Пояснительная записка
12 декабря 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию напомнил, что “2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали” [1]. С учётом этого, отметил Президент, мы “должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить” [1].
В условиях введения ФГОС учитель-словесник имеет уникальные возможности корректно, целенаправленно и ощутимо влиять на духовно- нравственное развитие и воспитание ученика при работе с художественным текстом на уроках литературы, выявляя нравственные смыслы, которые присутствуют в художественном произведении.
Отечественная словесность всегда носила религиозный характер отображения действительности. Духовно-ценностным ядром русской литературы всегда было Христианство. Литература должна была приближать читателя к идеалу, выработанному Православием. Отказ от традиций, пренебрежение ими в течение многих десятилетий способствовало созданию пустоты внутри человека, вытравливанию в его душе высоких начал.
В работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся нельзя не обратить внимания на межнациональные и межконфессиональные отношения. В начале апреля 2013 г. в г. Новый Уренгой состоялось совещание по межнациональным отношениям в Уральском федеральном регионе. И хотя ситуация на Урале названа актуальной, но не критической, работа по воспитанию толерантности, терпимости к людям разного вероисповедания: православным, мусульманам, иудеям – является одной из приоритетных [2].
ФГОС, Закон об образовании РФ, Кодекс учителя, где говорится об особой миссии учителя литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся, работы учёных-методистов (Архаровой Д.И., к.ф.н., доцента ИРО) – всё это говорит об актуальности программы элективного курса, способного помочь учащимся избавиться от культурологических и нравственных лакун.
“Начало ХХ века <...> подарило русской литературе три поэтических женских имени — Анна Ахматова, Марина Цветаева и Елизавета Кузьмина-Караваева <...> Ахматова и Цветаева заняли в современной культуре достойное место. Узнать и признать поэзию Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии) нам еще только предстоит: она остается пока “белым пятном” в серебряном веке и в наши дни”, – так обозначает С. Кайдаш, исследовательница поэтического творчества Кузьминой-Караваевой, ее место в современном литературоведении [3]. Литература эмиграции изучается на уроках как часть единого потока развития русской литературы, отразившей национальные приоритеты русского человека.
Дидактическая задача курса состоит в том, чтобы приобщить учащихся к “утерянным” именам, оставившим яркий след в духовной жизни Европы 20-40-х годов XX века.
Курс предназначен для углубления знаний по литературе рубежа веков, в частности, по поэзии Серебряного века. Данный курс даёт возможность расширить филологическую составляющую образованности обучающихся, культурологическую компетенцию, способствует становлению личности, знающей историю своего Отечества и людей, незаслуженно забытых.
Цели элективного курса:
Образовательные:
- познакомить учащихся с личностью и творчеством Е.Ю. Кузьминой-Караваевой;
- научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведений поэта, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;
- характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении.
Развивающие:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
- анализировать лирическое произведение как художественное целое.
- учить конспектированию лекции, записи тезисов основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
- развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- способствовать эстетическому и нравственно-патриотическому воспитанию учащихся;
- формировать у них активную жизненную позицию.
- способствовать адекватному самоопределению учащихся в любой жизненной ситуации, нравственно-этическому оцениванию полученной информации
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений;
- формирование представлений о житии, псалмах, иконах;
- выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции;
- мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Осваивая предложенный материал, учащиеся должны знать:
- основные этапы жизненного и творческого пути Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.
- В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны уметь:
- выделять жанровые особенности при анализе художественного произведения;
- анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
- пользоваться справочниками, словарями, Интернет – ресурсами.
Важно отметить, что духовно-нравственные установки носят внутренний, ненаблюдаемый характер, они проявляются в поведении обучающихся опосредованно. И хотя обучить нравственности нельзя, но, работая с текстами, выводящими учеников на нравственно-этическое оценивание, можно сформировать УУД, способствующие созданию необходимых оценочных суждений.
