Первая мировая война для нескольких поколений остается Неизвестной войной. Спустя 100 лет судьбы детей войны и их подвиги в годы войны остаются безымянными. У суворовцев отсутствуют представления об участии детей в Первой мировой войне.
Актуальность темы
Наиболее трагичной по своим последствиям война стала для России. Судьба детей представлена фрагментарно.
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода.
В процессе работы над проектом были поставлены задачи:
- Исследовать судьбы детей-героев Первой мировой войны.
- Изучить их подвиги и понять, что заставило их оказаться на фронте.
- Отдать дань подвигу детей Первой мировой войны.
- Освоить новую английскую лексику и речевые обороты по теме проекта.
- Ознакомиться с малоизученным пластом отечественной истории по кино-фото документам того периода Первой мировой войны.
- Изучить оригинальные экспонаты ( обмундирование и элементы военной экипировки солдат) Первой мировой войны.
- Изучить имена известных писателей, ушедших на фронт подростками и защищавших Отечество.
Ожидаемые результаты
- Изучение документальных материалов Первой мировой войны.
- Рассмотрение проблемы в тех её проявлениях, которые затрагивают жизни сверстников.
- Осознание себя в контексте «Я и общество, я и мир».
- Понимание глобальных процессов, происходящих в мире.
- Понимание практической ценности владения английским языком, как инструментом для получения необходимой информации с целью решения определённых социально, профессионально и личностно значимых задач.
- Расширенние доступа к информации, возможность получать информацию из разнообразных источников, критическое оценивание информации.
- Развитие критического мышления.
- Развитие умения определять объём необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты исследования и делать выводы.
Цели
- Исследование малоизвестных фактов, связанных с участием детей в Первой мировой войне.
- Исследование и изучение их фронтовых заслуг и мотивов, которые привели детей на фронт.
- Патриотическое воспитание суворовцев на примерах детей-участников Первой мировой войны.
- Формирование чувства сопричастности к истории Отечества.
Предмет исследования: Первая мировая война.
Объект исследования: Участие детей в Первой мировой войне.
Гипотеза: Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед суворовцами, людьми старшего поколения и Отечеством.
В рамках работы над проектом суворовцы:
- Посмотрели неигровой фильм « До войны я был маленьким».
- Встретились с режиссером фильма «До войны я был маленьким» и получили ответы на интересующие их вопросы.
- Посетили открытие выставки «Россия – воинству», посвященной 100-ю Первой мировой войны.
- Встретились с хранителями реликвий и экспонатов, представленных на выставке.
- Изучили материалы выставки, печатные источники периода Первой мировой воны, посвященные детям Первой мировой войны.
- Прочитали и проанализировали произведение К.Чуковского « Дети и война».
- Прочитали биографию писателя К. Чуковского, драматурга В. Вишневского, режиссера И. Пырьева.
- Узнали об их подвигах в Первую мировую войну.
- Создали презентацию по теме проекта.
- Создали видеофильм.
Юные пажи и оруженосцы ухаживали за оружием и доспехами рыцарей.
В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением. Во флоте служили несовершеннолетние гардемарины, а в армии — барабанщики.
Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил всю страну. Воспитанники училищ, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на фронт.
Участие в войне подростков и детей, зафиксированных в документах, не очень много дошло до наших дней. Военная хроника сохранила, но, к сожалению, небольшое количество информации о юных добровольцах и их подвигах.
Патриотизм, верность долгу, желание оказаться на фронте заставило забыть обо всем.
Рвались на фронт и стремились помочь своим отцам и братьям в защите отечества ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет.
В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Киева, Екатеринбурга, Новгорода и многих других городов, хуторов, деревень, сел, станиц.
Бежали как поодиночке, так и группами. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт.
В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках.
Просмотр фильма
Суворовцы с интересом просмотрели неигровой фильм «До войны я был маленьким».
Режиссер: Аннa Булгакова и Денис Федорин.
Фильм о детях-участниках Первой мировой войны, о возрасте и о романтизме, когда хочется подражать героям, а от жажды приключений и подвигов ноет сердце, когда не страшно умереть молодым за "Веру, Царя и Отечество".
Встреча с режиссером фильма «До войны я был маленьким» Денисом Федориным.
Выставка «Россия – воинству», организованной сотрудниками Российской Государственной Библиотеки Искусств. Пятого февраля 2014 г. суворовцы присутствовали на презентации выставки «Россия – воинству».
Это одно из первых событий, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны. В экспозицию вошли документы из фондов библиотеки 1914-1918 годов. Среди экспонатов — подлинные фотографии, рисунки, плакаты, открытки и личные вещи фронтовиков.
