Пояснительная записка
Урок предназначен для учащихся 9-х, 11-х классов. Они должны усвоить новый материал по средствам применения мультимедийного оборудования. Учащиеся во время урока должны использовать ранее полученные знания и закрепить новый материал. Учитель, объясняя тему урока, максимально задействует всех учеников в работу.
Цели:
- Выявить причины, цели и итоги индустриализации в СССР в 1928–1937 гг.;
- Познакомить с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР;
- Выявить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, Презентация.
Тип урока: изучение нового материала, с элементами интерактивного обучения.
Основные понятия: индустриализация, пятилетка, форсирование, трудовой героизм, стахановское движение, социалистическое соревнование.
Ход урока
Вводное слово учителя. Слайд №1 (см. Приложение 1). Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Внимание! Вопрос всему классу. Вспомните, как проходила индустриализация в конце 19 – начале 20 века? Какие задачи стояли тогда перед экономикой страны? Как они решались?
Ответ учащихся: Так как Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности. И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире– до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала 1 мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и мы в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации. Слайд№2
Учитель: В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их”. Сейчас мы должны с вами определить основные цели индустриализации. Перед вами документ, внимательно изучите и определите цели индустриализации. Слайд №3
1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.
2. Сталин заявил: “Мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут”.
3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось “ Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства”
4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.
Учитель: Итак, изучив документ, мы можем назвать ключевые цели индустриализации. Слайд№4
Ученик:
1. ликвидация технико-экономической отсталости
страны;
2. достижение экономической независимости;
3. создание мощной оборонной промышленности;
4. развитие базовых отраслей промышленности (
топливной, металлургической и химической).
Учитель: Для проведения столь серьёзных изменений в промышленности необходимы были огромные затраты, т.е. источники финансирования. Где их найти? Откройте учебники и ответьте на вопросы:
1. Откуда Западные страны черпали основные
средства для индустриализации?
2. Каковы источники финансирования
индустриализации в СССР? Слайд №5
Ученик: Западные страны черпали основные средства для индустриализации извне: ограбление колоний, военные контрибуции, иностранные займы.
Ученик: В СССР индустриализация могла быть проведена только за счёт внутренних резервов. Из страны интенсивно вывозилось сырьё, продовольствие. Вывозили нефть, золото, лес, распродавали сокровища музеев и храмов.
Учитель: В мае 1929 г. на 5 Всесоюзном съезде Советов был утверждён первый пятилетний план экономического и социального развития СССР. Уже в декабре 1929 года И.Сталин выдвинул лозунг “Пятилетку в 4 года!” и официально было объявлено, что первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Хотя реальные достижения отставали от плана, но тем не менее они впечатляли. Во время первой пятилетки производство продукции тяжёлой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроение– в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты и т.д. Такие достижения были возможны благодаря энергии и энтузиазма советских граждан, а также применение подневольного труда заключённых. Слайд №6
Заслушиваются сообщения учащихся ( ранее им было дано задание найти материал по следующим темам: “ Трудовой героизм советских граждан во время первых пятилеток”, “Роль политических заключённых во время строительства крупных промышленных объектов”). Слайд №7-11
Учитель: Сейчас я обращаю ваше внимание на следующий документ Слайд№12
Из обращения М.Н. Рютина “ Ко всем членам ВКП(б)”: “ авантюристские темпы индустриализации, влекущие за собой снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца… привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городе…”
Задание для учащихся: Сопоставьте позитивные и негативные социальные последствия ускоренной индустриализации.
Учитель: Итак, победоносно заявив о досрочном выполнении первой пятилетки, Сталин признал, что теперь нет необходимости подхлестывать страну, можно снизить темпы промышленного строительства. На 17 съезде партии разработан план второй пятилетки, который предусматривал снижение темпов прироста промышленности с 30% до 17%. В годы 2 пятилетки появился новый источник ресурсов для проведения форсированной индустриализации: увеличение нормы выработки. Слайд№13
Учитель: Особая страница трудового героизма советских граждан является стахановское движение. Слайд№14
Учащиеся рассказывают о стахановском движении и о А. Стаханове.
Учитель: Теперь давайте, обратим внимание на очередной документ. Слайд №15
Историк В.В. Роговин пишет: “ Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать за счёт шахты мягкой мебелью; выделить семейную путёвку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских”
Задание для учащихся: Прокомментировать факты. В чём заключались экономические и социальные последствия стахановского движения?
Учитель: Итак, темпы роста тяжёлой промышленности в годы первых пятилеток были в 2–3 раза выше. Чем в России перед Первой мировой войной. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на второе место в мире после США. СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Но скачёк в развитии тяжёлой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего лёгкой промышленности и аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов.
Учитель: В качестве закрепления материала предлагаю выполнить тесты. Слайд №16-18
1. Основными целями индустриализации являются:
– уничтожение частной собственности;
– ликвидация технико-экономической отсталости
страны;
– укрепление аграрного сектора;
– достижение экономической независимости.
2. Начало индустриализации приходится на:
– 1921 год
– 1925 год
– 1929 год
– 1930 год.
3. Во время 1 пятилетки вступили в строй:
– Днепрогэс;
– Сталинградский тракторный завод;
– МТС;
– Шахта в Кузбассе.
4. Начало стахановского движения:
– 1928–1932;
– 1933–1937;
– 1935, август.
5. Выдвинул лозунг “Пятилетку в четыре года”:
– Бухарин
– Сталин
– Стаханов
– Орджоникидзе.
6. Второй пятилетний план развития народного хозяйства предусматривал:
– увеличение темпов производства
промышленности;
– рост лёгкой промышленности;
– сокращение рабочей силы;
– снижение среднегодовых темпов прироста
промышленной продукции.
Домашнее задание
11-й класс: п. 48, задание – сравнить два этапа индустриализации: 1926–1928гг. и 1928–1937 гг. по самостоятельно сформулированным вопросам. Вопрос №4 с. 202.
9-й класс: – п.23, задание №2, 4 с. 176, вопрос №5 с. 176, письменно в рабочих тетрадях. Слайд №19