Социализация личности в курсе обществознания

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Социальная педагогика


В декабре 2008 года исполнилось 60 лет со дня рождения принятия “Всеобщей Декларации прав и свобод человека”.

Как всегда к таким датам вспоминаешь свою работу по данной теме. Вопросы, связанные с правами человека мы изучаем в школе в разделах “Обществоведение”, “История России” - на многих уроках. Я посмотрела на этот вопрос внимательно, готовясь к открытому уроку “Развитие парламентаризма в России” - посвященному 100летию I Государственной Думы. Мне захотелось подготовить учащихся к разговору о демократии, правах человека не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений. Для этого я организовала экскурсию в Московскую областную Думу. Учащиеся побывали на Старой площади, посетили библиотеку, информационный центр и даже зал заседаний, где решались очередные вопросы, связанные с правами человека в нашем Подмосковье. Впечатлений было много. Участие в уроке I заместителя Московской областной Думы Алексеева В.К. сделало урок более значимым. Это подтолкнуло меня продолжить начатую работу и систематизировать накопленный материал, но уже с привлечением данных Ступинского муниципального района.

Я составила план факультативных занятий “Социализация личности в курсе “Обществоведения” и построила первый год обучения с учащимися разных возрастов. Учащиеся среднего звена включались в работу, наблюдая и используя опыт старшеклассников. Чтобы приблизить рассматриваемые темы к возрасту моих учеников я решила начать работу с вопросов, связанных с правами ребенка в нашем городе.

По мнению Л.С.Выготского “образование ведет за собой развитие общества”

Процесс укоренения в школе ценностей права  и  демократии  начался  с принятия закона “Об образовании”, провозгласившего демократические ценности и предложившего подходы  к  правовому образованию в школе.  Изучая правительственный документ  “Модернизация образования. Стратегия российской реформы”, я решила остановиться на вопросе взаимодействия школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой более подробно. Для  решения  этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности  становятся:

  • способность и самореализации, умения  отстаивать  свои  права,
  • участвовать в деятельности и создании  общественных  объединений,
  • толерантность, терпимость к чужому мнению, 
  • умение  вести  диалог,
  • искать и находить содержательные компромиссы; 
  • правовая культура. 

В теоретической части факультативного курса я знакомила учащихся с понятиями: гражданин, патриотизм, демократия и т.д. Обращая внимание на нарушение прав человека, я ориентировала учеником на умение применять знания законов в различных жизненных ситуациях. Ведь часто люди, говоря “вы не имеете права”, обращаясь к своему соседу, не понимают, что это не проблемы прав человека. Права человека – это только то, что происходит между властью, с одной стороны и человеком, с другой, а не между людьми: мной и соседом и т.д. Язык прав человека, применительно к школе, можно употреблять в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком (родительская власть). В законах и юридической литературе чаще всего имеются ввиду, юридические нормы, защищающие людей не от власти о от других людей, негосударственных организаций и т.д.

Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году записан важнейший принцип: человек имеет права со дня своего рождения. Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте “власть – личность”. Разница между правами человека и правами ребенка заключаются в том, что взрослые сами могут защитить свои интересы, а ребенок нет. И с этой целью он обращается к помощи взрослых, тех, кто готов и должен гарантировать соблюдение их прав.

Права ребенка,  как  и  права  человека, подлежат  ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые действуют в правовом  обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка  и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или  защиты прав  и свобод   других  лиц.  Не подлежат ограничениям права детей на защиту от пыток, унижающих достоинство, видов  обращения и наказания  и  защиту  от  рабства и подневольного   состояния.

Конвенцию о правах ребенка приняли в 1989  году  и  как  международный акт, она обладает высшей юридической силой, является  составной частью правовой системы Российской Федерации согласно 15 ст. Конституции РФ

Конвенция о правах ребенка обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;  касается всех детей, всех стран, подписавших  Конвенцию; целостна по своему характеру и  обязательна.

Но задача факультатива не только познакомить  учащихся  с  нормативными актами,  которые  разработаны  на Федеральном, муниципальном уровне по  защите  прав  ребенка, но  и воспитание  активной  гражданской позиции, формирование  человека, способного  жить  в  гражданском обществе, понимающего, что именно от его участия будет зависеть  будущее  страны, воспитать патриота.

