В декабре 2008 года исполнилось 60 лет со дня рождения принятия “Всеобщей Декларации прав и свобод человека”.
Как всегда к таким датам вспоминаешь свою работу по данной теме. Вопросы, связанные с правами человека мы изучаем в школе в разделах “Обществоведение”, “История России” - на многих уроках. Я посмотрела на этот вопрос внимательно, готовясь к открытому уроку “Развитие парламентаризма в России” - посвященному 100летию I Государственной Думы. Мне захотелось подготовить учащихся к разговору о демократии, правах человека не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений. Для этого я организовала экскурсию в Московскую областную Думу. Учащиеся побывали на Старой площади, посетили библиотеку, информационный центр и даже зал заседаний, где решались очередные вопросы, связанные с правами человека в нашем Подмосковье. Впечатлений было много. Участие в уроке I заместителя Московской областной Думы Алексеева В.К. сделало урок более значимым. Это подтолкнуло меня продолжить начатую работу и систематизировать накопленный материал, но уже с привлечением данных Ступинского муниципального района.
Я составила план факультативных занятий “Социализация личности в курсе “Обществоведения” и построила первый год обучения с учащимися разных возрастов. Учащиеся среднего звена включались в работу, наблюдая и используя опыт старшеклассников. Чтобы приблизить рассматриваемые темы к возрасту моих учеников я решила начать работу с вопросов, связанных с правами ребенка в нашем городе.
По мнению Л.С.Выготского “образование ведет за собой развитие общества”
Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона “Об образовании”, провозгласившего демократические ценности и предложившего подходы к правовому образованию в школе. Изучая правительственный документ “Модернизация образования. Стратегия российской реформы”, я решила остановиться на вопросе взаимодействия школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой более подробно. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся:
- способность и самореализации, умения отстаивать свои права,
- участвовать в деятельности и создании общественных объединений,
- толерантность, терпимость к чужому мнению,
- умение вести диалог,
- искать и находить содержательные компромиссы;
- правовая культура.
В теоретической части факультативного курса я знакомила учащихся с понятиями: гражданин, патриотизм, демократия и т.д. Обращая внимание на нарушение прав человека, я ориентировала учеником на умение применять знания законов в различных жизненных ситуациях. Ведь часто люди, говоря “вы не имеете права”, обращаясь к своему соседу, не понимают, что это не проблемы прав человека. Права человека – это только то, что происходит между властью, с одной стороны и человеком, с другой, а не между людьми: мной и соседом и т.д. Язык прав человека, применительно к школе, можно употреблять в отношениях между школьником и директором, родителем и ребенком (родительская власть). В законах и юридической литературе чаще всего имеются ввиду, юридические нормы, защищающие людей не от власти о от других людей, негосударственных организаций и т.д.
Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году записан важнейший принцип: человек имеет права со дня своего рождения. Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте “власть – личность”. Разница между правами человека и правами ребенка заключаются в том, что взрослые сами могут защитить свои интересы, а ребенок нет. И с этой целью он обращается к помощи взрослых, тех, кто готов и должен гарантировать соблюдение их прав.
Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые действуют в правовом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не подлежат ограничениям права детей на защиту от пыток, унижающих достоинство, видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.
Конвенцию о правах ребенка приняли в 1989 году и как международный акт, она обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно 15 ст. Конституции РФ
Конвенция о правах ребенка обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей; касается всех детей, всех стран, подписавших Конвенцию; целостна по своему характеру и обязательна.
Но задача факультатива не только познакомить учащихся с нормативными актами, которые разработаны на Федеральном, муниципальном уровне по защите прав ребенка, но и воспитание активной гражданской позиции, формирование человека, способного жить в гражданском обществе, понимающего, что именно от его участия будет зависеть будущее страны, воспитать патриота.
Патриотизм – качество нравственное. Прививая это чувство школьникам, мы даем ему возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества через историю своего города, семьи. Патриотизм, гражданственность и правовая культура - эти понятия взаимосвязаны. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Главная задача, стоящая перед школой, воспитать сознательного гражданина, патриота,
- человека, знающего свои права и обязанности и умеющего применять эти знания на благо семьи, города, государства;
- человека, который активно участвовал в политической, социальной, культурной жизни страны;
- человека, который умело защищал не только свои интересы, но и интересы других людей, любил и защищал свою Родину;
- человека, умеющего проявлять сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость.
Программа, рассчитанная, на 3 года, реализуется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности (факультативах, классных часах и т.д. )
Начало было положено подготовкой урока “Парламентаризм в России”, объявленного министерством образования к 100-летию Государственной думы. Готовясь к уроку, я обратилась к передаче Леонида Парфенова “Российская империя”- главе, посвященной 1 Государственной Думе. Мне захотелось перед уроком познакомить учащихся с работой Московской Областной думы. Я обратилась за помощью к депутату М.О. Думы Алексееву В.К., являющегося первым заместителем председателя М.О. Думы, проживающему в нашем городе. Он согласился мне помочь и организовал экскурсию в Московскую Областную думу. Алексеев В.К. любезно согласился принять участие в уроке “Развитие парламентаризма в России”.
Следующее занятие было посвящено обсуждению урока, поездки в Москву. Учащимся было предложено написать либо эссе, либо рецензию, либо отзыв. Анализ работ подвел меня к необходимости продолжить изучение вопросов развития демократии, но уже на местном уровне. С этой целью я подготовила программу “Социализация курса “Обществознание”, в которой попыталась соединить теоретические вопросы обществознания с работой муниципальных органов власти. Программа рассчитана на 32 часа. (Приложение 1)
Лучшие сочинения по теме “Моя гражданская позиция”, “Если бы я был президентом” были объявлены в классе и представлены на общешкольный стенд.
Учащиеся рассматривали многие вопросы применительно к решению этих проблем в нашем городе Ступино. Именно такой подход позволяет формировать социальную активную личность с гражданской позицией, применяющую самостоятельное решение, сострадающую чужому горю.
Я благодарна многим организациям, которые нашли время и возможности для освещения своей деятельности перед моими учениками, посещающими правовой факультатив. Это и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, Отдел опеки, попечительства и социальной поддержки населения, Отдел по делам, женщин и детей Ступинского управления министерства социальной защиты населения Московской области.
В нашем лицее был разработан и проведен мониторинг по правовым знаниям. Он показал, что 85% от общего числа учащихся обладают хорошими и отличными знаниями главы “Права и свободы” Конституции РФ.
Очень хорошо подвел итог двухлетней работы факультатива стали стихи Ивана Саранцева, написавшего:
“Память о людях, память о времени,
Все это прошлый, забытый рассказ.
Вся жизнь зародилась из божьего семени,
А продолжается рост и сейчас.
Память – самое грустное, самое важное,
Самое нужное в жизни для нас,
А может веселая иль очень страшная,
Все это – забытый рассказ.Память и совесть, мораль, обязательство
Память – кино о жизни моей.
Память – может души издевательство,
А, может, делает жизнь веселей.”
Работа по программе факультатива продолжается и по настоящее время во внеклассной и внеурочной деятельности Волонтерское движения по правам человека, ребенка остается основным направлением в моей работе в этом учебном году для подведения итогов и обобщения опыта. Учащиеся, посещавшие факультатив, готовят работы для участия во Всероссийском конкурсе “Права человека – глазами ребенка”,
Для подведения итогов была организована и проведена ролевая игра “Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних”, на которой учащиеся показали умение грамотно применять законы в каждом конкретном случае. Сценарий игры в приложении 2.
Я рада, что работа продолжается и останавливаться на достигнутом результате мы не намерены.