Цели урока:
- выяснить позицию автора по отношению к типу мечтателя и показать актуальность его личности;
- расширить понятие учащихся о понятии сентиментализм;
- совершенствовать самостоятельную работу с текстом;
- развивать логическое мышление и речь учащихся.
(слайд 1)
1. Орг. класса.
2. Сообщение темы и целей урока.
– СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ПОПЫТАЕМСЯ ВЫЯСНИТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТИПУ МЕЧТАТЕЛЯ И ДОКАЖЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ЕГО ЛИЧНОСТИ.
– КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ К УРОКУ?
(КЛАСС РАЗБИТ НА ГРУППЫ): “Библиографы”, “Знатоки”, “Творческая лаборатория”, “ Художники” – Прежде чем начать анализировать, просмотрим страничку из жизни и творчества писателя (просмотр 2 слайда).
– Что такое сентиментализм?
– Ребята, роман называется “Белые ночи”.
– Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)
(слайд 3)
К сентиментальному роману “Белые ночи” есть пометка (Из воспоминаний мечтателя).
– Постарайтесь, опираясь на текст, дать характеристику главному герою.
– Что делает его мечтателем?
Ф. М. Достоевский так охарактеризовал такой тип: “ В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности. Но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем. ” (слайд 4)
– Как вы думаете, считает ли сам автор своего героя “существом среднего рода”?
– Перечитайте сцену первой встречи мечтателя с Настенькой.
– Почему он так легко и просто увлекся девушкой?
– Каков финал их отношений?
– Можно ли считать такое завершение несчастным?
– Как воспринимает мир Настенька?
– О чем она мечтает?
– Чтобы точнее ответить на этот вопрос, перечитайте ее последнее письмо и разговор с мечтателем в Ночи третьей. (чтение письма с музыкальным сопровождением, страница 366.)(слайд 5)
– Как образ Настеньки помогает понять читателю основную тему повести и позицию автора?
– Как вы думаете, почему так легко и просто “разрешает” Достоевский все, казалось бы, неразрешимые вопросы?
– Изменилось ли ваше понимание смысла названия повести?
Слово учащимся:
“Библиографы” представляют фрагменты критической статьи А.З. Штейнберга (из книги “Русские эмигранты о Достоевском. )
Представители “Творческой лаборатории” знакомят с высказываниями поэтов и писателей о любви, своими наблюдениями. (слайд6)
“Художники” знакомят со своими рисунками.
– Какие ассоциации вызывают?
– Что символизируют? (слайд 7)
“Знатоки” приготовили тест (проверяем знание текста на компьютере с помощью теста в Excel).
Домашнее задание: ответьте на вопрос: “Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни”? (слайд 8)
– Проведем рефлексию: (слайд 9)
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Э. Асадов.
– Заполните листочки, которые лежат на партах (вопросы и ответы).