Цели урока: Учащиеся должны знать понятия «социальное неравенство», «социальная дифференциация», «социальная стратификация», «классы», «социальная мобильность». Учащиеся должны уметь выявлять причины социального неравенства в обществе, критерии классификации, знать и различать классификации (классовая, деление общества на страты), знать социальные лифты, давать оценку социальному неравенству как общественному явлению, имеющему положительное и отрицательное значение.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
Слово учителя: Какие сферы общественной жизни мы знаем? На наших уроках мы уже говорили о духовной и экономической сферах.
Прочтите название темы. (Слайд 1) (Запись темы в тетради.)
Постановка проблемной ситуации (Слайд 2)
Конституция РФ, ст. 17, п.1
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Ст. 19, п. 1
Все равны перед законом и судом.
– Выделите ключевую мысль статей. («Все равны»)
– Какое противоречие между темой и содержанием статей вы заметили? («Все равны» – «Все неравны») (Слайд 3)
– Что же получается? Если верна первая точка зрения, в обществе не может быть никакого разделения, следовательно, никакой социальной структуры. Если верна 2 точка зрения, то Конституция не соответствует действительности или мы ее нарушаем?
– Кто согласен с первой точкой зрения? Со второй? Как нам выйти из данного противоречия?
(Учащиеся отмечают, что в Конституции равенство рассматривается с юридической точки зрения как равенство возможностей, но существует много других причин, критериев, по которым люди могут оказаться неравными. Следовательно, мы можем и должны исследовать социальную структуру общества.)
– Что мы уже знаем по данной теме? Вспомните материал 8-9 класса.
Заполнение в тетради таблицы “З-Х-У”, 1 и 2 строки
Знаю | |
Хочу узнать | |
Узнал |
По результатам заполнения 1 строки таблицы заполнение кластера на доске.
– Дайте оценку своим знаниям. (Наши знания неполные, неупорядоченные и требуют углубления.)
– По каким направлениям мы можем углубить наши знания?
Совместно с учащимися намечается план исследования темы по результатам заполнения 2 строки таблицы и кластера (Слайд 4):
– Причины разделения, расслоения общества
– Критерии, по которым мы можем сравнивать социальные группы, слои
– Существующие классификации
– Как можно изменить положение человека в обществе (социальные лифты)
Чтобы ответить на 1 вопрос плана, мы поработаем с документом в технике ИНСЕРТ
Учащиеся читают текст (Приложение 1), используя маркировочные значки:
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом побольше |
V | + | - | ? |
Новое записывается в графе «Узнал» таблицы «З-У-Х»
Воспроизведение новых знаний в процессе фронтальной работы, учащиеся задают вопросы, если они возникли (3 и 4 столбцы таблицы ИНСЕРТ). Переходим ко 2 вопросу нашего плана. (Слайд 5). Учащиеся дополняют пробелы в классификации. (По ходу рассуждения и ответов заполняем графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)
По численности группы бывают – учащиеся самостоятельно называют разновидности: большие и малые группы и приводят примеры.
По способу организации – учитель приводит примеры – учащиеся называют термины – формальные и неформальные группы
По характеру взаимоотношений – классификацию приводит и объясняет учитель.
Но есть и более сложные классификации. Чтобы выявить их критерии, работаем по вариантам с текстом 2 (Приложение 2)
Вопросы 1 варианту:
– Какие критерии лежат в основе деление общества на классы?
– Составьте схему на доске. (могут работать 2-3 учащихся, сравнение схем, выбор наиболее удачной, сверка схемы со Слайдом 6 и добавление данной схемы в графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)
– Какие недостатки имеет эта классификация?
Вопросы 2 варианту:
– Какие критерии лежат в основе деление общества на страты?
– Составьте схему на доске. (Могут работать 2-3 учащихся, сравнение схем, выбор наиболее удачной, сверка схемы со Слайдом 7 и добавление данной схемы в графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)
Запись определений в тетради:
Социальный статус – положение человека в обществе
Престиж
Работа со Слайдом 8:
– Какую схему вы считаете более правильной? Почему?
– Какова положительная и отрицательная роль неравенства в обществе?
– Докажите на примерах, что неравенство играет роль мощного стимула развития общества. Как называется переход из одной социальной группы в другую? (социальная мобильность)
– Рассмотрим виды социальной мобильности (Слайд 9)
Работа с документом 3 (Приложение 3).
– Прочитав о каналах социальной мобильности, предложенных П. Сорокиным, объясните их действие и на примерах покажите их влияние. (Слайд 10)
– Вернемся к проблеме, которую мы пытались разрешить в начале урока:
– Возможно ли устранить неравенство? Почему? Работа с учебником, стр. 154, 3 абзац. (Выводы учащихся.)
– Я хотела бы убедиться, что сегодня все усвоили материал. Для этого давайте решим небольшой тест (Приложение 4).
Самопроверка теста.
Домашнее задание: §14
Использованная литература:
- Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. 2009.
- Обществознание.10 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова, ч. 1, составитель С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Тарасов Ю.Н. Обществознание.10 класс, Введение в философию и социологию. – Воронеж: 2008.
- Шапалов В.Н. Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях. – Тюмень: Издательский центр А. Алалыкина ООО «Лаконика», 2002.