Цель: Формирования понятия «социальная структура» и умение анализировать свою деятельность на уроке.
Задачи:
- раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная дифференциация, социальная мобильность и ее каналы;
- выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
- дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
- помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.
Оборудование: Проектор, ноутбук.
ля урока приготовить: геометрические фигурки из цветной бумаги, на каждую парту документы и словарь «Работа с новыми понятиями»
На доске тема урока и в два столбика написано:
Знать: |
Уметь: |
|
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Мотивация: Прежде чем перейдем к изучению новой темы, давайте с вами определим, «из кого состоит ваш большой школьный коллектив».
Слайд 1
- Это можно назвать структурой? (строение, внутреннее устройство)
- А зачем нужна структура? Хотите узнать больше о социальной структуре? Давайте познакомимся – тема урока… Слайд
Всем ребятам надо поставить цель на урок (на доске записано, что надо знать и уметь после изучения темы), цель записывают себе в тетрадь.
Прежде чем начать изучать тему, учитель предлагает поработать с понятиями, которые встретятся в процессе изучения темы.
Работа с понятиями по теме (самостоятельно выписывают определения тех понятий, которые не знают)
Работа с понятиями
Социальная структура — это внутреннее устройство, это совокупность всех людей, так или иначе связанных между собой отношениями определенного типа, а также совокупность отношений между ними.
Социальная структура – зеркало, которое отражает процессы происходящие в обществе, вскрывает недостатки и проблемы.
Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы;
СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. stratum – настил, слой и facere – делать) – факт социального неравенства в обществе, его расслоение, из чего выводится социальная структура общества.
Социальный лифт - это процесс перемещения человека из одного социального статуса в другой. Например: человек был рабочим, а стал банкиром.
Люмпены - все деклассированные слои населения (преступники, проститутки, бродяги и др.).
Люмпены - социальный слой, пребывающий на дне общества
Маргиналы - лица, социальные группы, находящиеся вне характерных для данного общества рамок социальных отношений, норм, традиций.
2. Презентация урока
Рассказ учителя по ходу презентации. Давайте, ребята, вновь обратим внимание на структуру школьного коллектива: Слайд 5
- По какому принципу мы разделили группы?
- Социальное положение у всех одинаковое?
Т.О. мы провели с вами простую социальную дифференциацию (разделили по группам ваш коллектив).
Слайд 6
Дайте определение понятию «социальная дифференциация». (выслушиваются ответы ребят и только потом на слайде появляется определение)
Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь был уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные.
Однако с развитием общества социальное расслоение усложнялось.
- Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию.
Слайд № 7 Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними.
Слайд Можно ли устранить это неравенство? (выслушиваются ответы ребят)
На этот вопрос даются разные ответы: . 2 подхода дифференциации общества.
- Марксистское учение об обществе: здесь говорится о возможности устранения неравенства, как яркого проявления соц. справедливости.
- Для этого нужно ликвидировать частную собственность на средство производства
- В других социальных теориях неравенство расценивается как зло, однако оно неизбежно. Оно положительно влияет на общественные отношения.
Слайд 8 В своей совокупности социальные общности (целостность, единство)
- образуют социальную структуру общества.
Социологи давно пытались определить основной элемент социальной структуры общества. Многие таким элементом считали класс. Понятие «социальный класс» появилось давно. В начале были бедные и богатые, здесь учитывалась, какая социальная дифференциация? (экономическая), Позже возникло деление на классы угнетенных и угнетателей, здесь появление класса связывалось с политическим насилием. А уже в XVIII веке появилась распределительная теория у экономиста Смита С. И историка Ф. Гизо, где выделяются три основных класса:
- собственники земли (феодалы), которые получали ренту
- владельцы капитала (буржуазия), получающая прибыль
- рабочие, за свой труд получали заработную плату.
Слайд 9 В современной западной социологии понятие класс также используется: здесь выделяют средний класс, класс управляющих.
Но более универсальным (разносторонним, охватывающий многое) является понятие «страты».
В основу деления общества на страты положены многие критерии: образование, доход, профессия.
Слайд 10 Какие еще критерии были положены? (у каждого на столе лежат схемы 1.5. Необходимо изучить их и увидеть:
- в чем различие понятий
- критерии различия
- Выяснить, чем отличаются классовый и стратификационный подходы.
Схемы 1.5 взять в методическом пособии «Конспекты уроков для учителя истории», автор Бахмутова Л.С., М., 2004г.)
Далее идет обсуждение изученных схем.
Слайд 11 Показать, как выглядит социальная структура сквозь призму стратов и классов
Слайд 12 Социальная структура общества в каждом государстве разная: социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита).
Слайд 13
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
(Два ученика пригашаются к магнитной доске для составления модели социальной структуры России из предложенных фигур. Фигуры вырезаны из цветной бумаги и ученикам необходимо выбрать нужные). После можно показать, как еще можно составить эту модель – Слайд 14
Слайд 15 Социальная структура современного российского общества (работа с документом «Социальная структура современного российского общества» Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.) (Приложение 1)
После изучения документа ведется диалоговая беседа учителя с учениками по вопросам.
2 этап урока. Самостоятельная работа с учебником по вариантам: Слайд 17
- социальная мобильность стр.198
- социальные лифты стр. 199.
После идет разговор в диалоговой беседе и работа по слайдам 18-20
Слайды 21,22,23: Рефлексия
Ребята определяют, достигли ли они своей цели и записывают это себе в тетрадь. (два, три ученика вслух говорят).
Домашнее задание: Стр. 200. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Каждой группе принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) и фломастеры для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.
На доске нарисована мишень, где каждый себя оценивает, выходя из класса «стреляют» мелом в сектора «Содержание» (Полезность урока), «Методы и приемы урока», «Активность на уроке», «Усвоение темы».