(Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы)
Цели:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
- прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, развитие интереса к песням военных лет;
- формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.
Оборудование: выставка книг, аудиозаписи песен о войне, фильм “А зори здесь тихие”, на столе в вазах цветы, свечи, костюмы для инсценировок (гимнастерки, пилотки, сапоги, брюки, юбки, бинокли), палатка, гармонь, изображение костра.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
В зал приглашают ветеранов Великой Отечественной войны, предлагают занять почетные места, дарят цветы. Звучат аплодисменты.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, также как много лет назад, в далеком уже, сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
На сцене появляются двое ведущих.
Звучит звон колокола. За столом взрослый и ребенок. Посередине горит свеча. Оба листают альбом с фотографиями. Звон колокола в конце прекращается.
Малыш: Что это такое? Вы слышите?
Взрослый: Это колокол памяти…
Малыш: Памяти? А разве такие бывают?
Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Малыш: Но разве память бывает живой?
Взрослый: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!
(Оба встают и говорят поочереди)
Малыш:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.
Взрослый:
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Хором:
Великой Армии простой солдат.
Взрослый:
Славной победе советского народа в Великой отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.
Взрослый и малыш садятся за стол.
Картина 1. Сценка из кинофильма И. Пырьева
“В 6 часов вечера после войны”
Выходят двое: солдат и девушка.
Варя:
Ну вот, проводила я вас далеко,
Туча, ветер, пора возвращаться…
Кудряшов:
Если бы вы знали, как нелегко,
Только встретившись, снова прощаться.
Варя:
Но мы ведь друг друга так мало знаем.
Кудряшов:
И все-таки в сердце тревога, боль,
Мы сегодня в поход выступаем,
Ровно в двадцать один ноль-ноль.
И, может, я вас не увижу, не встречу,
Песни вашей не уловлю,
Так можно в этот последний вечер
Мне сказать, что я вас люблю.
Варя:
Не надо словом бросаться этим.
Прощайте.
Кудряшов:
Постойте!
Варя:
Будет гроза.
Теперь, когда столько разлук на свете,
Теперь, этим словом бросаться нельзя.
Кудряшов:
Все это странно вам слышать, пожалуй,
Неясна и сбивчива речь моя,
Огрубел я в огне пожаров,
В крови боев искупался я.
Сколько убитых я видел – тыщи!
Ночью в бой отправляюсь вновь.
Но чем сильней война, тем чище,
Тем сильнее любовь моя.
Варя:
Война, никакие слова не помогут.
Кудряшов:
Подарите мне что-нибудь на дорогу.
Варя:
А может, просто, такие слова:
“Буду помнить вас, пока буду жива”,
Кудряшов:
Но как-то встретиться мы должны…
Варя:
В шесть часов вечера после войны.
Кудряшов:
Точнее – осталась минута одна.
Варя:
Точнее, милый, не скажешь: война,
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся.
И помни Москву и невесту свою,
С победою к ним возвращайся.
Малыш:
(за столом)
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая, ведет опять в походы и бои.
Картина 2. Отдых после боя
Катер. Вокруг расположились бойцы. Кто-то пишет письмо, кто-то приводит в порядок автомат, винтовку. Среди них гармонист.
Гармонист:
Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Бойцы задумчивы. Некоторые подпевают
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза!
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
С бойцами сидит повар в белом колпаке, с автоматом и белом переднике, надетом прямо на гимнастерку.
Повар:
А ну, кому кипяточку,
Пейте его по глоточку
Из консервной склянки,
Из консервной кружки
В окопе и возле пушки.
Солдат:
Пивали мы кипяток,
Смаковали каждый глоток.
С сахаром вприкуску, в накладку,
Под патефон и трехрядку…
Из котелка, из самовара –
Пей кипяток с пылу, с жару.
Гармонист:
А вот гармошка – подруга солдата
Она бывала нужней автомата.
На привале гармонь никогда не молчала,
Чтоб душа солдатская не скучала.
