Цели урока:
- формирование понимания учащимися неэффективности крепостного труда с одной стороны, а с другой – растущей возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин;
- развитие умения отвечать на вопросы;
- продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы по теме урока.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, презентация.
Тип урока: открытие нового знания.
Приёмы: вводный вопрос, инсерт, синквейн.
Стадия вызова
Продолжительность 15 минут.
Задачи:
- пробуждение интереса к получению знаний по данной теме;
- постановка учениками собственных целей обучения.
Учитель обращается к учащимся вопросом. Как вы думаете, в чём отличие экономического кризиса России 1812-1815 гг. от экономических кризисов в странах Западной Европы? Каковы были основные причины экономического кризиса в России? Какие секторы экономики пострадали от кризиса в большей мере? Почему? При помощи каких мер пытались преодолеть последствия кризиса помещики, центральная власть?
Учитель констатирует, что «континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики – крестьянскому хозяйству. Все остальные экономические проблемы в стране были лишь следствием упадка крестьянского хозяйства.
Выясним социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX века. Работать будем по группам.
Стадия содержания
Продолжительность 20 минут.
Учащиеся работают с текстом учебника с помощью приема ИНСЕРТ, делая на полях страницы пометки: «V» - предположения подтвердились; «-» - информация противоречит нашим предположениям; «+» - новые факты, ранее нам неизвестные; «?» - непонятно, есть вопросы. Текст параграфа поделён на части. Каждая группа работает с одной частью текста.
- 1 группа – Отмена крепостного права в Прибалтике,
- 2 группа – Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения,
3 группа – Развитие промышленности и торговли.
В течение 8 минут учащиеся работают с текстом индивидуально, делая пометки по ходу чтения. Затем работают в группах, обсуждая сделанные пометки. Представитель от каждой группы сообщает результаты работы всему классу.
Стадия размышления
Продолжительность 10 минут.
Задачи: осмысление полученных знаний по изученной теме. Давайте подведём итоги. В тетрадях напишите, пожалуйста, синквейн:
- 1 группа – Александр I;
- 2 группа - А.А.Аракчеев,
- 3 группа – военные поселения.
Прочитайте синквейны в группах. Выберите 1-2 синквейна для чтения в классе.
Ответьте на вопросы, что способствовало, а что мешало социально-экономическому развитию после Отечественной войны 1812 года.
- 1 группа: факторы, способствующие социально-экономическому развитию.
- 2, 3 группы: факторы, мешающие социально-экономическому развитию.
Примеры синквейнов:
Александр I
Лицемерный, скрытный
Руководил, правил, управлял
Любимый внук Екатерины II
ИмператорАлександр I
Главный, нерешительный
Правил, помогал, защищал
Отменил крепостное право в Прибалтике
ИмператорАракчеев
Честный, преданный
Служил, руководил, обличал
Организатор военных поселений
РуководительАракчеев
Военный, честный
Руководил, служил, организовывал
Создатель военных поселений
Исполнительный чиновникАракчеев
Беспощадный, бесчеловечный
Служил, руководил, исполнял
Отличался безупречной честностью
Русский генералВоенные поселения
Насильственные, строгие
Принуждают, ограничивают, запрещают
Ограничение возможности свободного развития
Проект АракчееваВоенные поселения
Строгие, суровые
Заставляют, принуждают, работают
Вызывали возмущение
Армия