п. Но они более изысканны, утончённы, одежды героев роскошны, позы и жесты жеманны, иногда даже искусственны. Всё это больше похоже на праздник, на карнавал, чем на повседневную жизнь. Может быть и вся жизнь аристократов - бесконечный праздник?)

Всё это так привлекательно и заманчиво для мещанина!..

- Что ещё привлекает Ж. в мире дворян-аристократов?

В высшем свете Ж. привлекают изысканные манеры, изящные костюмы, приобщение к культурным ценностям, возможность общения со знатью и приближение к самому придворному кругу.

- Кто представляет этот мир в комедии Мольера?

(Дорант и Доримена. Они одеты по последней моде….Это те люди, которые являются для него воплощением аристократического мира). Но с другой стороны…

Вывод. Какой вывод следует из того, что вы сказали? (Вывод, который делает Мольер, заключается в том, что дворяне, служившие Журдену образцом, вовсе недостойны его, что аристократы - плуты, воры, бездельники. Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни).

На партах лежат карточки (озвучить). Подберите к данным словам контекстные антонимы, опираясь на текст. Вспомните, какие слова называются контекстными антонимами. (Контекстный антоним – лексическое средство выразительности. Слова противоположные по значению в контексте; словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте)

Особенности характера Журдена.

Глупость – сметливость (чтение диалога).

Невежество – стремление к знаниям.

Прозаичность, косность – чувство языка.

Подражание дворянству – стремление к преодолению мещанской ограниченности.

Тирания, самодурство – чувство семьи.

Вывод. Образ Журдена неоднозначен. Странно. В эпоху классицизма невозможно было появление такого героя (он должен быть только отрицательным или только положительным). Как невозможно появление такой фигуры (на шахматную доску поставить чёрно-белую пешку) в шахматной игре. А у Мольера так получилось… Это является одной из особенностей в тв-ве Мольера. Раньше такое было невозможно.

- Журден будто примеряет маску. Маска дворянина, а сущность мещанина. На протяжении всей пьесы М. использует противоречие между видимостью (дворянин) и сущностью (мещанин) господина Ж.

- Какая черта явно доминирует в образе Ж?

(Чудачество…. Давайте выстроим цепочку нарастания смыслового и эмоционального значения. Чудачество –– страсть – мания - этот стилистический приём называется градацией.

Градация расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием. (Запись на доске)

3. Идейно-художественное своеобразие пьесы.

- Назовите основную идею пьесы (в словах какого героя пьесы она сформулирована).

(Клеонт: “Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, - подобный род воровства, по-видимому, вошёл в обычай. Но я на этот счёт, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе Небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости”)

- К этими словами оппозиционирует чудачеству главного героя. Так ли это. Что происходит в конце пьесы. (Клеонт идёт на обман…)

Обратимся к особенностям композиции.

3. Вывод по уроку. Особенности пьесы.

- В чём особенность жанра произведения?

1. Комедия-балет (отрывок).

2. Какой приём из комедии дель-арте ввёл автор? (Сцена “любовная досада” – диалог)

- Кто над кем смеётся в этой сцене? Автор и зрители смеются над всеми, т.к. индивиды относятся к своим целям крайне серьёзно, они выступают” как объект чужого смеха”. Карнавальный же смех предполагает, герой смеётся над собой вместе со всеми. Сатирический и карнавальный смех довольно сложно сочетаются в пьесе.

- Комедия дель-арте (в которой объединяется слово, танец, пантомима, музыка, изобразительное искусство, и черты комедии характеров, построенной на изобличении черт характера, которые вызывают смех).

- Мольер стоял у истоков комической оперы - оперного жанра.

3. Отход от рамок классицизма. Нет абсолютно положительного и отрицательного героя.

4. Образ главного героя неоднозначен.

5. Две сюжетные линии. (Почему две? Первый сюжет представляет традиции французского фарса – М. изображает утратившего разум отца семейства, желающего приобщиться к дворянскому обществу. Вторая линия Клеонта и Люсиль. Она дважды пародийно оттенена - Николь и Ковель, Дорант и Доримена). Нарушает ли Мольер каноны классицизма? Нет. Обе линии связаны. Комедия характера предстаёт на фоне комедии нравов (худ. своеобразие).

6. Создал жанр социально-бытовой комедии, (сатира) в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом.

7. Является автором “высокой комедии”. (За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими).

8. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека.

9. Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим.

10. Создал “комедию характера” на фоне “комедии нравов”.

11. Актуальность. Мольер - мостик из прошлого в будущее. Чем сегодня современному читателю, зрителю может быть интересна пьеса. Актуальна ли она?

Презентация