Интегрированный урок (литература + МХК) на тему "Образы Зимы и Весны в пейзажной лирике Ф.И.Тютчева". 5-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока: (2 слайд) познакомиться с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Зима недаром злится».

Задачи:

  • Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст, расширить и углубить понятия о художественных особенностях лирического произведения и художественно-выразительных средствах, используемых поэтом.
  • Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
  • Воспитывающие: воспитывать чуткого и внимательного читателя, умеющего воспринимать и понимать пейзажную лирику, любовь и уважение к родной природе; пробудить желание к созданию своих лирических откровений к родной природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию

Презентация 1

Зав. библиотекой (Чекалина Л.В.): Прослушайте небольшие музыкальные зарисовки «Времена года» выдающихся композиторов: русского – Петра Ильича Чайковского и итальянского – Анто́нио Лю́чио Вива́льди

ЗАДАНИЕ. Определите, какой отрывок из композиции соответствует каждому времени года. (зима – снежинка, весна – солнышко, лето – ромашка, осень – арбуз). Приложение 1

Учитель литературы (Костина Н.М.): Вот как с помощью звуков композитор передаёт своё представление об окружающем нас мире.

– А как поэты выражают своё отношение и любовь к природе? (с помощью слова)

– Всегда ли все те слова, которые использует автор в своём произведении, нам понятны. (нет)

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», в котором тоже живёт музыка, и не только музыка, но и живопись.

Но в этом произведении встречаются слова, которые вы, возможно, слышите впервые.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте определить значение этих слов. (3 слайд)

Зав. библиотекой: Ребята, а помните, как на портрете художники изображали Тютчева?

– Мы предлагаем игру «Угадай писателя».

ЗАДАНИЕ. Подписать имя писателя или поэта под портретом. (4 слайд)

Учитель литературы: Теперь пришло время послушать стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Звучит стихотворение в актёрском исполнении (презентация 2) (5 слайд)

III. Восприятие.

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие впечатления оставило? (доброе, радостное, светлое)

Зав. библиотекой: Вы обратили внимание, что строки из стихотворения сопровождались не только звуками, но и художественными полотнами знаменитых русских художников: Николая Петровича Крымова, Архипа Ивановича Куинджи, Арсения Ивановича Мещерского, Алексея Кондратьевича Саврасова, Константина Федоровича Юона

Учитель литературы: Как называются такие картины природы в художественном произведении? (пейзаж)

– Сейчас вспомним, какие литературные роды вы знаете. (эпос, лирика, драма)

– А к какому роду относится стихотворение Ф.И. Тютчева «Весна недаром злится…»? (лирика)

– Значит, жанр этого стихотворения (лирический)

– А так как в стихотворении автор изображает состояние природы, то это не просто лирика, а (пейзажная лирика)

Зав. библиотекой: Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей необыкновенной природы, смена времён года, дня и ночи – всё становилось объектом изображения в стихотворении. Осень, зима, весна, лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Учитель литературы: А что такое художественный образ? (Художественный образ – форма, в которой писатель воплощает свои мысли и чувства в художественном произведении)

Ф.И.Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне, как в стихотворении Зима недаром злится…» В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. Чтобы понять глубокий смысл стихотворения, понять самого поэта, ответить на вопрос, умеем ли мы слышать и понимать стихи, необходимо отправиться в мастерскую создателя и произвести анализ этого стихотворения.

Зав. библиотекой: Чтобы грамотно произвести анализ поэтического текста, необходимо вспомнить некоторые слова и литературоведческие термины. Приложение 2

ЗАДАНИЕ. Работа в группах. В течение минуты заполнить таблицу. (6-10 слайд). Приложение 3

Учитель литературы: Вернёмся к тексту стихотворения. Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворения? Какие образы увидели? (Зимы, Весны)

– Верно, возникают очень колоритные образы главных героинь.

– Как автор называет этих героинь? Какой троп помогают нам увидеть их более ярко, точно? (эпитеты: Зима – «злая ведьма», Весна – «прекрасное дитя»)

– Почему в представлении поэта Зима – «ведьма злая», а Весна – «прекрасное дитя»?

(Так автор показывает своё отношение к природе, он симпатизирует Весне, хотя она «гонит со двора» старушку-зиму)

– Зачем слова «Зима», и «Весна» Тютчев сделал именами собственными? (природа наделяется свойствами живого существа)

– Как называется троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа? (олицетворение)

– Как ведут себя образы Зимы и Весны? (они соперничают, в итоге расстаются врагами)

– Значит, стихотворение построено на контрасте: «Зима злится – Весна хлопочет»

Но сама битва разворачивается на наших глазах, и этому подтверждение использование в тексте большого количества глаголов.

Зав. библиотекой:

ЗАДАНИЕ. Понаблюдаем за глагольной и именной лексикой.

Заполните таблицу, используя текст стихотворения «Зима недаром злится…»

(11 слайд)

Зима Весна
Глаголы:
злится, прошла, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила
Глаголы:
стучится, гонит, засуетилась, нудит, подняли, хохочет, шумит, умылася, стала
Существительные:
Ведьма, снег, враг
Существительные:
Жаворонки, трезвон, дитя

Вывод: глаголы и существительные помогают лучше представить образы злой, «взбесившейся старушки-Зимы» и «румяной» Весны в образе «прекрасного дитя».

Учитель литературы: Что делает стихотворение слышимым, звучащим? (звукопись: аллитерация, ассонанс)

– Обратите внимание на слова, которые записали в таблице. Каких только звуков в них нет: и шипящие и свистящие, и глухие, и звонкие. А гласные? Гласные представлены все.

Вывод: такое обилие звуков создаёт партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну – пору обновления, зарождения новой жизни.

ЗАДАНИЕ. Работа в группах:

  1. Решение кроссворда. (На компьютерах) (12 слайд). Приложение 4
  2. Нарисовать образы Зимы и Весны. (Группа художников)
  3. Написать мини сочинение на тему «Зима недаром злится…» (Группа писателей и поэтов)

IV. Итог урока

Так, благодаря анализу стихотворения, мы смогли понять замысел автора. Это стихотворение вызывает уверенность в том, что Весна обязательно наступит, и каждый человек сможет по-новому взглянуть на мир.

V. Д/з

Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться…» наизусть.