Познавательные УУД:
- расширение литературоведческой компетентности;
- расширение культурологической компетентности;
- установление причинно-следственных связей, выдвижение доводов в рассуждении и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- анализировать, оценивать авторскую позицию;
- ясно выражать свои мысли;
- вступать в диалог с субъектом в ситуации общения.
Личностные УУД:
- самоопределение в системе духовно-нравственных проблем;
- понимание значимости знаний о выдающихся соотечественниках в структуре собственного мировоззрения;
- умение аргументировать собственные нравственные установки, извлечённые из уроков.
Новые ФГОСы ориентируют учителей литературы на внимание к ценностным смыслам, которые можно извлечь из художественного произведения, следовательно, аксиологический и герменевтический подходы к изучению литературы на данном этапе становятся определяющими.
Цикл занятий базируется на концепции межпредметных связей с разделами истории, МХК, Основ православной культуры, обществознания и несёт в себе практическую направленность: даёт возможность выполнить часть С (К4) ЕГЭ по русскому языку, где учащиеся должны прокомментировать своё отношение к проблеме предъявленного текста (чаще всего нравственно-этического характера), а также творчески подойти к выполнению олимпиадных заданий по литературе Фестивалей “Юные интеллектуалы Среднего Урала”.
Формы проведения занятий разнообразны: медленное чтение, урок-беседа, сопоставление авторского замысла произведения и режиссёрского решения фильма, поставленного по изучаемому произведению, мастер-класс. И всё же главным на уроке должен оставаться текст художественного произведения, восприятие которого может быть усилено музыкальными фрагментами, презентациями, видеорядом.
На занятиях элективного курса имеют возможность самореализации учащиеся, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования: художественные, музыкальные школы, студии, кружки. Поделки, батики, рисунки, вышивки, писанки выставляются на уроках, придавая им особую праздничность и торжественность.
Элективный курс обеспечен дидактическими материалами, фондом авторских статей, которые помогут обеспечить содержательную сторону курса.
Курс рассчитан на 24 часа, однако его программа может корректироваться в зависимости от особенностей школы, класса, уровня подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Курс может изучаться как в 11 классе, так и “разряженно” в 8 – 11 классах при изучении смежных тем (Жития, Иконопись Древней Руси, Вторая мировая война, Французское Сопротивление, герои Великой Отечественной войны и т. д.).
Программа предназначена для общеобразовательных школ, школ с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для классов филологического профиля.
Формы проведения занятий разнообразны и могут обеспечить проявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, инициативу (беседа, лекция, практикум, урок-исследование, семинар, круглый стол, экскурсия).
Формы отчётности выбирает учащийся самостоятельно из списка, предложенного учителем, в соответствии с уровнем интереса и творческого потенциала.
Программа элективного курса прошла апробацию на следующих конкурсах и конференциях:
- XV Всероссийская научно-практическая конференция “Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы” 30 марта 2011 года
- Муниципальный этап выставки-конкурса методической продукции “Инновации в системе образования Свердловской области” 29 марта 2011 года
- Окружная выставка педагогической продукции “Инновации в системе образования Западного управленческого округа” 20 апреля 2011 года в г. Красноуфимск (III место).
- Конспекты двух занятий напечатаны в журнале “Филологический класс” № 20, № 23.
