Программа элективного курса «Литература эмиграции. Литературный портрет Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (матери Марии)»

Разделы: Литература


Пояснительная записка

12 декабря 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию напомнил, что “2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали” [1]. С учётом этого, отметил Президент, мы “должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить” [1].

В условиях введения ФГОС учитель-словесник имеет уникальные возможности корректно, целенаправленно и ощутимо влиять на духовно- нравственное развитие и воспитание ученика при работе с художественным текстом на уроках литературы, выявляя нравственные смыслы, которые присутствуют в художественном произведении.

Отечественная словесность всегда носила религиозный характер отображения действительности. Духовно-ценностным ядром русской литературы всегда было Христианство. Литература должна была приближать читателя к идеалу, выработанному Православием. Отказ от традиций, пренебрежение ими в течение многих десятилетий способствовало созданию пустоты внутри человека, вытравливанию в его душе высоких начал.

В работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся нельзя не обратить внимания на межнациональные и межконфессиональные отношения. В начале апреля 2013 г. в г. Новый Уренгой состоялось совещание по межнациональным отношениям в Уральском федеральном регионе. И хотя ситуация на Урале названа актуальной, но не критической, работа по воспитанию толерантности, терпимости к людям разного вероисповедания: православным, мусульманам, иудеям – является одной из приоритетных [2].

ФГОС, Закон об образовании РФ, Кодекс учителя, где говорится об особой миссии учителя литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся, работы учёных-методистов (Архаровой Д.И., к.ф.н., доцента ИРО) – всё это говорит об актуальности программы элективного курса, способного помочь учащимся избавиться от культурологических и нравственных лакун.

“Начало ХХ века <...> подарило русской литературе три поэтических женских имени — Анна Ахматова, Марина Цветаева и Елизавета Кузьмина-Караваева <...> Ахматова и Цветаева заняли в современной культуре достойное место. Узнать и признать поэзию Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии) нам еще только предстоит: она остается пока “белым пятном” в серебряном веке и в наши дни”, – так обозначает С. Кайдаш, исследовательница поэтического творчества Кузьминой-Караваевой, ее место в современном литературоведении [3]. Литература эмиграции изучается на уроках как часть единого потока развития русской литературы, отразившей национальные приоритеты русского человека.

Дидактическая задача курса состоит в том, чтобы приобщить учащихся к “утерянным” именам, оставившим яркий след в духовной жизни Европы 20-40-х годов XX века.

Курс предназначен для углубления знаний по литературе рубежа веков, в частности, по поэзии Серебряного века. Данный курс даёт возможность расширить филологическую составляющую образованности обучающихся, культурологическую компетенцию, способствует становлению личности, знающей историю своего Отечества и людей, незаслуженно забытых.

Цели элективного курса:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством Е.Ю. Кузьминой-Караваевой;
  • научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведений поэта, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;
  • характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении.

Развивающие:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
  • анализировать лирическое произведение как художественное целое.
  • учить конспектированию лекции, записи тезисов основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
  • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать эстетическому и нравственно-патриотическому воспитанию учащихся;
  • формировать у них активную жизненную позицию.
  • способствовать адекватному самоопределению учащихся в любой жизненной ситуации, нравственно-этическому оцениванию полученной информации

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений;
  • формирование представлений о житии, псалмах, иконах;
  • выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции;
  • мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Осваивая предложенный материал, учащиеся должны знать:

  • основные этапы жизненного и творческого пути Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.
  • В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны уметь:
  • выделять жанровые особенности при анализе художественного произведения;
  • анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
  • пользоваться справочниками, словарями, Интернет – ресурсами.

Важно отметить, что духовно-нравственные установки носят внутренний, ненаблюдаемый характер, они проявляются в поведении обучающихся опосредованно. И хотя обучить нравственности нельзя, но, работая с текстами, выводящими учеников на нравственно-этическое оценивание, можно сформировать УУД, способствующие созданию необходимых оценочных суждений.

Познавательные УУД:

  • расширение литературоведческой компетентности;
  • расширение культурологической компетентности;
  • установление причинно-следственных связей, выдвижение доводов в рассуждении и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

  • анализировать, оценивать авторскую позицию;
  • ясно выражать свои мысли;
  • вступать в диалог с субъектом в ситуации общения.

Личностные УУД:

  • самоопределение в системе духовно-нравственных проблем;
  • понимание значимости знаний о выдающихся соотечественниках в структуре собственного мировоззрения;
  • умение аргументировать собственные нравственные установки, извлечённые из уроков.

Новые ФГОСы ориентируют учителей литературы на внимание к ценностным смыслам, которые можно извлечь из художественного произведения, следовательно, аксиологический и герменевтический подходы к изучению литературы на данном этапе становятся определяющими.

Цикл занятий базируется на концепции межпредметных связей с разделами истории, МХК, Основ православной культуры, обществознания и несёт в себе практическую направленность: даёт возможность выполнить часть С (К4) ЕГЭ по русскому языку, где учащиеся должны прокомментировать своё отношение к проблеме предъявленного текста (чаще всего нравственно-этического характера), а также творчески подойти к выполнению олимпиадных заданий по литературе Фестивалей “Юные интеллектуалы Среднего Урала”.

Формы проведения занятий разнообразны: медленное чтение, урок-беседа, сопоставление авторского замысла произведения и режиссёрского решения фильма, поставленного по изучаемому произведению, мастер-класс. И всё же главным на уроке должен оставаться текст художественного произведения, восприятие которого может быть усилено музыкальными фрагментами, презентациями, видеорядом.

На занятиях элективного курса имеют возможность самореализации учащиеся, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования: художественные, музыкальные школы, студии, кружки. Поделки, батики, рисунки, вышивки, писанки выставляются на уроках, придавая им особую праздничность и торжественность.

Элективный курс обеспечен дидактическими материалами, фондом авторских статей, которые помогут обеспечить содержательную сторону курса.

Курс рассчитан на 24 часа, однако его программа может корректироваться в зависимости от особенностей школы, класса, уровня подготовки учащихся. Учитель может самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Курс может изучаться как в 11 классе, так и “разряженно” в 8 – 11 классах при изучении смежных тем (Жития, Иконопись Древней Руси, Вторая мировая война, Французское Сопротивление, герои Великой Отечественной войны и т. д.).

Программа предназначена для общеобразовательных школ, школ с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для классов филологического профиля.

Формы проведения занятий разнообразны и могут обеспечить проявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, инициативу (беседа, лекция, практикум, урок-исследование, семинар, круглый стол, экскурсия).

Формы отчётности выбирает учащийся самостоятельно из списка, предложенного учителем, в соответствии с уровнем интереса и творческого потенциала.

Программа элективного курса прошла апробацию на следующих конкурсах и конференциях:

  • XV Всероссийская научно-практическая конференция “Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы” 30 марта 2011 года
  • Муниципальный этап выставки-конкурса методической продукции “Инновации в системе образования Свердловской области” 29 марта 2011 года
  • Окружная выставка педагогической продукции “Инновации в системе образования Западного управленческого округа” 20 апреля 2011 года в г. Красноуфимск (III место).
  • Конспекты двух занятий напечатаны в журнале “Филологический класс” № 20, № 23.

Содержание элективного курса является авторским, не представлено в базовом курсе изучения литературы и направлено на дальнейшее развитие у школьников понимания собственной нравственной позиции, мировоззренческой, культурологической и литературоведческой компетентностей. Авторские статьи прошли апробацию на следующих конференциях:

  • Межвузовская научная конференция “Кормановские чтения” Ижевск, 21-22 апреля 2008 года
  • Международная научная конференция “Духовная традиция в русской литературе” 13-15 ноября 2008 года
  • IX Международная конференция “Русская литература: национальное развитие и региональные особенности” 9-11 октября 2008 года
  • X Всероссийская научная конференция “Русская литература: национальное развитие и региональные особенности” 6-7 октября 20011 года
  • 06 декабря 2012 года автором представленного элективного курса защищена диссертация “Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1930-1940-годы, по результатам которой Приказом от 15 июля 2013 года № 338/нк-7 присвоена учёная степень кандидата филологических наук. Диплом серия ДКН № 188096

