Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!"

Разделы: Литература


Цели:

  • привить учащимся чувство любви к Родине, к родному краю;
  • вызвать интерес учащихся к творчеству поэтов-дальневосточников;
  • закрепить навыки работы с поэтическим текстом;

Оборудование: Портреты поэтов-дальневосточников, вальс “На сопках Маньчжурии”, “Песня о родном крае”, пластинка с голосами птиц, выставка фоторабот, рисунков, книг.

Ход урока

Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое…

П.Комаров.

1. Вступительное слово учителя (на фоне вальса “На сопках Маньчжурии”):

О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем преисполнена, земля Русская…

Это слова древнего летописца. Великое слово “Родина” стучало в сердцах многих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Родине посвящали вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Кольцов, Е.Баратынский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев …

Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово “Родина”. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле…

“Пою тебя, мой край родной...” (объявление и запись темы)

2. Итак, традиция поэтического воспевания родного края нашла отражение в творчестве амурских поэтов. Предлагаем вашему вниманию небольшую литературную композицию. Ваша задача – записать имена поэтов, название стихотворений.

1 ученик:

Просторы – не окинешь взором.
То мелколесье, то стога,
Отполированы озера
И кем-то вправлены в луга.
Косяк ли уток пронесется,
Иль песня вспыхнет над рекой –
Все это в сердце отзовется
Необъяснимою тоской.

Почти все произведения Владимира Колыхаева посвящены теме освоения природных богатств Дальнего Востока. Родился поэт в 1934 году. В 1955 приехал в Благовещенск. Работал на строительстве дорого, а потом стал журналистом, редактором Амурского радиокомитета. Печатается с 1960 г.

2 ученик:

Поэзия – выражение внутреннего мира поэта. Олег Маслов по профессии врач, кандидат медицинских наук. Профессия дает ему хлеб насущный, а стихи – пищу духовную.

Амурские села.

Ехал я с гостем столичным
По сторонке. По родной,
И названьям сел привычным
Удивлялся спутник мой:
Где кишели рыбой воды,
А вокруг – тайга и зверь,
Там охотные народы
Промышляют и теперь.
- Где ж экзотика Востока,
Где амурский колорит?
То Полтавка, то Тамбовка,
То Ивановка дымит…
И названий постарее
Эвенкийских тож не счесть
Есть и Зея , и Бурея,
Тында есть, и Тыгда есть.
Та ж российская подобность,
Лишь пропорции не в лад.
Сам район размером в область,
А райцентр – увы не град.
А по долам хлебопашным,
По брегам великих рек
Основали предки наши
Села русские навек.
И назвать их неужели
Поновей не смог никто?
- Все могли – не захотели.
И спасибо им за то.
И. храня Отчизне верность,
В память дедовской земли
Именами всех губерний
Эти веси нарекли.
Так случилось, что издревле
Люди тут не лили кровь
За ухоженные земли,
А осваивали новь.
Так без всякого засилья
Отразилась, и вполне,
География России
На амурской стороне.

3 ученик:

Игорь Игнатенко родился в Амурской области, окончил БГПИ. Работал на БАМе. Вышло двенадцать книг стихотворений и прозы. Лауреат Амурской премии в области литературы и искусства за книгу стихотворений и поэм “Прощай…”. Председатель Амурской областной писательской организации.

Я, словно клен,
К земле родной прирос.
О, как горчат живительные соки!
Хмелею до невыплаканных слез,
Глотая ветер на обрыве сопки.
Речная пойма в синих лоскутах –
Дробится солнце в старицах, протоках,
Сухие гнезда на сухих кустах
Качают ветры северо-востока.
Гнездовья, потерявшие птенцов,
Найдут ли вас усталые пичуги?
Пусть желторотых выведут птенцов
И щебетом разбудят жизнь в округе.

4 ученик:

Игорь Еремин родился в 1934 году. В 1952 г. приехал на Дальний Восток. Окончил БГПИ. С 1957 года его стихи печатаются в областных газетах. Выпустил сборники стихов “Березовые окна”, “Весны”, “Ладони”, “Земные корни”, “Сердцевина”. Поэзию Игоря Еремина отличает высокое чувство причастности к делам и судьбам людей, глубина мыслей, искренность чувств.

Пройду, пройду по родине,
Где ветры травы мнут,
Где к молодой смородине
Влюблено пчелы льнут.

Что надо мне, что хочется
В том дорогом краю,
Который дал мне отчество,
Фамилию мою?

А ничего особенно,
Найти из всех примет
Хотя бы мостик сгорбленный,
Оставшийся с тех лет.

5 ученик:

Виктор Алюшин родился в Амурской области, окончил литературный институт им. А.М.Горького. Член союза российских писателей.

Дальний Восток.

