"Социальные группы и их классификация". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


ТИП УРОКА: Повторительно-обобщающий. Урок-практикум.

ЦЕЛЬ УРОКА: Выработка умений по применению знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить знания о социальных группах и их классификации;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к обществу, его структуре;
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающие:

  • Развитие познавательных умений;
  • Развитие аналитического мышления.

Методы урока:

  • Диалог-общение
  • Формулирование вопросов (стратегия самостоятельного информационного поиска)
  • Обсуждение в группах
  • Практическая работа в формате ЕГЭ
  • Презентация.

Средства:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Раздаточный материал
  • Листы А3
  • Маркеры
  • Конверты

ЭТАПЫ УРОКА

1. Обобщение знаний по теме урока.

Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая группа получает конверт с заданием: первая должна составить синквейн1 к понятию “Социальные общности”. Вторая группа пишет признаки социальных общностей. Третья – социальная группа и четвертая пишет классификацию социальных групп.


1 Это стихотворение, состоящее из пяти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы должны обобщить знания по теме урока и научиться применять знания, полученные на предыдущих занятиях на практике. Вы помните, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп. Давайте вспомним и обобщим знания, которые вы получили. Вам предлагается выполнить задание, находящееся в конверте. Время выполнения 7 минут.

Ответ первой группы.

Возможный вариант синквейна:

Социальная общность
Реальная целостная
Характеризует выступает
Структура общества
субъект

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Учитель: Назовите признаки социальной общности.

Ответ второй группы2

  1. сходство жизненных условий
  2. общность потребностей
  3. наличие совместной деятельности
  4. формирование собственной культуры
  5. социальная идентификация членов общества.

2 Ответ вывешивается на доску и после озвучивания учащимся предлагается сравнить свой ответ с правильным, который демонстрируется через презентацию.

Учитель: Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Взгляните на экран (показывается слайд). Одной из составляющих социальной общности являются социальные группы. Дайте определение понятию “социальная группа”.

Ответ третьей группы2

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Учитель: перечислите виды социальных групп.

Ответ четвертой группы2

  1. Малая группа и большая группа.
  2. Первичная группа – вторичная группа
  3. Номинальная группа и реальная группа
  4. Формальная группа и неформальная группа.
  5. Квазигруппа.

Учитель: Приведите примеры каждого вида групп и их характеристики (вопрос ко всем учащимся).

Ответ:

  • Малая – семья, школьный класс, компания друзей (от 2-3 до 20-30 человек, хорошо знающих друг друга, занятых каким-либо общим делом и имеющие общие цели).
  • Большая – нация, класс, страта (занимающая одинаковое положение в структуре общества)
  • Первичная – группа друзей, сверстников, соседей (межличностный характер и взаимная поддержка)
  • Вторичная – производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии.
  • Номинальная – пассажиры пригородных поездов, покупатели одного и того же товара и т.д.
  • Реальная – мужчины, женщины, русские, дети, учителя(пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства).
  • Формальная - класс, команда и т.д.
  • Неформальная – поэтический кружок, болельщики одной команды, общество филателистов(возникает по интересам).

2. ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

(каждый пишет тест в формате ЕГЭ и получает оценку индивидуально)

1. К социальным группам, созданным по демографическому признаку НЕ относятся:

А) дети

Б) женщины

В) пожилые люди

Г) предприниматели

2. Элементом социальной структуры общества является:

А) класс

Б) кооператив

В) государство

Г) банк

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типаА: задания с выбором ответа)

3. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ
1.осетины

2.предприниматели

3.чеченцы

4. клуб болельщиков “Спартака”

5.крестьянство

6.фанаты Димы Билана

А) класс

Б) этнос

В) малая группа

Г) квазигруппа

(Позиция кодификатора “ Социальная группа”.Задания типа В: установление соответствия).

4. Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является:

  1. политические взгляды
  2. культурные интересы
  3. личный авторитет
  4. размер получаемого дохода.

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типа А: задания с выбором ответа)

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп:

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

  1. верно только А
  2. верно только Б.
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны.

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типа А: задания с выбором ответа)

6. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

  1. верно только А
  2. верно только Б.
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны.

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типа А: задания с выбором ответа)

7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все, кроме одной образованы по конфессиональному признаку. Укажите “выпадающий” термин.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

(Задания типа В – умение соотносить видовые и родовые понятия)

8. Установите соответствия (социальные группы – критерии): к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИИ
А.мужчины

Б.племена

В.народности

Г.дети

1. демографический

2. этнический

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типа В: умение классифицировать понятия, явления и социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений)

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

“Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(1), является групповая__________(2). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(3) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(4) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(5). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые______________(6) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.

  1. сплоченность
  2. норма
  3. разобщенность
  4. ориентация
  5. традиция
  6. традиция
  7. совместимость
  8. взаимоотношение
  9. лидерство
  10. климат

(Позиция кодификатора “Социальная группа”, задания типа В: проверка умения определять термины и понятия на основе контекста содержания текстового фрагмента)

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “социальная группа”. Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащих информацию о “социальных группах”.(Задания типа С – с развернутым ответом. Умение применять обществоведческие понятия взаданном контексте).

3. Подведение итогов.

Участники каждой команды после минутного обсуждения оценивают работу каждого и фиксируют это на листе с заданием (напротив каждой фамилии рисуется смайлик соответствующего цвета, что соответствует оценке:

  • красный – 3;
  • желтый – 4;
  • зеленый – 5).

4. Домашнее задание.

Написать эссе на тему “Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы”. (Ж. Ренан) (задание части С9).

5. Рефлексия.

Учащиеся заполняют лист с вопросами (индивидуально).

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

4. Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной