Цель урока: (2 слайд) познакомиться с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Зима недаром злится».
Задачи:
- Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст, расширить и углубить понятия о художественных особенностях лирического произведения и художественно-выразительных средствах, используемых поэтом.
- Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
- Воспитывающие: воспитывать чуткого и внимательного читателя, умеющего воспринимать и понимать пейзажную лирику, любовь и уважение к родной природе; пробудить желание к созданию своих лирических откровений к родной природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию
Зав. библиотекой (Чекалина Л.В.): Прослушайте небольшие музыкальные зарисовки «Времена года» выдающихся композиторов: русского – Петра Ильича Чайковского и итальянского – Анто́нио Лю́чио Вива́льди
ЗАДАНИЕ. Определите, какой отрывок из композиции соответствует каждому времени года. (зима – снежинка, весна – солнышко, лето – ромашка, осень – арбуз). Приложение 1
Учитель литературы (Костина Н.М.): Вот как с помощью звуков композитор передаёт своё представление об окружающем нас мире.
– А как поэты выражают своё отношение и любовь к природе? (с помощью слова)
– Всегда ли все те слова, которые использует автор в своём произведении, нам понятны. (нет)
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», в котором тоже живёт музыка, и не только музыка, но и живопись.
Но в этом произведении встречаются слова, которые вы, возможно, слышите впервые.
ЗАДАНИЕ. Попробуйте определить значение этих слов. (3 слайд)
Зав. библиотекой: Ребята, а помните, как на портрете художники изображали Тютчева?
– Мы предлагаем игру «Угадай писателя».
ЗАДАНИЕ. Подписать имя писателя или поэта под портретом. (4 слайд)
Учитель литературы: Теперь пришло время послушать стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»
Звучит стихотворение в актёрском исполнении (презентация 2) (5 слайд)
III. Восприятие.
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие впечатления оставило? (доброе, радостное, светлое)
Зав. библиотекой: Вы обратили внимание, что строки из стихотворения сопровождались не только звуками, но и художественными полотнами знаменитых русских художников: Николая Петровича Крымова, Архипа Ивановича Куинджи, Арсения Ивановича Мещерского, Алексея Кондратьевича Саврасова, Константина Федоровича Юона
Учитель литературы: Как называются такие картины природы в художественном произведении? (пейзаж)
– Сейчас вспомним, какие литературные роды вы знаете. (эпос, лирика, драма)
– А к какому роду относится стихотворение Ф.И. Тютчева «Весна недаром злится…»? (лирика)
– Значит, жанр этого стихотворения (лирический)
– А так как в стихотворении автор изображает состояние природы, то это не просто лирика, а (пейзажная лирика)
Зав. библиотекой: Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей необыкновенной природы, смена времён года, дня и ночи – всё становилось объектом изображения в стихотворении. Осень, зима, весна, лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Учитель литературы: А что такое художественный образ? (Художественный образ – форма, в которой писатель воплощает свои мысли и чувства в художественном произведении)
Ф.И.Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне, как в стихотворении Зима недаром злится…» В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. Чтобы понять глубокий смысл стихотворения, понять самого поэта, ответить на вопрос, умеем ли мы слышать и понимать стихи, необходимо отправиться в мастерскую создателя и произвести анализ этого стихотворения.
Зав. библиотекой: Чтобы грамотно произвести анализ поэтического текста, необходимо вспомнить некоторые слова и литературоведческие термины. Приложение 2
ЗАДАНИЕ. Работа в группах. В течение минуты заполнить таблицу. (6-10 слайд). Приложение 3
Учитель литературы: Вернёмся к тексту стихотворения. Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворения? Какие образы увидели? (Зимы, Весны)
– Верно, возникают очень колоритные образы главных героинь.
– Как автор называет этих героинь? Какой троп помогают нам увидеть их более ярко, точно? (эпитеты: Зима – «злая ведьма», Весна – «прекрасное дитя»)
– Почему в представлении поэта Зима – «ведьма злая», а Весна – «прекрасное дитя»?
(Так автор показывает своё отношение к природе, он симпатизирует Весне, хотя она «гонит со двора» старушку-зиму)
– Зачем слова «Зима», и «Весна» Тютчев сделал именами собственными? (природа наделяется свойствами живого существа)
– Как называется троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа? (олицетворение)
– Как ведут себя образы Зимы и Весны? (они соперничают, в итоге расстаются врагами)
– Значит, стихотворение построено на контрасте: «Зима злится – Весна хлопочет»
Но сама битва разворачивается на наших глазах, и этому подтверждение использование в тексте большого количества глаголов.
Зав. библиотекой:
ЗАДАНИЕ. Понаблюдаем за глагольной и именной лексикой.
Заполните таблицу, используя текст стихотворения «Зима недаром злится…»
(11 слайд)
Зима | Весна |
Глаголы: злится, прошла, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила |
Глаголы: стучится, гонит, засуетилась, нудит, подняли, хохочет, шумит, умылася, стала |
Существительные: Ведьма, снег, враг |
Существительные: Жаворонки, трезвон, дитя |
Вывод: глаголы и существительные помогают лучше представить образы злой, «взбесившейся старушки-Зимы» и «румяной» Весны в образе «прекрасного дитя».
Учитель литературы: Что делает стихотворение слышимым, звучащим? (звукопись: аллитерация, ассонанс)
– Обратите внимание на слова, которые записали в таблице. Каких только звуков в них нет: и шипящие и свистящие, и глухие, и звонкие. А гласные? Гласные представлены все.
Вывод: такое обилие звуков создаёт партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну – пору обновления, зарождения новой жизни.
ЗАДАНИЕ. Работа в группах:
- Решение кроссворда. (На компьютерах) (12 слайд). Приложение 4
- Нарисовать образы Зимы и Весны. (Группа художников)
- Написать мини сочинение на тему «Зима недаром злится…» (Группа писателей и поэтов)
IV. Итог урока
Так, благодаря анализу стихотворения, мы смогли понять замысел автора. Это стихотворение вызывает уверенность в том, что Весна обязательно наступит, и каждый человек сможет по-новому взглянуть на мир.
V. Д/з
Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться…» наизусть.