Плясовая (солдаты надевают на головы платочки, поют частушки)
1 солдат:
Я девчонка молодая,
Ничего не утаю,
И военные частушки
Вам сегодня пропою.
2 солдат:
За свою родную землю
Грудью встанем, как один,
Будь уверена, подружка,
Мы фашистов победим!
1 солдат:
От своей родной земли
Фрица мы погоним,
Будем гнать его взашей
До Берлинских рубежей.
2 солдат:
Бей фашистов на земле,
Бей их в воздухе, в воде.
Чтобы долго вспоминала,
Чем в России угощали.
(кланяются, уходят)
Малыш:
Слава вам, храбрые, слава бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестью жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет.
Картина 3. Не утихает боль…
Женский голос (с леденящим спокойствием): Моего Алешку убили. Вот.
Рассматривает фотографии, перебирает, вспоминает
Ну, что я могу сказать вам про моего сыночка? Жил обыкновенно, ничем не выделялся. Любил лес, речку, лошадей, с ребятами дружил... Вот здесь ему 3 месяца. Это первая фотография, а здесь в детский сад пошел... А это его первая двойка... Учился обычно... А я его ругала... Меня и сестричек своих очень любил. Бывало, если обидит, то обязательно вечером попросит прощения. Сыночек... Сыночек...
Встает и грозно.
А если фашисты ворвутся в ваш город,
Встречайте вы их мальчики отпором.
Никто пусть не даст им от дома ключа,
Фашист - это не человек, - саранча!
Пускай не найдет ни воды он, ни пищи,
Напрасно пусть крова и отдыха ищет,
Что сжечь вы не сможете, то зарывайте!
Хлеб прячьте в подвал, молоко выливайте!
Чудовищем пусть он слывет между вами,
Он должен есть землю, он должен пить пламя!
Куда ни шагнет, к милосердью взывая,
Край будет враждебен и неузнаваем.
Не будет пощады ему никогда!
Пустынями лягут вокруг города!
Иди, чтоб тобою гордился народ!
Не бойся! Не прячься! В атаку! Вперед!
Картина 4. Сценка из произведения Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие”
Слышится музыка природы, поют соловьи (звучит фонограмма). Выходят шесть девушек и старшина Васков.
Васков: Раз, два… левой, левой!
Отделение, стой! Раз, два. Направо!
(выходит чуть вперед и встает перед девушками)
(сдает рапорт)
Кирьянова: Товарищ старшина, 1-ое отделение 3-его взвода 5-ой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
Васков: Вольно! По порядку рассчитайтесь.
1: Рита Осянина
2: Женя Комелькова
3: Лиза Бричкина
4: Галя Четвертак
5: Соня Гурвич
Васков: Отделение, вольно! Разойдись! 30 минут на отдых. Так, нашли, значит, непьющих… Из расположения без моего разрешения ни ногой…
Рита: Даже за ягодами?
Васков: Ягод еще нет.
Комелькова:
А щавель можно собирать? Нам без приварка трудно, товарищ старшина, отощаем.
Васков: Не дальше речки, а теперь располагайтесь.
Лиза: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно русалка.
(Женя расчесывает волосы)
Галя: Женька, с тебя только скульптуру лепить!
Соня: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.
Кирьянова: Нет, несчастная, ты баба, такую фигуру в обмундирование паковать – это же сдохнуть можно.
Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник? Как же ты смогла?
Женя: А вот смогла. Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?!
Галя: На сцену бы тебе… такая баба пропадает!
Девушки рассаживаются. Вместе поют песню:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Васков: Вот и зажили мы…
Рита: (вбегает) Товарищ старшина! Немцы в лесу!
Васков: Так, откуда известно?
Рита: Сама видела. Двое с автоматами.
Васков: Команду – в ружье: боевая тревога!
Все девушки встали в строй
Васков: Отряд, равняйсь, смирно!
Нечего сказать, строй – у одной волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Кто немецкий знает?
Соня: Я знаю.
Васков: Что такое “я”? Докладывать надо!
Соня: Боец Гурвич!