Содержание элективного курса является авторским, не представлено в базовом курсе изучения литературы и направлено на дальнейшее развитие у школьников понимания собственной нравственной позиции, мировоззренческой, культурологической и литературоведческой компетентностей. Авторские статьи прошли апробацию на следующих конференциях:
- Межвузовская научная конференция “Кормановские чтения” Ижевск, 21-22 апреля 2008 года
- Международная научная конференция “Духовная традиция в русской литературе” 13-15 ноября 2008 года
- IX Международная конференция “Русская литература: национальное развитие и региональные особенности” 9-11 октября 2008 года
- X Всероссийская научная конференция “Русская литература: национальное развитие и региональные особенности” 6-7 октября 20011 года
- 06 декабря 2012 года автором представленного элективного курса защищена диссертация “Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1930-1940-годы, по результатам которой Приказом от 15 июля 2013 года № 338/нк-7 присвоена учёная степень кандидата филологических наук. Диплом серия ДКН № 188096
Учебно-тематический план
№ |
Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Образовательный продукт |
11. | Вводное занятие | 1 |
Обзор литературы первой волны эмиграции | Конспект |
Раздел 1 | 4 | |||
22. | До эмиграции. Встреча Е. Пиленко с А. Блоком. |
2 | Чтение и анализ писем Е. Пиленко А. Блоку. Просмотр фильма “А. Блок и Е.Кузьмина-Караваева” | Эссе “Какой предстала передо мной Е.Пиленко через переписку с А.Блоком?” |
33. | Акмеистическое творчество Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в “Цехе поэтов” С.С.Городецкого. Религиозный характер раннего творчества Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. | 2 | Беседа, групповой практикум. | Выполненное задание: создание обложки к поэмам “Руфь” и “Скифские черепки”. |
Раздел 2 | 3 | |||
44. | Е.Ю.Кузьмина-Караваева и представители “Мира искусства”. Дружба с Н.Гончаровой, М.Сарьяном и другими художниками. | 2 | Урок – заочная экскурсия на выставку “Мира искусства”. Просмотр видеофильма “Авангард”. | Сообщение-сопроводительное слово ГИДов по залам выставки “Мир искусства”. |
55. | Общественно-политическая деятельность Е.Ю.Кузьминой-Караваевой | 1 | Интегрированный урок (литература и история) | Письмо А.В. Деникину в защиту Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. |
Раздел 3 | 4 | |||
66. | В эмиграции. Русские в Париже | 1 | Лекция с элементами концерта | |
77. | Участие в работе РСХД. | 1 | Лекция | Составить карту-схему поездок Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в качестве разъездного секретаря РСХД по Европе. |
88. | Е.Ю. Кузьмина-Караваева и религиозные философы-эмигранты. Дружба с С.Булгаковым и Н.Бердяевым | 2 | Урок-исследование | Тезисы одной из статей религиозных философов или одного из философских эссе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой |
Раздел 4 | 10 | |||
99. | Принятие пострига. Особое понимание монашества. | 1 | Экскурсия в Ново-Тихвинский женский монастырь | Конспект статьи Е.Ю.Кузьминой-Караваевой “О монашестве”: “В чём суть деятельного монашества?”. |
110. | Образ лирической героини Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в стихотворениях 1930-х–1940-х годов | 2 | Семинарское занятие | Анализ стихотворения “Ночь. И звёзд на небе нет” в единстве формы и содержания. |
111. | Трансформация жанра псалма в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой | 2 | Практикум | Сопоставительная характеристика 114 Псалма и стихотворения “Убери меня с твоей земли...” |
112. | Жития в изводе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой | 2 | Семинарское занятие | Сопоставить житие одного из канонизированных святых и жития в обработке Е.Ю. Кузьминой-Караваевой |
113. | Мистерии Е.Ю. Кузьминой-Караваевой | 2 | Практическое занятие | Сравнительный анализ мистерий В.В.Маяковского и мистерий Е.Ю.Кузьминой-Караваевой |
114. | Живопись Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии) в 40-е годы | 2 | Круглый стол с преподавателями МХК, ИЗО | Эссе “Чем привлекают иконы матери Марии?”. |
Раздел 5 | 2 | |||
115. | Участие во французском Сопротивлении. Мученическая гибель Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в концлагере Равенсбрюк | 2 | Устный журнал. Просмотр художественного фильма С. Колосова “Мать Мария” |
Создание презентации, буклетов, реферата, исследовательской работы по творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой |
Содержание образования
Вводное занятие
Литература эмиграции как часть русской литературы XX века. Первая волна русской эмиграции: М. Алданов, М. Осоргин, И. Шмелёв, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Ходасевич, Г. Иванов. Место Е. Ю. Кузьминой-Караваевой среди писателей-эмигрантов.
