В современном образовательном пространстве с учетом перехода на ФГОС и изменения знаниевой парадигмы в педагогической науке одним из актуальных вопросов является социальные взаимодействие и социальные коммуникация между всеми участниками образовательного процесса. Целью данной статьи является раскрытие сущности социальных коммуникаций и их применения в рамках реализации игровых технологий на уроке истории.
Термин «коммуникация» означает общение, передачу информации от человека к человеку – то есть, специфическую форму взаимодействия людей в процессах их познавательной деятельности [2]. Поскольку все виды организации учебной деятельности построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом в обучении. Изменения в информационной среде ведут к появлению новых педагогических задач, связанных с формированием коммуникативных способностей, которые для современного человека являются важнейшей составляющей его социальной компетенции.
Коммуникативная деятельность для учителя – основное средство решения задач, связанных с формированием у учащихся понимания материала предмета[6]. Для учителя представляет интерес философская трактовка коммуникации как преодоления глухоты к чужой экзистенции, способности к дискуссии, пути к установлению связей между странами и веками поверх всех границ культурных кругов [7]. Она очень созвучна учительской миссии, поскольку педагог невольно оказывается на перекрестке самых различных коммуникативных нитей, объединяющих людей.
Учитель в своей практике использует монологическую и диалогическую формы коммуникации. Развивая учебную самостоятельность школьников, школа сегодня переходит от трансляции знаний, умений и навыков к трансляции обобщенных способов действия через развитие диалогической коммуникации. Необходимо выйти за рамки традиционной формы организации уроков, ввести элементы различных технологий помимо традиционной репродуктивной, в том числе и игровой технологии.
Игра как средство обучения известна еще с глубокой древности, однако в современной науке не сложилось целостного представления об игре как научном феномене. Так, в философии игра рассматривается как способ бытия человека, средство постижения окружающего мира. Психологи игру рассматривают как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни [4].
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А.Аникеева, Н.Н.Богомолова, В.Д.Пономарев, С.А.Смирнов, С.А.Шмаков и др.
Помимо общеметодологического уровня изучения игрового феномена, игра была объектом изучения исследователей по методике преподавания того или иного предмета. Так, для учителей истории обобщающим пособием продолжает оставаться изданная ещё в советский период книга Г.А.Кулагиной «Сто игр по истории» [3].
На уроках истории, построенных в игровой форме, школьники учатся дискутировать, рассуждать, отстаивать свое мнение, устанавливать и развивать контакты, порождаемые потребностями совместной деятельности и включающие в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание. В процессе игровой деятельности ребенок «переходит к свободному творчеству», требующему «напряжения мозговых клеток» [5]. Игра помогает формировать предметные умения, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, личностные качества в соответствии с ФГОС основного общего образования.
На современном уроке истории возможно применение следующих игр.
Игра-анализ конкретной исторической ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель — выработать определенное решение из совокупности возможных вариантов, управляемое учителем эмоциональное напряжение, которое поддерживается элементом соревновательности и многоаспектным оцениванием результатов.
Игра-анализ исторических инцидентов отличается от предыдущей тем, что ее целью является не столько нахождение решения, сколько поиск необходимой информации. Учителем сознательно предлагается недостаточная для анализа совокупность данных, необходимо восполнить пробелы, воспользовавшись рекомендованной литературой.
Игра-разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций (например, «Один день из жизни в племени полян»). В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученики побывали в роли участника событий прошлого [1].
Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, при этом выявить лидеров в коллективе. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Борисова Н.В. Основные аспекты использования игровых технологий на уроках истории // История: проблемы преподавания. 2005. № 3. С. 24-25.
- Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя.– 2-е изд., доп. и перераб.– М.: Просвещение, 1983.– 240 с., ил.
- Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
- Партицкая Г.В. Игровые формы на уроке истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №10. С.14-17.
- Яновицкая Е. Как учить и учиться на уроке: альбом-справочник. С.-П., 2012. С.137.
- Ясперс К. Введение в философию. – Минск, 2000. – 144 с.