Васков: Как там по-ихнему: “Руки вверх”?
Соня: Хенде Хох!
Васков: Точно! Так, идем на двое суток. Взять сухой паек, патронов 5 обойм, обуться по-человечески, в порядок себя привести. Слушайте боевой приказ! Я решил встретить врага на основной позиции. Противник силою до 2-х фрицев движется в район Вопь-озера. Боевые действия начинать строго по моей команде.
Разойтись по позициям!
(звучит фонограмма. Музыка природы с чириканьем сороки)
Рита: Птицы кричат!
Васков: Сороки-белобоки. Значит, идет кто-то. Не иначе гости.
Рита: Ой, товарищ старшина – 3, 5, 8, 10, 16!
Васков: Вижу!
Рита: Если б только знали – 6 против 16.
Лиза: Значит, мне сейчас идти?
Васков: Дуй, Лизавета Батьковна. Сообщи нашим.
Лиза убегает. (стреляет пулеметная очередь) (1 фон)
Ой, закурить бы, да кисет где-то оставил…
Побежала. (стреляет пулеметная очередь. 2 фон)
Соня: Я принесу!
Васков: Куда, боец Гурвич? Назад.
Галя: А-а-а! я им сейчас покажу. Не выдержала, побежала. (3 фон)
Васков и Женя несут раненую Риту
Васков: Тряпки давай, быстрее.
Женя: Да нету у меня… Как тебя угораздило.
Васков: Ах, ты, черт (Рвет на себе рубашку). Ничего, Рита, кишки целые… заживет… (перевязывает рану)
Рита: Немцы, немцы где? Иди же туда, Женька… Там…
Женька посмотрела на Риту, взяла автомат и ушла. Стреляет ее автомат, уводя фашистов. Фонограмма пулеметной очереди фашистов
Рита: Болит?
Васков: Здесь у меня болит (ткнул в грудь). Положил я вас всех, всех шестерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Рита: Ну, война же?
Васков: А потом, когда мир будет? Что ответить, если спросят: “Что же ты, Васков, мам наших от пуль не уберег?”
Рита: Но ведь мы Родину защищали…
Васков: Ох, Рита, ты пока полежи, я схожу, погляжу вокруг.
Вот, возьми, там 2 патрона осталось.
Рита: Просьбу мою последнюю выполнишь?
Васков: Нет!
Рита: Я все равно умру, ты это знаешь, только намучаюсь.
Васков: Брось, Рита, я пойду погляжу…
Только сделал несколько шагов, Рита выстрелила в висок
Васков: Все погибли. Один я остался… 6 девчонок против 16.
А тишина здесь стояла такая… А зори здесь были тихими – тихими…
(Аплодисменты)
Ведущий:
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Минута молчания
(звучит метроном)
1-й чтец:
Мы так неистово хотели
Приблизить долгожданный час,
Что ни снаряды, ни метели
Остановить не смели нас.
2-й чтец:
Пришла Победная весна
В начале мая в сорок пятом.
Как солнца свет, несла она
О мире весть свою крылато.
3-й чтец:
Пришла Победная весна
Через смертельные невзгоды,
Чем до краев была полна
Жизнь эти все четыре года.
4-й чтец:
Весна опять над родиной моей,
И шум берез, и крики журавлей.
А значит, скоро новый День Победы.
Хором:
Спасибо вам, мои деды, за это!
Учитель:
Рита пошла за палатку. Остальные девушки располагаются
После минуты молчания входят дети со свечами
Мы многим обязаны нашим ветеранам, и сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ (называю Ф.И.О.) Поприветствуем его (аплодисменты)
Рядом с нашей школой живет этот пожилой добрый человек. С.г. он тоже шел дорогами войны, освобождая Варшаву, Берлин. Мы вспоминаем ваши битвы и подвиги, мы гордимся вашими наградами, мы благодарим вас за мирное небо! Вас:………
(вручают цветы)
Мы поздравляем вас с этим замечательным праздником. Желаем здоровья и долгих лет жизни!