Занятие 1
Биография. Встреча Лизы Пиленко с А. Блоком. Письма А. Блоку. Автобиографическая статья “Встречи с Блоком”. Анализ стихотворения “Когда Вы стоите на моём пути...”, “Она пришла с мороза...”, посвящённых Лизе Пиленко.
Занятие 2
Акмеизм как литературное направление. Ранние произведения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: “Скифские черепки”, “Дорога”, “Руфь”. Религиозный характер творчества Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. Отзывы о творчестве Лизы Пиленко Н. Гумилёва, С. Городецкого.
Занятие 3
Е.Ю. Кузьмина-Караваева и кружок “Мир искусства”. Идеологическая основа “Мира искусств”. Судьбы художников “мирискусников”. Дружба с Н. Гончаровой, М. Сарьяном. Ранняя живопись Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Евангельская тематика акварелей и авангард. Анализ картин “Горний путь”, “Добрый Пастырь”, “Ангелы трубящие”, “Пророки”, “Материнство”. Разрыв с “Миром искусства”.
Занятие 4
Общественно-политическая деятельность Е. Ю. Кузьминой-Караваевой в Анапе. “Как я была городским главой”. В деникинских застенках. Письмо писателей в защиту Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. Побег.
Занятие 5
В эмиграции. Русские в Париже. Писатели, поэты, художники, музыканты, военные. Творчество А. Вертинского как отражение эмигрантских судеб. Кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Занятие 6
РСХД. Распространение Православия и русской культуры на Западе.
Занятие 7
Русская философская мысль в эмиграции. Г. Федотов, И. Фондаминский, Ф. Степун, Н. Бердяев, С. Булгаков. Влияние С. Булгакова на мировоззрение Е. Ю. Кузьминой-Караваевой.
Занятие 8
Принятие пострига. Особое понимание монашества матерью Марией. Созерцательное и деятельное монашество (монашество в миру). Статья “О монашестве”. Монашеская деятельность матери Марии.
Занятие 9
Образ лирической героини в стихотворениях 1930–1940-х годов. Анализ стихотворений “Каждая мышца свинцом налита...”, “Устало дышит паровоз...”, “Убери меня с моей земли...”, “Ночь. И звёзд на небе нет”.
Занятие 10
Псалмы Давида. Особенности жанра. Переложения Псалмов М. Ломоносовым, Г.Р. Державиным. Сопоставление Псалмов М. Ломоносова, Г.Р. Державина, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Традиции и новаторство. Сопоставление Псалма 114 и стихотворения “Каждая мышца свинцом налита”.
Занятие 11
Житие как жанр древнерусской литературы. Особенности жанра. “Житие Марии Египетской”. Сопоставление канонического жития о Преподобном Виталии и жития Е. Ю. Кузьминой-Караваевой “Виталий-монах”. Жития из книги “Жатва Духа”. Трансформация жанра в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Приют на ул. Лурмель.
Занятие 12
Мистерия как жанр. Актуализация жанра в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Сопоставление “Мистерии-буфф” В. Маяковского и мистерий “Анна”, “Солдаты”, “Семь чаш” Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.
Занятие 13
Характер живописи Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1940-е годы. Традиции и новаторство в иконописи и вышивке.
Занятие 14
Участие Е.Ю. Кузьминой-Караваевой во французском Сопротивлении. Спасение евреев и русских военнопленных. Стихотворение “Два треугольника. Звезда”. Арест. Гестапо. Мученическая гибель в концентрационном лагере “Равенсбрюк”. Воспоминания узниц о последних днях жизни матери Марии. Стихотворение “Ещё до смерти будет суд...”
Литература
- Послание Президента Федеральному Собранию. URL. http://www.kremlin.ru/news/19825 (обращение к ресурсу 20 сентября 2014 года)
- Научно-практическая конференция “Социальные коммуникации: инструменты, технология и практика”. URL. http://www.uralfo.ru/press_01_04_2011.html (обращение к ресурсу 20 сентября 2014 года)
- Кузьмина-Караваева Е.Ю. Жатва духа. Религиозно-философские сочинения. - СПб., 2004, С. 5.