Учебно-тематический план

Раздел. Тема занятия Кол-во часов Форма проведения занятия Образовательный продукт
11. Вводное занятие

1

Обзор литературы первой волны эмиграции Конспект
  Раздел 1 4    
22. До эмиграции. Встреча Е. Пиленко с

А. Блоком.

2 Чтение и анализ писем Е.  Пиленко А. Блоку. Просмотр фильма “А. Блок и Е.Кузьмина-Караваева” Эссе “Какой предстала передо мной Е.Пиленко через переписку с А.Блоком?”
33. Акмеистическое творчество Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в “Цехе поэтов” С.С.Городецкого. Религиозный характер раннего творчества Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. 2 Беседа, групповой практикум. Выполненное задание: создание обложки к поэмам “Руфь” и “Скифские черепки”.
  Раздел 2 3    
44. Е.Ю.Кузьмина-Караваева и представители “Мира искусства”. Дружба с Н.Гончаровой, М.Сарьяном и другими художниками. 2 Урок – заочная экскурсия на выставку “Мира искусства”. Просмотр видеофильма “Авангард”. Сообщение-сопроводительное слово ГИДов по залам выставки “Мир искусства”.
55. Общественно-политическая деятельность Е.Ю.Кузьминой-Караваевой 1 Интегрированный урок (литература и история) Письмо А.В. Деникину в защиту Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.
  Раздел 3 4    
66. В эмиграции. Русские в Париже 1 Лекция с элементами концерта  
77. Участие в работе РСХД. 1 Лекция Составить карту-схему поездок Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в качестве разъездного секретаря РСХД по Европе.
88. Е.Ю. Кузьмина-Караваева и религиозные философы-эмигранты. Дружба с С.Булгаковым и Н.Бердяевым 2 Урок-исследование Тезисы одной из статей религиозных философов или одного из философских эссе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой
  Раздел 4 10    
99. Принятие пострига. Особое понимание монашества. 1 Экскурсия в Ново-Тихвинский женский монастырь Конспект статьи Е.Ю.Кузьминой-Караваевой “О монашестве”: “В чём суть деятельного монашества?”.
110. Образ лирической героини Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в стихотворениях 1930-х–1940-х годов 2 Семинарское занятие Анализ стихотворения “Ночь. И звёзд на небе нет” в единстве формы и содержания.
111. Трансформация жанра псалма в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 2 Практикум Сопоставительная характеристика 114 Псалма и стихотворения “Убери меня с твоей земли...”
112. Жития в изводе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 2 Семинарское занятие Сопоставить житие одного из канонизированных святых и жития в обработке Е.Ю. Кузьминой-Караваевой
113. Мистерии Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 2 Практическое занятие Сравнительный анализ мистерий В.В.Маяковского и мистерий Е.Ю.Кузьминой-Караваевой
114. Живопись Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии) в 40-е годы 2 Круглый стол с преподавателями МХК, ИЗО Эссе “Чем привлекают иконы матери Марии?”.
  Раздел 5 2    
115. Участие во французском Сопротивлении. Мученическая гибель Е.Ю.Кузьминой-Караваевой в концлагере Равенсбрюк 2 Устный журнал.

Просмотр художественного фильма С. Колосова “Мать Мария”

Создание презентации, буклетов, реферата, исследовательской работы по творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой

Содержание образования

Вводное занятие

Литература эмиграции как часть русской литературы XX века. Первая волна русской эмиграции: М. Алданов, М. Осоргин, И. Шмелёв, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Ходасевич, Г. Иванов. Место Е. Ю. Кузьминой-Караваевой среди писателей-эмигрантов.

