Цель: Проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных учениками в ходе изучения раздела “Социальная структура общества”.
Задачи урока:
- Образовательные. Обеспечить усвоение учащимися базовых категорий социологии, таких как общество и личность, социальные статусы и роли, социальная мобильность и стратификация.
- Развивающие. При помощи различных познавательных заданий развить у учащихся навыки логического мышления, умение правильно отвечать на вопросы, делать выводы и обобщения.
- Воспитательные. Обучать старшеклассников общению друг с другом и воспитывать чувства уважения к культуре и своим товарищам.
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала.
Ход урока
Слово учителя. Здравствуйте. Сегодня у нас заключительный урок по разделу “Социология”. На протяжении нескольких занятий мы с вами изучали основные понятия социологии, такие как общество, социальная стратификация и мобильность, социальные статусы и роли. И сейчас давайте закрепим пройденный материал и проверим как вы его усвоили. (Презентация.)
Задание 1. Викторина.
(Каждой команде по очереди задаются вопросы.)
Вопрос:
1) Дайте определение термину “социология”.
Ответ: Социология – это область науки, занимающаяся изучением общественного мнения, настроений людей, их политических симпатий на основе проведения массовых опросов.
Вопрос:
2) Дайте определение понятию “общество” и назовите его признаки?
Ответ: Анкетный опрос, интервью, наблюдение и эксперимент.
Вопрос:
3) Что такое социальный статус? Охарактеризуйте статусный портрет человека.
Ответ: Статус – социальное положение человека в обществе. Все статусы человека можно разделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим относим: пол, возраст, раса, национальность, здоровье и брачно-семейно-родственные статусы. К социальным: территориальные (по месту жительства человека), религиозные, политические, профессиональные и экономические статусы.
Вопрос:
4) Какие виды статусов вы знаете?
Ответ: Статусы бывают приписываемыми – это такие статусы, которые даны человеку природой или передаются по наследству, над ними человек не властен и не может изменить их; достигаемые – это такие статусы, которые человек получает благодаря своим собственным усилиям и желаниям.
Вопрос:
5) Дайте определение “социальной стратификации”.
Ответ: Социальная стратификация – это деление общества на слои (страты) различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам. Социальная роль – это модель поведения человека в соответствии с имеющимся статусом.
Вопрос:
6) Что такое социальная мобильность, каких видов она бывает?
Ответ: Социальная мобильность – это перемещение людей из одних социальных слоев в другие. Она бывает двух видов: вертикальная – это перемещение людей вверх или вниз по социальной лестнице и горизонтальная – это переход из одной социальной группы в другую находящуюся на том же уровне. Примеры.
Вопрос:
7) Какие исторические типы социальной стратификации вы знаете?
Ответ: Касты – это замкнутая группа людей принадлежностью, к которой человек обязан своим рождением. Сословия – это социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями; классы – это большие группы людей принадлежность к которым определяется наличием собственности и имущества.
Вопрос:
8)Какое общество называют открытым, а какое закрытым?
Ответ: Закрытое общество – это общество, в котором переход из одной страты в другую запрещен (рабство, касты). Открытое – это общество, где допускается свободный переход людей вниз и вверх по социальной лестнице.
Вопрос:
9) Что такое социализация?
Ответ: социализация – это сложный процесс приобщения человека для жизни в обществе.
Вопрос:
10) Какое поведение называют девиантным и каких видов оно бывает?
Задание 2.
Составьте статусные портреты героев, встречающихся в отрывках из художественных произведений. (Приложение 1.)
Задание 3.
Приведите примеры различных типов мобильности.
Индивидуальная мобильность | Групповая мобильность | |
Восходящая мобильность | ||
Нисходящая мобильность | ||
Горизонтальная мобильность |
Задание 4.
Определите, какие статусы предписанные, а какие достигаемые:
А) президент
Б) мальчик
В) принц
Г) врач
Д) русский
Е) депутат Думы
Ж) герцог
З) водитель
И) судья
К) школьник
Л) официант
М) дворянин
Н) журналист
О) студент
П) сестра
Р) менеджер
С) электрик
Задание 5. Сказка на новый лад.
Социальный анализ сказки.
- Какие социальные явления описываются в сказке.
- Может ли человек изменить свое социальное положение и как?
- Что можно сказать о социальной структуре общества, описываемого в сказке
- Почему существует неравенство в обществе?
Заключительное слово учителя: На этом уроке мы с вами повторили, какую сложную социальную структуру имеет общество, в котором мы живем. Вспомнили, как выглядит статусный портрет человека и, какие виды статусов бывают, а также повторили, что такое социальная мобильность и стратификация. Подводя итог, следует указать, что в ходе этого урока учащиеся усвоили особенности и законы развития социальной структуры общества, которые должны помочь им в жизни.
Домашнее задание: написать эссе на тему “Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой” И.Шерр.