Цель урока: проблемное аналитическое чтение и обсуждение повести «Станционный смотритель».
Задачи:
- Организация продуктивной деятельност : использование технологий «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom), Интернет-технологий.
- Обучение навыкам проблемного аналитического чтения прозаических произведение.
- Развитие монологической и диалогической устной речи учащихся
- Совершенствование навыков групповой деятельности.
- Работа с теорией литературы: проза, повесть, художественная деталь.
- Межпредметные связи: роман «Капитанская дочка».
Оборудование: тексты, материалы презентации «Станционный смотритель», карточки для устной групповой работы, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения.
Подготовительный этап
Требования к современному уроку для обеспечения нового качества учебного процесса для реализации требований ФГОС НОО и ООО предполагают системно-деятельностный подход: время самостоятельной работы учащихся должна занимать не менее 30 минут, деятельность учителя – 10-15 минут. Продуктивной деятельности учащихся на уроке способствует использование новой технологии в образовании – технологии «Перевёрнутого класса» (Flipped classroom).
Что такое технология «Перевёрнутого класса» или «перевёрнутого обучения» (Flipped classroom)? «Сущность этой технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, домашние задания выполняются в классе. Для изучения дома теоретического материала ученики используют видеофрагменты, записанные или подобранные учителем». [1] В качестве материалов для учащихся могут также использоваться текстовые файлы или небольшие презентации. Ученик мотивируется на серьёзную самостоятельную работу дома: в задании обязательно должны быть вопросы, на которые он должен отвечать на уроке, список дополнительной литературы или ссылки на источники в сети, которые можно использовать. «Плюс в том, что ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть успешность на уроке. Плюс также и в том, что что-либо списывать на уроке нет ни необходимости, ни смысла». [2]
Учащиеся перед уроком через записи в дневник и рассылку в группе восьмых классов в социальной сети «Вконтакте» получают следующие задания:
- Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
- Посмотреть видеоролик и выполнить задания к нему. [3]
- Подготовиться к работе в группах на уроке.
Учитель проводит консультации с учащимися: в назначенное время в классе, через работу в Сети, через электронную почту или Skype.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
1. Организация группой работы на уроке:
– экспресс-опрос для проверки результатов деятельности по модели «Перевёрнутого класса»: заполнение таблицы. [Приложение 1]
– класс разделяется на две группы (по рекомендации учителя и желанию учащихся);
– каждая группа получает лист вопросов для организации работы. [Приложение 2]
II. Мотивация деятельности c использованием презентации учителя к повести «Станционный смотритель». [Приложение 3]
– Почему будем читать одну из «Повестей Белкина»?
– Рассказ о Болдинской осени 1830 года.
– В чём новаторство этого произведения: подводили итог прошлому и открывали для русской литературы и творчества Пушкина новые дали.
– «Повести Белкина» – реалистическое произведение, в котором Пушкин изображал обыкновенное в жизни: обыкновенных героев с их ничем не примечательной судьбой, обыкновенные события, быт людей. Но из этого обыкновенного умел извлекать поэзию жизни.
– Новизна автора: Пушкин издал повести под именем И.П.Белкина. Иван Петрович Белкин – сквозной образ, объединяющей все повести и играющий важную роль в их понимании.
Постановка проблемного вопроса к уроку: О чём рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель»?
Что поможет вам найти ответ на проблемный вопрос урока?
III. Групповая работа
1. Анализ образа Самсона Вырина.
Группа №1 . Образ Самсона Вырина.
1. Кто такой станционный смотритель? Анализ эпиграфа к повести и вступления? Как к нему относится рассказчик?
Коллежский регистратор – низший чин в «Табеле о рангах».
Кто такой диктатор? (Диктатор – правитель страны, пользующийся неограниченной властью)
Является ли станционный смотритель диктатором почтовой станции?
Вывод: «станционный смотритель – сущий мученик четырнадцатого класса», его должность – настоящая каторга – «вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием».
2. Каким увидел рассказчик Самсона Вырина при первой встрече?
«Вижу… самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Он счастливый отец красивой дочери Дуни: он говорит о ней «с видом довольного самолюбия», видя, что дочка понравилась проезжающему.
3. Что изменилось в Самсоне Вырине при второй встрече с рассказчиком? Анализ портрета и поведения героя.
«… но как он постарел! … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на его сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Так Самсона Вырина изменил побег дочери с гусаром Минским в Петербург.
4. Как повлияли на Самсона Вырина похищение Дуни гусаром Минским и его путешествие в Петербург?
«Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где лежал молодой обманщик. …Бедняк занемог горячкою» и долгое время не мог исполнять обязанности станционного смотрителя.
Вырин пешком отправился в Петербург за дочерью, но пережил ещё более страшное унижение: он был выгнан Минским из его номера, а Дуня при виде отца упала в обморок.
Старик подумал, махнул рукой и решил отступиться.
5. Каким увидел Самсона Вырина при третьей встрече рассказчик?
А третьей встречи не было: Самсон Вырин уехал на свою почтовую станцию, запил с горя и умер.
6. Для чего в повести «Станционный смотритель» создан образ Самсона Вырина?
Пушкин поставил в повести «Станционный смотритель вопрос о поведении человека. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет из души гордость, достоинство, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.
Пушкин создал образ «маленького человека».
7. Кто такой «маленький человек»? Можно ли отнести это определение к Самсону Вырину?
«Маленький человек» – это: ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкоеположение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственногомеханизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх переджизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливостисуществующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, какправило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С.Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М.Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П.Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.» [4]
Образ Дуни. Работа группы №2.
1. Прочитать и проанализировать описание комнаты Самсона Вырина (картинки с историей блудной дочери).
- Картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и евангельская притча о блудном сыне. Презентация по картине. [Приложение 4]
- Портрет Дуни, авторская характеристика образа Дуни. Первая встреча. Девочка лет четырнадцати, чья красота поразила проезжающего. Разумная, проворная, вся в покойницу мать.
- История жизни Дуни на почтовой станции.
- Бегство с гусаром в Петербург и неожиданная встреча с отцом в Петербурге.
- Почему Дуня горько плакала на могиле отца?
- Можно ли историю Дуни соотнести с притчей о блудном сыне? Есть ли в повести Пушкина евангельский мотив?
2. Притча о блудной дочери – вторая тема повести «Станционный смотритель».
IV. Рефлексия
1. О чём рассказал Иван Петрович Белкин читателям в повести «Станционный смотритель»?
Запись ответа на вопрос на проблемных карточках [Приложение 5]
2. В чём своеобразие пушкинской прозы?
Приглашение к литературному путешествию в Музей станционного смотрителя на станции Выра. Доклад с презентацией «Музей станционного смотрителя в Выре».
V. Подведение итогов работы
VI. Домашнее задание
Посмотреть видеоролик «Музей станционного смотрителя в Выре» (ссылка будет выложена в социальной группе восьмых классов), составить отчёт о виртуальном путешествии в форме страницы дневника путешественника, письма другу или подруге, путеводителя по музею. [5]
Примечания.
1-2. «7 вещей, которые необходимо знать о «перевёрнутом обучении». http://mgm-lnet.blogspot.ca›2013/03…classroom.html
3. Задания для подготовки к уроку размещены на личном сайте учителя Кузнецовой М.С., в разделе «Литература, 8 класс». http://www.margaritakuznetcova.ru margaritakuznetcova.jimdo.com
4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Подредакцией Горкина А.П. 2006. http://dic.academic.ru›dic.nsf/enc_literature
5. http://www. ...MARGARITAKUZNETCOVA.RU