Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья"

Разделы: Литература


На доске

Евгений Иванович Замятин

(1884 – 1937гг.)

Роман “Мы”

Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика.

Е. Замятин.

Еретик – нечто противоречащий общепринятому мнению, пониманию.

Утопия – вымышленная картина идеального жизненного уклада (устройства).

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

Ход урока

Цели:

  • познакомить учащихся с биографией писателя;
  • разобраться в проблематике романа, попытаться определить модель “счастливого” государственного устройства, проследить взаимоотношения человека и власти, увидеть роль государственной идеологии в создании идеального общества.

1. Знакомство с биографией писателя (презентация выполнена ученицей См. приложение №1). – выступление учащихся.

После выступления детей – учитель:

Замятин не встал в ряды политической оппозиции, но он спорил с большевизмом, как честный русский писатель, который не мог не замечать странного “сегодня”, даже искренне веря в прекрасное “завтра”. В статье “О сегодняшнем и современном” он писал: “Правды - вот чего в первую голову не хватает сегодняшней литературе… Оттого в большинстве литература не выполняет даже самой примитивной, заданной ей историей задачи: увидеть нашу удивительную, неповторимую эпоху – со всем, что в ней есть отвратительного и прекрасного, записать эту эпоху такой, какая она есть”.

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия. (обращаемся к записи на доске “утопия”). Основоположником считается английский гуманист, автор книги “Утопия” Т. Мор. Последователями этого жанра были Кампанелла “Город Солнца”, Бэкон “Новая Атлантида”.

Центральной идеей утопии стала идея всеобщего равенства. Равные права и равные обязанности сограждан делают каждого из них счастливым. Сами обитатели этих удивительных стран, как правило, на редкость одинаковы и начисто лишены индивидуальности. Писатели – утописты в качестве идеала вывели сообщество одинаковых людей.

В литературе XX в. возникают антиутопические тенденции, которые отражают тревогу писателей-гуманистов, по поводу тех опасных, пагубных последствий, связанных с построением общества будущего.

Вопрос: Против каких явлений выступают авторы антиутопий. Задание: Прочитать в учебнике стр.404, - 2 абзац (Учебник “Русская литература XX в.” под ред. В.В.Агеносова., М.: - Дрофа)- выписать тезисы, определяющие принципы, на которых строится жанр романа – антиутопии.

(тезисы: - мир идеален, рационалистически выверен;

- главное человек, который живет в идеальном обществе;

- герой-повествователь – гражданин “идеальной страны”;

- в герое могут пробуждаться человеческие чувства, несовместимые с породившей его системой;

- возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом;

- события происходят в ограниченном пространстве

(изолированном), утопия-город, утопия-сад.)

Вопрос: А что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”? (Ответ: Далекое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим “математическим безошибочным счастьем”).

Вопрос: Как устроено “счастливое” общество будущего? Какова модель этого идеального общества?(Ответ: ученика с презентацией. См. приложение №2).

Работа по группам (Домашнее задание было получено на предыдущем уроке)

- 1 группа: Как разрешаются материальные проблемы общества (еда, кров, одежда, работа);

- 2 группа: Разрешение духовно-нравственных проблем (любовь, семья, дети, ценность человеческой жизни);

-3 группа: Стабильность государственного устройства (роль Благодетеля, института Хранителей).

- 4 группа: Идеология Единого Государства. Как осуществляется в Едином Государстве идеологическое воздействие на Нумеров, чтобы они ощутили себя “счастливейшим среднеарифметическим”?

Группа раскрывает вопрос, все конспектируют.

Итог урока: учитель – “Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”. Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.

В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

Вопрос: Как вы думаете, мир Единого государства нашел отражение в жизни, истории России?

Закончить урок хочется словами Н.А. Бердяева: “Я положил в основании философии не бытие, а свободу…”

Домашнее задание: Ну, как думаете вы – возможно ли “Счастье без свободы – или свобода без счастья”? Напишите ответ – рассуждение.