Патриотизм – качество нравственное.  Прививая это чувство школьникам, мы даем ему  возможность прикоснуться  к памятным страницам истории Отечества через историю своего города,  семьи. Патриотизм, гражданственность и правовая культура  - эти  понятия  взаимосвязаны. Патриот чувствует  любовь к своей Родине, а  гражданин  знает  свои обязанности перед ней.

Главная задача, стоящая перед школой, воспитать сознательного гражданина, патриота, 

  • человека,  знающего  свои права  и  обязанности  и  умеющего применять  эти  знания на благо семьи, города, государства;
  • человека, который активно участвовал в политической, социальной, культурной жизни страны;
  • человека, который умело защищал не только свои интересы, но и интересы других людей,  любил и защищал свою Родину;
  • человека, умеющего проявлять  сострадание,  а   не жестокость,  гордость,  а не воинствующую  непримиримость.

Программа, рассчитанная, на 3 года, реализуется не только на  уроках,  но  и во внеклассной деятельности (факультативах, классных часах и т.д. )

Начало было положено  подготовкой  урока “Парламентаризм  в  России”, объявленного министерством образования к 100-летию  Государственной  думы. Готовясь  к  уроку,  я  обратилась к передаче  Леонида  Парфенова “Российская империя”- главе, посвященной  1  Государственной Думе.  Мне захотелось перед уроком познакомить  учащихся  с работой Московской Областной думы. Я обратилась  за  помощью к депутату  М.О.  Думы  Алексееву В.К., являющегося первым заместителем  председателя  М.О. Думы, проживающему в нашем городе.  Он согласился  мне помочь и организовал экскурсию в Московскую Областную думу. Алексеев В.К. любезно  согласился  принять участие в  уроке  “Развитие парламентаризма в России”.  

Следующее занятие  было посвящено  обсуждению урока,  поездки в  Москву. Учащимся было предложено написать либо эссе, либо рецензию, либо  отзыв.  Анализ  работ  подвел меня к  необходимости  продолжить изучение  вопросов развития демократии,  но  уже  на  местном уровне.  С  этой  целью  я подготовила  программу  “Социализация курса  “Обществознание”, в которой попыталась соединить теоретические вопросы обществознания с работой муниципальных органов власти. Программа  рассчитана на 32 часа. (Приложение 1)

Лучшие сочинения по теме “Моя гражданская позиция”, “Если бы я был президентом” были объявлены в классе и представлены на общешкольный стенд.

Учащиеся рассматривали многие вопросы применительно к решению этих проблем в нашем городе Ступино. Именно такой подход позволяет формировать социальную активную личность с гражданской позицией, применяющую самостоятельное решение, сострадающую чужому горю.

Я благодарна многим организациям, которые нашли время и возможности для освещения своей деятельности перед моими учениками, посещающими правовой факультатив. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, Отдел опеки, попечительства и социальной поддержки населения, Отдел по делам, женщин и детей Ступинского управления министерства социальной защиты населения Московской области.

В нашем лицее был разработан и проведен мониторинг по правовым знаниям. Он показал, что 85% от общего числа учащихся обладают хорошими и отличными знаниями главы “Права и свободы” Конституции РФ.

Очень хорошо подвел итог двухлетней работы факультатива стали стихи Ивана Саранцева, написавшего:

“Память о людях, память о времени,
Все это прошлый, забытый рассказ.
Вся жизнь зародилась из божьего семени,
А продолжается рост и сейчас.

Память – самое грустное, самое важное,
Самое нужное в жизни для нас,
А может веселая иль очень страшная,
Все это – забытый рассказ.

Память и совесть, мораль, обязательство
Память – кино о жизни моей.
Память – может души издевательство,
А, может, делает жизнь веселей.”

Работа по программе факультатива продолжается и по настоящее время во внеклассной и внеурочной деятельности Волонтерское движения по правам человека, ребенка остается основным направлением в моей работе в этом учебном году для подведения итогов и обобщения опыта. Учащиеся, посещавшие факультатив, готовят работы для участия во Всероссийском конкурсе “Права человека – глазами ребенка”,

Для подведения итогов была организована и проведена ролевая игра “Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних”, на которой учащиеся показали умение грамотно применять законы в каждом конкретном случае. Сценарий игры в приложении 2.

Я рада, что работа продолжается и останавливаться на достигнутом результате мы не намерены.