Анализ поэтического текста

Разделы: Русский язык, Литература


Лес осенью

Ты входишь осторожными шагами
в осенний лес. Он молчалив и пуст.
Хрустят сухие листья под ногами, ломаются…
Их напряженный хруст

Любой твой шаг в лесу сопровождает.
Твои следы утоплены в листве.
…Редеет клен. Осина облетает…

В безропотном древесном существе
Такая гипнотическая сила,
Что стоит только пристально взглянуть,
И строй души, где все так тускло было,
совсем иную обретает суть.

На торжестве губительного пира
Среди лесной осенней пестроты
Глубинную немую тайну мира
Вдруг ощущаешь судорожно ты.

И сразу же, природе на потеху,
Спешишь назад, шагая широко,
Туда, туда… поближе к человеку,
Где даже если глупо, то легко…

(Михаил Грозовский)

Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил хороших людей”, “Стая белых ворон” и др.

Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над следующими вопросами:

- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения?

- Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу?

- Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, “напряженное”?

- Какими стилистическими средствами создается это чувство “напряженного” ожидания?

- Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит - о природе) можно сделать? Обратите внимание на эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности…

- Как подчеркнута завершенность 1-й строфы композиционно?

Анализ стихотворения на уроке

1.

- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием?

- Стихотворение называется “Лес осенью”. Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Стихотворение философское. Оно о человеке и природе, об их взаимном проникновении (непроникновении!), об умирании и воскрешении.

- Но описание леса есть? В какой части стихотворения?

Зачитывается первая строфа.

- Образ какого леса встает перед глазами? Лес молчалив, пуст… каждый шаг отдается в нем резким звуком…

- Почему “резким”? Что дает нам право воспользоваться таким эпитетом? Хрустят сухие ветки… Их напряженный хруст… Звуки в этом лесу – только от человека, его шагов. Обратим внимание: лес НЕ тих, а именно молчалив (олицетворение). Далее мы поймем это “молчание”.

2.

- Какое чувство рождает образ леса? Неспокойное, тревожное, это – “напряженное” ожидание.

- Какими стилистическими средствами создается это чувство? Эпитеты: “осторожные” шаги, “напряженный” хруст, “молчалив”, “пуст”… Ритмически: переброс строки, многоточия – психологические паузы…(Ритм 1-й строфы неровный. Лирический герой, осторожно входя в лес, нарушая его тишину, как будто все время прислушивается, чего-то ждет.)

Наконец, завершают 1-ю часть два коротких нераспространенных предложения, отграниченных многоточиями от остального текста (…Редеет клен. Осина облетает…) Есть в строфе еще одно короткое предложение, и оно тоже относится к описанию леса. Так будто бы сразу, средствами (пока) синтаксиса, противопоставляются два мира: мир леса – мир человека, два миросозерцания. У нас пока нет оснований сказать, что человек здесь – непрошеный, незваный гость. Но он – НЕ часть этого лесного мира, а следовательно – природы.

3.

Итак, 1-я часть, описательная, завершена: ее “замкнули” два коротких предложения. Но завершенность описания ощущается и на фонетическом уровне.

- Какое словосочетание ключевое для данной строфы? Осенний лес.

- Какие звуки из этого словосочетания повторяются во всех строках данной части?

- Какими словами строфа заканчивается? Перекликаются звуковым соответствием “осенний лес” – “осина облетает”.

Обратим внимание и на разбивку стихов по строфам: строф, в общем-то, пять (четверостиший). Но поэт вторую строфу как бы делит между двумя соседними.

- Почему? Микротема закончена. Часть 1 завершена в смысловом, стилистическом и фонетическом отношении.

4.

Зачитываем вторую строфу.

- Какое словосочетание ключевое? Гипнотическая сила. Как вы это понимаете?

- Эта сила – в лесе, в деревьях. Каким перифразом заменяется слово лес? Какова его роль? Древесное существо… Лес – живой, единый, у него своя жизнь, своя СУТЬ, (корень -СУЩ-). Стоит приглядеться, “пристально взглянуть” – откроется эта СУТЬ, которая и заворожит, загипнотизирует...

- Каким эпитетом сопровождается перифраз? Безропотный.

- Но слово “роптать” предполагает нечто, способное этот ропот вызвать. Против чего же НЕ ропщет лес? Против осеннего умирания. Он безропотно принимает судьбу (Он знает “глубинную немую тайну”.)

- Какую “иную” суть обретает строй души человека? “Тускло” – это мрачно или неясно? И что открывается человеку, чем “завораживает” его лес?

5.

Зачитываем третью строфу.

- Что же это за “глубинная тайна”, которую знает лес? Умирание – возрождение. Найдите перифраз, которым автор заменяет эти понятия. Губительный пир.

- Как называется такое словосочетание и что оно высвечивает? Оксюморон. “Губительно”, но – “пир”! Пир осени, с ее красотой, таинственной прелестью.

- Может ли человек так же “безропотно” принять эту тайну (знание)? Нет. Человек не может возродиться. Глубинную немую тайну (слышите гулкое |У| ?) он узнает, но для него она гУбительна (звуковая перекличка подчеркивает эту губительность).

- Согласитесь ли, что ключевыми для всего стихотворения являются слова “глубинная немая тайна”? Они акцентированы не только в звуковом отношении, но и в интонационном. Они выпеваются: четырехсложное, трехсложное, двухсложное слова.

6.

- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его концу? Где она становится наиболее высокой, торжественной? Третья строфа.

- А какое слово выбивается из этого лексического строя? Судорожно. К лесу или к человеку оно имеет отношение?

7.

Читаем последнюю строфу.

- Так вписался человек в мир леса? Нет. Он бежит от тайного знания, он не может смириться с ним. Это подчеркнуто и лексически (идет снижение лексики).

- Куда же бежит человек? Туда, откуда пришел. Туда, где ЛЕГКО, где можно забыть о глубинной немой тайне леса, природы, мира…

- А как природа “реагирует” на переживания человека, на его бегство? Обратим внимание на слова “природе на потеху”…

- А что дает нам право говорить в общем: “человек”? Начало: ТЫ входишь… Форма местоимения? Кто это? Это обобщенно и Я, и ТЫ…

- Тема завершена, стихотворение закончено. Как его завершенность обозначена композиционно? Ты осторожно входишь (начало) - ты спешишь назад широкими шагами (конец)…

- К какому грустному выводу о месте человека в мире природы приводит нас автор? Согласитесь ли вы с поэтом?

Перечитаем стихотворение.