Где встретите еще такие виды?
Уже колхоз заканчивает сев,
А в чаще, всеми вьюгами изрыты,
Лежат сугробы, даже не осев.
Багульником зарозовела сопка,
Плывет по небу птичий караван.
И ручеек бежит из чащи робко,
Как будто он от вешней сини пьян.
А дальше – степь.
В озерах столько блеска!
И на меня здесь веет дорогим,
Но вот пейзаж стремительно и резко,
Как кинокадр, сменяется другим.
Плоты и баржи Зея укачала,
Все выше и скалистей берега
Отсюда и берет свое начало
Бескрайняя Амурская тайга.
А ближе к океану – там другое.
Держа тумана космы на весу,
Соленый ветер мчится над тайгою,
Над родиной охотника Дерсу.
Стволы березок оплетая туго,
Лианы вьют причудливую вязь.
Природа Севера с природой Юга
Когда-то здесь навек переплелась.

6 ученик:

Леонид Завальнюк родился в 1931 году. С 1951 г. жил в Благовещенске. Окончил Литературный институт. Печатается с 1952 года. Амурское книжное издательство выпустило 5 книг его стихотворений, песен, две повести.

Я люблю эту землю -
И в сиянье, и темную,
И покрытую зеленью,
И пургой заметенную
И тебя, новый век,
Темноту добивающий.
И тебя, человек,
От любви прозревающий.
По судьбе – и случайную,
Даровую – и трудную.
И пустынно-печальную,
И веселую, людную.
Небо синюю кровлю
Уронило на Зею…
Сердцем, всей своей кровью
Я люблю эту землю.
Я люблю эту землю –
С голубыми составами,
С городами далекими,
Молодыми и старыми.

- Какая тема объединяет стихотворения, прозвучавшие в композиции?

- Назовите авторов, которых вы записали.

Этот ряд можно дополнить другими именами: Николай Фотьев, Виктор Яганов, Владимир Илюшин, Светлана Борзунова, и многие другие.

С каким чувством поэты говорят о Родине?

3. Чтение наизусть стихотворения П.Комарова “Приамурье”

- Какой интонацией проникнуто стихотворение?

- Какие строчки выражают основную мысль стихотворения? (обращаемся к эпиграфу)

Сегодня мы обратимся к творчеству этого замечательного поэта.

Сообщение о жизни и творчестве П.Комарова.

П. Комарова называют певцом Дальнего Востока. И это действительно так. Все свое вдохновенное творчество поэт посвятил дальневосточному краю, его неповторимой природе, его замечательным людям.

П.Комаров родился в 1911 году в Новгородской губернии. Семилетним мальчиком приехал он вместе с родителями-переселенцами на зейские берега, в таежную деревушку. Здесь учился в школе, потом в сельскохозяйственном техникуме. Рано начал сотрудничать в газетах и писать стихи. Первый сборник “У берегов Амура вышел в 1940 году.

Затем почти каждый год появлялись новые книги. Жизнь П.Комарова оборвалась в 1949 году в самом расцвете творческих сил.

П.Комарову присуще то особое видение мира, без которого не может быть подлинного поэта. Комаров писал исторические поэмы, стихи о новостройках, о людях-тружениках и защитниках родной земли. Но при этом всегда оставался лириком. Природа в стихах П.Комарова всегда осязаема, зрима. В мире животных и растений поэт ориентируется легко и свободно. Отвергая всякие красивости, П.Комаров поэтизирует самое обычное, будничное в природе.

Стихи об отчизне, о малой родине, пожалуй, лучшие у П.Комарова. прозвучавшее стихотворение “Приамурье” - это гимн родине, мелодия которого проста и естественна, как дыхание, прозрачна, как слезы восторга, благодарности, счастья. “только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!”

П.Комаров слагает песни и сказки – свои стихи, наполненные глубочайшей любовью к родине, они необыкновенно музыкальны и поэтичны, прославляют родной край!

Давайте обратимся к немногим из них.

4. Читаем стихотворение “Когда бы я не был знаком”:

Когда бы я не был знаком
С твоими холмами зелеными,
Что пахнут лесным чесноком,
Сосновой смолой и пионами,

Когда бы не знал я дорог
К твоим соловьиным кустарникам,
К лугам, где мышиный горох
Обнялся с травой-золотарником,

Когда бы в полях не бывал,
Где зреют колхозные озими,
Где с осени каждый увал
Под пашню возделан колхозами,

Когда бы ручьи позабыл,
Где каждая струйка – хрустальная, -
Наверно бы, так не любил
Тебя, сторона моя дальняя…

- Какова основная мысль стихотворения? В каких строках она выражена?

(“Наверно бы, так и любил тебя, сторона моя дальняя”)

- Из каких образов складывается картина, нарисованная в стихотворении?

(Зеленые холмы, запахи сосны, пионов, лесного чеснока, дороги, колхозные озими, пашни, ручьи, луга, поля, звуки соловьиных трелей).