В своем выступлении заместитель Министра культуры РФ, статс-секретарь Григории Петрович Ивлиев отметил : «Особенность этой выставки заключается в том, что мы открываем для себя эпоху, которая на протяжении десятилетий была скрыта от нас. Экспозиция будет интересна представителям всех поколений, в том числе подросткам и молодёжи».
А.А. Мелитонян и А.В. Кирилин от имени всех коллекционеров, предоставивших свои раритеты для экспозиции, поблагодарили организаторов выставки и сказали о важности сохранения памяти об этой малоизвестной войне.
Посещение выставок суворовцами отмечено на следующих сайтах:
- ru-ru.facebook.com/liart.ru?hc_location=timeline
- liart.ru/ru/gallery/show/69/?back=/ru/gallery/
В процессе поиска информации по теме проекта, суворовцы узнали, что выдающиеся люди России воевали на фронтах Первой мировой войны.
Будущий Мapшал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский участвовал в боях в составе русского экспедиционного корпуса во Франции. Всеволод Витальевич Вишневский во время первой мировой войны в 14 лет "убежал" добровольцем на фронт.
Был юнгой на Балтийском флоте. В 1915-1916 служил в гвардии, как старшина разведки.
29 января посещение выставки, посвященной 100 летию Первой мировой войне, было открытием для суворовцев. С фотографий, экспонируемых на выставке, на суворовцев смотрели их сверстники в военных одеждах.
Подвиги «героев- соколов» были описаны в произведениях писателей того периода: Корней Чуковский «Дети и война»; очерк «Въ гостяхъ у юныхъ развъдчиковъ», Александра Зарина; Пьеса в четырех частях «Дети-Соколы» Ивана Соколова, 1916 г.
Писатели, писавшие о детях войны, сами, будучи еще детьми, испытали все тяготы этой войны.
Суворовцам стало понятно, почему тема детей войны с такой болью описана в произведениях К.Чуковского и В.Катаева. Исследуя и изучая печатные источники, суворовцы удивились, узнав, что будущие писатели сами побывали на фронтах Первой мировой войны.
Рассказ К. Чуковского «Дети и война» печатался в журнале «Нива» №51, 1915 г.
Очерк «Въ гостяхъ у юныхъ развъдчиковъ» » Александра Зарина был напечатан в журнале «Аргус», 1916 г.
Катаев Валентин Петрович родился 28 января 1897. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен и отравлен фосгеном. Получил два Георгиевских креста и орден Святой Анны IV степени.
Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат.
Прочитав повесть В.Катаева «Сын полка», мы, суворовцы почувствовали, как участие писателя в первой мировой войне отразилось в его произведении.
Иван Александрович Пырьев — советский кинорежиссёр и сценарист, основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР. В конце 1915 года Пырьев И.А. сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней.
Выводы и результаты
В процессе работы над проектом все, кто работал над Проектом открыли для себя неизвестные грани Первой мировой войны.
- Патриотизм детей и подвиги на фронтах Первой мировой войны.
- Доказательством того, что в жизни человека верность и любовь к Отечеству являлось и является наивысшим достоинством человека.
- Мы, юные суворовцы, укрепились в вере, что будем достойными преемниками наших отцов и дедов, которые посвятили свою жизнь защите Отечества.
Настоящий проект представлен как синтез знаний по истории, литературе и английскому языку.
Список источников:
- Материалы выставки:
- Фото документы, кадры документальной хроники, содержащие рассказы о патриотизме детей в годы Первой мировой войны.
- Образцы обмундирования и элементы военной экипировки солдат Первой мировой войны.
- Печатные издания периода Первой мировой войны, экспонированные на выставке, журнал «Нива» №51-1915 г. «Дети и война»).
- Интернет-материалы.
- Беседа с режиссером фильма «До войны я был маленьким» Денисом Федориным.
- Рассказы сотрудников Российской Государственной Библиотеки искусств по материалам выставки.
Ресурсы:
- Неигровой фильм «До войны я был маленьким» режиссер Денисом Федориным.
- Экспонаты тематической выставки «Россия – воинству», посвященная 100-летней годовщине начала Первой мировой войны.
- Печатные источники периода Первой мировой войны о детях войны ( журнал «Нива» №51-1915 г. «Дети и война»).
- Фотодокументы-подлинники тематической выставки «Россия – воинству».
- Интернет-ресурсы.
- Встреча и беседа с сотрудниками Российской Государственной Библиотеки Искусств – организаторами выставки.
- Встреча с коллекционерами, предоставившими свои экспонаты на выставку «Россия – воинству».
Информационные технологии:
- Фото и видеосъемки;
- Использование программ PowerPoint, Movie Maker, Word, FineReader.
Приложение к проекту: Фильм «Детям Первой мировой войны посвящается» (у автора).
Проект на английском языке – Приложение 1.
Презентации на русском и английском языках – Приложение 2, Приложение 3.