Лес осенью
Ты входишь осторожными шагами
в осенний лес. Он молчалив и пуст.
Хрустят сухие листья под ногами, ломаются…
Их напряженный хрустЛюбой твой шаг в лесу сопровождает.
Твои следы утоплены в листве.
…Редеет клен. Осина облетает…В безропотном древесном существе
Такая гипнотическая сила,
Что стоит только пристально взглянуть,
И строй души, где все так тускло было,
совсем иную обретает суть.На торжестве губительного пира
Среди лесной осенней пестроты
Глубинную немую тайну мира
Вдруг ощущаешь судорожно ты.И сразу же, природе на потеху,
Спешишь назад, шагая широко,
Туда, туда… поближе к человеку,
Где даже если глупо, то легко…
(Михаил Грозовский)
Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил хороших людей”, “Стая белых ворон” и др.
Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над следующими вопросами:
- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения?
- Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу?
- Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, “напряженное”?
- Какими стилистическими средствами создается это чувство “напряженного” ожидания?
- Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит - о природе) можно сделать? Обратите внимание на эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности…
- Как подчеркнута завершенность 1-й строфы композиционно?
Анализ стихотворения на уроке
1.
- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием?
- Стихотворение называется “Лес осенью”. Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Стихотворение философское. Оно о человеке и природе, об их взаимном проникновении (непроникновении!), об умирании и воскрешении.
- Но описание леса есть? В какой части стихотворения?
Зачитывается первая строфа.
- Образ какого леса встает перед глазами? Лес молчалив, пуст… каждый шаг отдается в нем резким звуком…
- Почему “резким”? Что дает нам право воспользоваться таким эпитетом? Хрустят сухие ветки… Их напряженный хруст… Звуки в этом лесу – только от человека, его шагов. Обратим внимание: лес НЕ тих, а именно молчалив (олицетворение). Далее мы поймем это “молчание”.
2.
- Какое чувство рождает образ леса? Неспокойное, тревожное, это – “напряженное” ожидание.
- Какими стилистическими средствами создается это чувство? Эпитеты: “осторожные” шаги, “напряженный” хруст, “молчалив”, “пуст”… Ритмически: переброс строки, многоточия – психологические паузы…(Ритм 1-й строфы неровный. Лирический герой, осторожно входя в лес, нарушая его тишину, как будто все время прислушивается, чего-то ждет.)
Наконец, завершают 1-ю часть два коротких нераспространенных предложения, отграниченных многоточиями от остального текста (…Редеет клен. Осина облетает…) Есть в строфе еще одно короткое предложение, и оно тоже относится к описанию леса. Так будто бы сразу, средствами (пока) синтаксиса, противопоставляются два мира: мир леса – мир человека, два миросозерцания. У нас пока нет оснований сказать, что человек здесь – непрошеный, незваный гость. Но он – НЕ часть этого лесного мира, а следовательно – природы.
3.
Итак, 1-я часть, описательная, завершена: ее “замкнули” два коротких предложения. Но завершенность описания ощущается и на фонетическом уровне.
- Какое словосочетание ключевое для данной строфы? Осенний лес.
- Какие звуки из этого словосочетания повторяются во всех строках данной части?
- Какими словами строфа заканчивается? Перекликаются звуковым соответствием “осенний лес” – “осина облетает”.
Обратим внимание и на разбивку стихов по строфам: строф, в общем-то, пять (четверостиший). Но поэт вторую строфу как бы делит между двумя соседними.
- Почему? Микротема закончена. Часть 1 завершена в смысловом, стилистическом и фонетическом отношении.
4.
Зачитываем вторую строфу.
- Какое словосочетание ключевое? Гипнотическая сила. Как вы это понимаете?
- Эта сила – в лесе, в деревьях. Каким перифразом заменяется слово лес? Какова его роль? Древесное существо… Лес – живой, единый, у него своя жизнь, своя СУТЬ, (корень -СУЩ-). Стоит приглядеться, “пристально взглянуть” – откроется эта СУТЬ, которая и заворожит, загипнотизирует...
- Каким эпитетом сопровождается перифраз? Безропотный.
- Но слово “роптать” предполагает нечто, способное этот ропот вызвать. Против чего же НЕ ропщет лес? Против осеннего умирания. Он безропотно принимает судьбу (Он знает “глубинную немую тайну”.)
- Какую “иную” суть обретает строй души человека? “Тускло” – это мрачно или неясно? И что открывается человеку, чем “завораживает” его лес?
5.
Зачитываем третью строфу.
- Что же это за “глубинная тайна”, которую знает лес? Умирание – возрождение. Найдите перифраз, которым автор заменяет эти понятия. Губительный пир.
- Как называется такое словосочетание и что оно высвечивает? Оксюморон. “Губительно”, но – “пир”! Пир осени, с ее красотой, таинственной прелестью.
- Может ли человек так же “безропотно” принять эту тайну (знание)? Нет. Человек не может возродиться. Глубинную немую тайну (слышите гулкое |У| ?) он узнает, но для него она гУбительна (звуковая перекличка подчеркивает эту губительность).
- Согласитесь ли, что ключевыми для всего стихотворения являются слова “глубинная немая тайна”? Они акцентированы не только в звуковом отношении, но и в интонационном. Они выпеваются: четырехсложное, трехсложное, двухсложное слова.
6.
- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его концу? Где она становится наиболее высокой, торжественной? Третья строфа.
- А какое слово выбивается из этого лексического строя? Судорожно. К лесу или к человеку оно имеет отношение?
7.
Читаем последнюю строфу.
- Так вписался человек в мир леса? Нет. Он бежит от тайного знания, он не может смириться с ним. Это подчеркнуто и лексически (идет снижение лексики).
- Куда же бежит человек? Туда, откуда пришел. Туда, где ЛЕГКО, где можно забыть о глубинной немой тайне леса, природы, мира…
- А как природа “реагирует” на переживания человека, на его бегство? Обратим внимание на слова “природе на потеху”…
- А что дает нам право говорить в общем: “человек”? Начало: ТЫ входишь… Форма местоимения? Кто это? Это обобщенно и Я, и ТЫ…
- Тема завершена, стихотворение закончено. Как его завершенность обозначена композиционно? Ты осторожно входишь (начало) - ты спешишь назад широкими шагами (конец)…
- К какому грустному выводу о месте человека в мире природы приводит нас автор? Согласитесь ли вы с поэтом?
Перечитаем стихотворение.