Занятие 1

Биография. Встреча Лизы Пиленко с А. Блоком. Письма А. Блоку. Автобиографическая статья “Встречи с Блоком”. Анализ стихотворения “Когда Вы стоите на моём пути...”, “Она пришла с мороза...”, посвящённых Лизе Пиленко.

Занятие 2

Акмеизм как литературное направление. Ранние произведения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: “Скифские черепки”, “Дорога”, “Руфь”. Религиозный характер творчества Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. Отзывы о творчестве Лизы Пиленко Н. Гумилёва, С. Городецкого.

Занятие 3

Е.Ю. Кузьмина-Караваева и кружок “Мир искусства”. Идеологическая основа “Мира искусств”. Судьбы художников “мирискусников”. Дружба с Н. Гончаровой, М. Сарьяном. Ранняя живопись Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Евангельская тематика акварелей и авангард. Анализ картин “Горний путь”, “Добрый Пастырь”, “Ангелы трубящие”, “Пророки”, “Материнство”. Разрыв с “Миром искусства”.

Занятие 4

Общественно-политическая деятельность Е. Ю. Кузьминой-Караваевой в Анапе. “Как я была городским главой”. В деникинских застенках. Письмо писателей в защиту Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. Побег.

Занятие 5

В эмиграции. Русские в Париже. Писатели, поэты, художники, музыканты, военные. Творчество А. Вертинского как отражение эмигрантских судеб. Кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Занятие 6

РСХД. Распространение Православия и русской культуры на Западе.

Занятие 7

Русская философская мысль в эмиграции. Г. Федотов, И. Фондаминский, Ф. Степун, Н. Бердяев, С. Булгаков. Влияние С. Булгакова на мировоззрение Е. Ю. Кузьминой-Караваевой.

Занятие 8

Принятие пострига. Особое понимание монашества матерью Марией. Созерцательное и деятельное монашество (монашество в миру). Статья “О монашестве”. Монашеская деятельность матери Марии.

Занятие 9

Образ лирической героини в стихотворениях 1930–1940-х годов. Анализ стихотворений “Каждая мышца свинцом налита...”, “Устало дышит паровоз...”, “Убери меня с моей земли...”, “Ночь. И звёзд на небе нет”.

Занятие 10

Псалмы Давида. Особенности жанра. Переложения Псалмов М. Ломоносовым, Г.Р. Державиным. Сопоставление Псалмов М. Ломоносова, Г.Р. Державина, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Традиции и новаторство. Сопоставление Псалма 114 и стихотворения “Каждая мышца свинцом налита”.

Занятие 11

Житие как жанр древнерусской литературы. Особенности жанра. “Житие Марии Египетской”. Сопоставление канонического жития о Преподобном Виталии и жития Е. Ю. Кузьминой-Караваевой “Виталий-монах”. Жития из книги “Жатва Духа”. Трансформация жанра в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Приют на ул. Лурмель.

Занятие 12

Мистерия как жанр. Актуализация жанра в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Сопоставление “Мистерии-буфф” В. Маяковского и мистерий “Анна”, “Солдаты”, “Семь чаш” Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

Занятие 13

Характер живописи Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1940-е годы. Традиции и новаторство в иконописи и вышивке.

Занятие 14

Участие Е.Ю. Кузьминой-Караваевой во французском Сопротивлении. Спасение евреев и русских военнопленных. Стихотворение “Два треугольника. Звезда”. Арест. Гестапо. Мученическая гибель в концентрационном лагере “Равенсбрюк”. Воспоминания узниц о последних днях жизни матери Марии. Стихотворение “Ещё до смерти будет суд...”

Приложение.

Литература

  1. Послание Президента Федеральному Собранию. URL. http://www.kremlin.ru/news/19825 (обращение к ресурсу 20 сентября 2014 года)
  2. Научно-практическая конференция “Социальные коммуникации: инструменты, технология и практика”. URL. http://www.uralfo.ru/press_01_04_2011.html (обращение к ресурсу 20 сентября 2014 года)
  3. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Жатва духа. Религиозно-философские сочинения. - СПб., 2004, С. 5.