Социальные коммуникации в игровых технологиях на уроке истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: игровые технологии, социальные коммуникации


В современном образовательном пространстве с учетом перехода на ФГОС и изменения знаниевой парадигмы в педагогической науке одним из актуальных вопросов является социальные взаимодействие и социальные коммуникация между всеми участниками образовательного процесса. Целью данной статьи является раскрытие сущности социальных коммуникаций и их применения в рамках реализации игровых технологий на уроке истории.

Термин «коммуникация» означает общение, передачу информации от человека к человеку – то есть, специфическую форму взаимодействия людей в процессах их познавательной деятельности [2]. Поскольку все виды организации учебной деятельности построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом в обучении. Изменения в информационной среде ведут к появлению новых педагогических задач, связанных с формированием коммуникативных способностей, которые для современного человека являются важнейшей составляющей его социальной компетенции.

Коммуникативная деятельность для учителя – основное средство решения задач, связанных с формированием у учащихся понимания материала предмета[6]. Для учителя представляет интерес философская трактовка коммуникации как преодоления глухоты к чужой экзистенции, способности к дискуссии, пути к установлению связей между странами и веками поверх всех границ культурных кругов [7]. Она очень созвучна учительской миссии, поскольку педагог невольно оказывается на перекрестке самых различных коммуникативных нитей, объединяющих людей.

Учитель в своей практике использует монологическую и ди­алогическую формы коммуникации. Развивая учебную самостоятельность школьников, школа сегодня переходит от трансляции знаний, умений и навыков к трансляции обобщенных способов действия через развитие диалогической коммуникации. Необходимо выйти за рамки традиционной формы организации уроков, ввести элементы различных технологий помимо традиционной репродуктивной, в том числе и игровой технологии.

Игра как средство обучения известна еще с глубокой древности, однако в современной науке не сложилось целостного представления об игре как научном феномене. Так, в философии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира. Психологи игру рассматривают как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни [4].

В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А.Аникеева, Н.Н.Богомолова, В.Д.Пономарев, С.А.Смирнов, С.А.Шмаков и др.

 Помимо общеметодологического уровня изучения игрового феномена, игра была объектом изучения исследователей по методике преподавания того или иного предмета. Так, для учителей истории обобщающим пособием продолжает оставаться изданная ещё в советский период книга Г.А.Кулагиной «Сто игр по истории» [3].

На уроках истории, построенных в игровой форме, школьники учатся дискутировать, рассуждать, отстаивать свое мнение,  устанавливать и развивать контакты, порождаемые потребностями совместной деятельности и включающие в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание. В процессе игровой деятельности ребенок «переходит к свободному творчеству», требующему «напряжения мозговых клеток» [5]. Игра помогает формировать предметные умения, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, личностные качества в соответствии с ФГОС основного общего образования.

На современном уроке истории возможно применение следующих игр.

Игра-анализ конкретной историче­ской ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель — выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом со­ревновательности и многоаспектным оцениванием результатов.

Игра-анализ исторических инци­дентов отличается от предыдущей тем, что ее целью является не столько нахождение решения, сколько  поиск необ­ходимой информации. Учителем сознательно предлагается недостаточная для анализа совокупность данных, необходимо восполнить пробелы, воспользовавшись рекомендованной литературой.

Игра-разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, «Один день из жизни в племени полян»). В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученики побывали в роли участника событий прошлого [1].

Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, при этом выявить лидеров в коллективе. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Борисова Н.В. Основные аспекты использования игровых технологий на уроках истории // История: проблемы преподавания. 2005. № 3. С. 24-25.
  2. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя.– 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Просвещение, 1983.– 240 с., ил.
  4. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.  – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
  5. Партицкая Г.В. Игровые формы на уроке истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005.  №10. С.14-17.
  6. Яновицкая Е. Как учить и учиться на уроке: альбом-справочник. С.-П., 2012. С.137.
  7. Ясперс К. Введение в философию. – Минск, 2000. –  144 с.