Цель урока:
- расширить знания учащихся об Урале, Свердловской области;
- выделить межпредметные связи между уроками литературы, географии, истории;
- привить любовь и гордость к своей малой родине.
Оборудование урока: карта Свердловской области, выставка книг (книги уральских писателей, книги по истории Урала), мультимедийные презентации.
(Урок проводится учителем литературы и географии, учащиеся готовили презентации о городах Свердловской области, об исторических местах, о писателях Урала.)
ХОД УРОКА
1. В 10 классе заканчивается курс географии о Свердловской области. На уроке нам хотелось бы ещё раз показать, какую огромную роль во всей исторической эпохе играла наша область. Исторические заслуги всем известны. В течение трехсот лет вся Россия пахала. Жала, ковала изделиями наших заводов. Продукция с маркой уральских заводов представлена на всех шести континентов, в любом уголке России.
Путешествуя по городам области, проникаешься ощущением, что весь наш
край – одна большая драгоценная гора. В Реже водятся почти все известные в мире самоцветы, в Березовском добывалась половина мирового золота, из Невьянского железа делался весь российский флот. Город «горного льна», несгораемый Асбест, самое крупное месторождение асбеста в мире. Демидов подарил скатерть Петру 1, облив её красным вином и бросив в огонь, а вытащил целую и белую. Индусы использовали асбест в ритуалах: человек, накрывшийся плащом из асбеста, проходил сквозь огонь невредимым, и сородичи признавали за ним ритуальную власть. В 17 веке в Европе были в большой моде платья, кошельки из асбеста.
2. Презентации проектов учащихся о городах Свердловской области.
3. Урал и литература.
А.С.Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». (Сообщение «Пушкин и Урал») .
4. На уроке у нас присутствует гостья из сказов П.П.Бажова – Хозяйка Медной горы ( ученица в костюме Хозяйки Медной горы рассказывает о героях бажовских сказов и читает собственное стихотворение.
Я – хозяйка уральской земли,
Где недра златые хранятся.
Я вам расскажу,
Поделюсь от души:
– Чем богаты уральские горы;
– Как красивы на реках её города,
– Как заводы – гиганты работают,
– Какие чудесные люди живут
На этих красивейших землях
– И дети умнейшие здесь растут,
Учатся в школах, лицеях…
Я сказку хочу вам сейчас рассказать
Про все эти богатства несметные,
А после – я вам вопрос, конечно, задам
О достопримечательностях нашего края …
5. Защита проектов, презентаций учащихся на тему «Литература Урала».
6. На втором уроке учащимся выдается карточка – опрос (Приложение 1), на котором они записывают ответы на предложенные вопросы и задания. (можно работать индивидуально и группой) .
7. Подведение итогов. (Что вы узнали нового? ) Ребята читают свои ответы.