- Скажите есть что- то особенное в этих образах? Почему же поэту он так дороги?

- Каким синтаксическим приемом поэт подчеркивает волнение, выражает восторг, любовь к родине? (повтор начальных строк)

- Сколько в стихотворении предложений и почему? (одно)

-Почему в конце предложения автор ставит многоточие?

Итак, из будничного, повседневного, обыденного складывается поэтических образ родины, стороны дальней, которую так любит поэт:

Читаем стихотворение “Сосна” ( второе название “Лесная музыка”):

Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.

И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.

Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.

Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Какие бы эпитеты вы подобрали к этому стихотворению (необыкновенное, музыкальное)

- Почему два названия?

-Что сумел подслушать и подсмотреть поэт? Каждому ли это доступно?

- Почему именно медведь – любитель музыки у П.Комарова?

- К чему призывает поэт?

- Лесная музыка… Какая она по-вашему? (скрипы, шорох трав, шелест листьев и щебет птиц…)

Давайте послушаем эту лесную музыку (пластинка “Звуки весеннего леса”)

Читаем стихотворение “Сыростью повеяло из рощи”:

Сыростью повеяло из рощи,
Затихает иволга вдали.
И тумана белые озера
Между синих сопок залегли.

Как ночные путники, березки
Где-то затерялись на пути
И стоят в озерах по колено,
Словно вброд хотят их перейти.

- Из каких микрообразов складывается картина, изображенная поэтом в стихотворении? (роща, иволга, белые озера, синие сопки, березки в воде)

Стихотворение очень теплое, нежное, негромкое.

- Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какова она? (белый, синий цвет)

- Почему именно эти цвета? Что они символизируют?

(чистота, свет, простор, ширь и бездонность неба)

Обратим внимание – березки – символ родины для русского человека.

Чтение стихотворения “Снегопад”

Кривые сучья подняты пугливо
К вершинам гор. Тайга молчит, пока
Над ней несут заснеженную гриву
Косматые, седые облака.
И в пригоршни игольчатые тихо
Ложится снег. Под елью вековой
Усталая скрывается лосиха,
И рядом – лось, как верный часовой,
Он вдаль глядит, и вздрагивают губы, -
На них снежинки тают, - и во мгле
Дымятся ноздри. К сумрачной скале
Слетают пара медленные клубы.
Распущены невидимой рукою
Тенета белые от неба до земли.
Серебряной качает головою
Скрипучий кедр. Над северной рекою
Высокие сугробы залегли.
И вот по ним скользит на легких лыжах
Охотник смелый. Влажные следы
Ведут его к сохатому. Все ближе
Упрямый зверь. Предчувствие беды
Его по насту гибельному гонит.
Лежат рога на взмыленной спине.
И свищет ветер, и следы погони
Покрыты кровью. Выстрел в тишине
Гремит тайфуном. И опять все тихо.
Давно прошел таежный снегопад.
И только лось к испуганной лосихе
Уже не возвращается назад.

1929-1940

- На сколько смысловых частей можно разбить стихотворение?(две, описание зимнего пейзажа и трагедия в лесу)

Уже в начале стихотворения слышны тревожные нотки. Докажите это.

- Какая важная проблема поднята автором?

- Что значит - любить природу?

Природа Дальнего Востока удивительна, сказочна. Но она нуждается в нашей защите. На территории области есть два заповедника: Зейский и Хинганский. Там сохраняется весь природный комплекс в целом.

В Хинганском заповеднике под охраной находятся журавли, которые есть еще только в Японии. Таи же находятся удивительные по красоте озера с лотосами. И, конечно же, человеку нужно приложить усилия для сохранения этой первозданной красоты. Что для этого нужно? (ответы детей)

Может быть, ответ мы найдем в стихотворении О.Маслова. (звучит отрывок из стихотворения “Весна в Приамурье”):

Край ты мой, Приамурье родное,
Что же мы сотворили с тобой,
Что во всем нашем праведном быте –
Недобор, недохват, недород,
Что багульник – и тот в дефиците
Под охраной закона цветет?
А ведь горы сдвигали, дерзая,
И твердили везде, где могли,
О щедротах любимого края,
Да любовь на слова извели.
В песнях славили предков заветы,
Только жили потомкам во вред,
Как последние люди планеты,
У которых грядущего нет.
Пробудятся ль душевные недра,
И придет ли бездумью конец?
Но сдувают апрельские ветры
Стынь-дремоту и с наших сердец.
Оживают могучие реки,
Лось призывную песню трубит,
И взывает земля к человеку:
- Полюби ты меня, полюби.

Заключительное слово:

Искренне и задушевно говорят дальневосточные поэты о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать и любить природу родной земли.

Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.

На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок.

История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране. (Звучит песня “Родной край”)