История и обществознание
-
"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию 2008
Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания.
-
"Социальные группы и их классификация". 11-й класс
2014
Цель урока: обобщить знания о социальных группах и их классификации; формировать умения и навыки учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.
-
Сословия России XVII века 2012
Автор знакомит учащихся о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из них. Формирует понятийный аппарат, воспитывает интерес к предмету истории.
-
Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке 2009
На уроке учащиеся знакомятся с сословным характером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
-
Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума 2008
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения.
-
Сохраним наши святыни 2015
Всё чаще говорят сейчас об «исчезновении малых деревень». Бутурлинский край – один из самых привлекательных уголков Нижегородской области с неповторимыми пейзажами. Оказалось, с историей края связаны имена известных общественных деятелей. Одним из самых примечательных мест Нижегородской области является село Андросово, которому сейчас 300 лет. Здесь жили предки В.И.Ленина, отсюда начался и пошёл род Ульяновых.
-
Социализация личности в курсе обществознания 2009
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую практическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом.
-
Социализация личности подростка через преподавание общественных дисциплин 2007
Успешная социализация учащихся является сегодня основной педагогической идеей нашей школы, которая претворяется в жизнь через процесс обучения и воспитания детей. И всё же ведущая роль в данном процессе отводится общественным дисциплинам, так как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. В данной статье приведён опыт работы с учащимися старших классов на уроках истории и обществознания по формированию социально-практических и правовых знаний и умений.
-
Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию 2006
Индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы. Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. В статье предлагаются и обосновываются основные формы работы по социализации личности на уроках истории и обществознания.
-
Социалистическая индустриализация 2011
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток.
-
Социалисты-утописты XVIII–XIX вв. 2009
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время.
-
Социальная политика Н.С. Хрущева (на примере Ярославской области) 2010
Урок-лекция посвящен социальной политике Н.С. Хрущева на примере истории Ярославской области. В ходе урока учащиеся получают целостное представление о реализации социальной политики Н.С. Хрущева в родном крае, знакомятся с основными достижениями и проблемами этого периода.
-
Социальная стратификация 2005
В предлагаемой разработке описывается методика проведения урока обществознания в 11-м классе по теме: “Социальная стратификация”. Цель урока – показать кадетам особенности социального расслоения общества, научить применять теоретические знания, усвоенные из учебника, к разнообразным практическим ситуациям.
-
Социальная структура и социальные отношения 2011
Материал повторительно-обобщающего урока способствует закреплению у учащихся знаний о социальной стратификации, социальной мобильности, социальных "лифтах", способствующих социальным перемещениям человека. На уроке присутствует воспитательный момент: формируется отношение к проблемам социального неравенства, гражданская позиция; воспитываются такие качества, как доброта, честность, трудолюбие, которые помогают людям в жизни.
-
Социальная структура и социальные отношения
2012
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ.
-
Социальная структура общества 2012
Разработка первого из трех уроков обществознания по теме (глава 5 «Социальная сфера») по программе Л.Н. Боголюбова в 10-м классе на базовом уровне. Тип урока – урок изучения нового материала. Занятие построено с использованием технологии критического мышления, в частности таких ее приемов, как кластер, ИНСЕРТ, таблица З-У-Х. В процессе урока формируются умения самостоятельно работать с текстом, структурировать информацию, решать проблемные ситуации. Приложена презентация.
-
Социальная структура общества и социальные отношения 2008
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.
-
Социальная структура общества. 10-й класс 2011
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на практике.
-
Социально значимая деятельность школьников и ее роль в формировании гражданина 2011
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся.
-
Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в. 2009
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
-
Социально-экономическое развитие России в 20–50-е гг. XIX века 2007
Урок способствует формированию понимания учащимися признаков кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отжившего феодального строя более прогрессивным - капиталистическим. На уроке используются проблемные задания, значительная роль отводится самостоятельному изучению темы на основе анализа исторических источников.
-
Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года 2018
Цели урока: формирование понимания учащимися неэффективности крепостного труда с одной стороны, а с другой – растущей возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин; развитие умения отвечать на вопросы; продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы по теме урока.
-
Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Перестройка 2023
Урок истории в 11-м классе посвящён сложному и противоречивому этапу в истории России – Перестройке. Урок «Социально-экономическое развитие СССР 1985–1991 гг. Перестройка», рассчитан на 45 минут. Цель урока: изучить начальный этап политики перестройки в СССР, ее причины, задачи, последствия экономических и политических реформ.
-
Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Перестройка (презентация к уроку) 2023
Цель урока: изучить начальный этап политики перестройки в СССР, ее причины, задачи, последствия экономических и политических реформ.
-
Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных 2009
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
-
Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс 2012
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета).
-
Социальное развитие современного общества (урок обществознания в классе социально-экономического профиля). 11-й класс 2011
Повторительно-обобщающий урок в форме деловой игры (работы экспертов) основан на использовании деятельностного подхода, который позволяет не только закреплять теоретический материал, но и в практической, а также психологической плоскости решать одну из наиболее актуальных задач – подготовку учащихся к ЕГЭ.
-
Социальные группы и их классификация. Российское общество начала XXI в. Демография. Проблемы семьи
2012
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий характер.
-
Социальные коммуникации в игровых технологиях на уроке истории 2019
В статье поднимается проблема значимости социальных коммуникаций на современном уроке. Анализируются социальные коммуникации на примере одной из самых распространенных технологий – игровой. Статья будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся социальными коммуникациями в современном образовании, и учителям-практикам.
-
Социальные нормы и отклоняющееся поведение 2011
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм.