Социальная структура общества

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Учащиеся должны знать понятия «социальное неравенство», «социальная дифференциация», «социальная стратификация», «классы», «социальная мобильность». Учащиеся должны уметь выявлять причины социального неравенства в обществе, критерии классификации, знать и различать классификации (классовая, деление общества на страты), знать социальные лифты, давать оценку социальному неравенству как общественному явлению, имеющему положительное и отрицательное значение.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

Слово учителя: Какие сферы общественной жизни мы знаем? На наших уроках мы уже говорили о духовной и экономической сферах.

Прочтите название темы. (Слайд 1) (Запись темы в тетради.)

Постановка проблемной ситуации (Слайд 2)

Конституция РФ, ст. 17, п.1

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Ст. 19, п. 1

Все равны перед законом и судом.

– Выделите ключевую мысль статей. («Все равны»)

– Какое противоречие между темой и содержанием статей вы заметили? («Все равны» – «Все неравны») (Слайд 3)

– Что же получается? Если верна первая точка зрения, в обществе не может быть никакого разделения, следовательно, никакой социальной структуры. Если верна 2 точка зрения, то Конституция не соответствует действительности или мы ее нарушаем?

– Кто согласен с первой точкой зрения? Со второй? Как нам выйти из данного противоречия?

(Учащиеся отмечают, что в Конституции равенство рассматривается с юридической точки зрения как равенство возможностей, но существует много других причин, критериев, по которым люди могут оказаться неравными. Следовательно, мы можем и должны исследовать социальную структуру общества.)

– Что мы уже знаем по данной теме? Вспомните материал 8-9 класса.

Заполнение в тетради таблицы “З-Х-У”, 1 и 2 строки

Знаю  
Хочу узнать  
Узнал  

По результатам заполнения 1 строки таблицы заполнение кластера на доске.

– Дайте оценку своим знаниям. (Наши знания неполные, неупорядоченные и требуют углубления.)

– По каким направлениям мы можем углубить наши знания?

Совместно с учащимися намечается план исследования темы по результатам заполнения 2 строки таблицы и кластера (Слайд 4):

– Причины разделения, расслоения общества

– Критерии, по которым мы можем сравнивать социальные группы, слои

– Существующие классификации

– Как можно изменить положение человека в обществе (социальные лифты)

Чтобы ответить на 1 вопрос плана, мы поработаем с документом в технике ИНСЕРТ

Учащиеся читают текст (Приложение 1), используя маркировочные значки:

Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу узнать об этом побольше
V + - ?

Новое записывается в графе «Узнал» таблицы «З-У-Х»

Воспроизведение новых знаний в процессе фронтальной работы, учащиеся задают вопросы, если они возникли (3 и 4 столбцы таблицы ИНСЕРТ). Переходим ко 2 вопросу нашего плана. (Слайд 5). Учащиеся дополняют пробелы в классификации. (По ходу рассуждения и ответов заполняем графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)

По численности группы бывают – учащиеся самостоятельно называют разновидности: большие и малые группы и приводят примеры.

По способу организации – учитель приводит примеры – учащиеся называют термины – формальные и неформальные группы

По характеру взаимоотношений – классификацию приводит и объясняет учитель.

Но есть и более сложные классификации. Чтобы выявить их критерии, работаем по вариантам с текстом 2 (Приложение 2)

Вопросы 1 варианту:

– Какие критерии лежат в основе деление общества на классы?

– Составьте схему на доске. (могут работать 2-3 учащихся, сравнение схем, выбор наиболее удачной, сверка схемы со Слайдом 6 и добавление данной схемы в графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)

– Какие недостатки имеет эта классификация?

Вопросы 2 варианту:

– Какие критерии лежат в основе деление общества на страты?

– Составьте схему на доске. (Могут работать 2-3 учащихся, сравнение схем, выбор наиболее удачной, сверка схемы со Слайдом 7 и добавление данной схемы в графу «Узнал» таблицы «З-У-Х»)

Запись определений в тетради:

Социальный статус – положение человека в обществе

Престиж

Работа со Слайдом 8:

– Какую схему вы считаете более правильной? Почему?

– Какова положительная и отрицательная роль неравенства в обществе?

– Докажите на примерах, что неравенство играет роль мощного стимула развития общества. Как называется переход из одной социальной группы в другую? (социальная мобильность)

– Рассмотрим виды социальной мобильности (Слайд 9)

Работа с документом 3 (Приложение 3).

– Прочитав о каналах социальной мобильности, предложенных П. Сорокиным, объясните их действие и на примерах покажите их влияние. (Слайд 10)

– Вернемся к проблеме, которую мы пытались разрешить в начале урока:

– Возможно ли устранить неравенство? Почему? Работа с учебником, стр. 154, 3 абзац. (Выводы учащихся.)

– Я хотела бы убедиться, что сегодня все усвоили материал. Для этого давайте решим небольшой тест (Приложение 4).

Самопроверка теста.

Домашнее задание: §14

Использованная литература:

  1. Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. 2009.
  2. Обществознание.10 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова, ч. 1, составитель С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Тарасов Ю.Н. Обществознание.10 класс, Введение в философию и социологию. – Воронеж: 2008.
  4. Шапалов В.Н. Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях. – Тюмень: Издательский центр А. Алалыкина ООО «Лаконика», 2002.

Презентация.