Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности.
- Содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению
- Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
- Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные
- Освоение учащимися способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
- Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о текущей динамике основных социальных показателей;
- определение факторов, влияющих на социальную ситуацию, в т.ч. демографическую;
- выявление способов анализа в целом на основе статистических данных.
- формирование представлений о будущих тенденциях основных социальных показателей;
- выявление способов прогнозирования социального развития страны
Развивающие:
- развитие навыков анализа и мотивация к самостоятельному анализу социальной информации;
- обучение навыкам выявления причинно-следственных связей;
- мотивация к самостоятельному выявлению проблем и поиску способов их решения;
- выявление причинно-следственных связей между социальной сферой и политикой.
Воспитательные:
- развитие навыков публичного диспута;
- обучение способам получения и анализа новейшей информации.
- развитие навыков критического чтения, осмысления и анализа;
- формирование навыков внесения конструктивных предложений;
- обучение способам обсуждения стратегически важных проблем.
Содержательные элементы: Многообразие социальных общностей и групп. Общество как взаимодействие социальных общностей и групп. Изменения в социальной структуре. Основные социальные группы современного российского общества. Усиление социальной направленности политики нашего государства. Параметры демографической ситуации на основе анализа данных переписи населения в РФ 2002 года.
Результаты:
Личностные
- Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни.
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
- Ценностные ориентиры, основанные на уважении к правам и свободам человека как высшей ценности
Предметные
- Относительно целостное представление об обществе
- Знание базовых понятий социологии
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
- Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку процессам, происходящим в обществе
- Приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Метапредметные
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
- Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
Оснащение урока:
- УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.;
- Компьютер, презентационное оборудование, компьютерная презентация.
Источники:
- www.demoscope.ru – электронный аналитический журнал;
- www.demograhy.narod.ru – Институт демографических исследований РФ;
- www.minzdravsoc.ru – Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
- mintrud.donland.ru – Министерство труда и социального развития Ростовской области;
- rostov.gks.ru – Областной комитет статистики Ростовской области.
Используемые интерактивные технологии (описание).
-
«Поле проблем»
1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.
2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).
3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства. -
«Мозговой штурм»
1этап – обсуждение в группах одной из выбранных проблем развития социальной сферы в РФ и предложения по их решению.
2 этап – анализ записанных идей и презентация результатов. -
«Водоворот»
Каждая группа получает лист для выполнения задания и фломастер определенного цвета. Получив задание, группа записывает свои ответы и передает лист по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими, маркирую их с помощью значков (+) или (–) или (?). Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. Каждая группа делает записи на листах , используя только свой цвет. Когда листы обойдут круг, каждая группа обобщает всё, что в них будет написано. Далее можно сопоставить результаты групп с официальными документами, которые отражают позицию государства по решению данных проблем.
План изучения темы:
1 час – «Социальные группы и их классификация».
2 час – «Современная демография РФ. Проблемы семьи в современном российском обществе»
Действующие лица:
- Социолог;
- Статистик;
- Учёный-демограф;
- Участники расширенного заседания Общественной палаты по проблемам демографии и семьи.
Постановка задач:
Задачи докладчиков заключаются в следующем:
а) объяснить какие тенденции существуют в развитии современного российского общества;
б) объяснить, что стало причиной их появления и какие могут быть последствия;
в) спрогнозировать развитие своего направления исследования.
Задание для социолога:
- Составить анкету, продумав вопросы, которые позволят отразить мнение молодого поколения ростовчан по проблемам семьи.
- Провести анкетирование среди гимназистов 11 классов.
- Проанализировать полученные данные.
- Представить результаты в виде графика, диаграммы.
- Сопоставить данные, полученные в ходе анкетирования и данные учебного пособия Боголюбова Л.Н.
Задание для статистика. Проанализировать следующие данные:
- соотношение браков и разводов за последние 10 лет;
- соотношение мужчин и женщин брачного возраста;
- данные о возрасте впервые вступающих в брак;
- количество детей на одну семью;
- сопоставить данные по РФ и данные по Ростовской области.
Задание для учёного-демографа:
- Определить тенденции изменения демографической ситуации в РФ.
- Сформулировать перечень факторов, влияющих на демографическую ситуацию.
- Сформулировать прогноз (пессимистический и оптимистический варианты).
- Демографическая ситуация в Ростовской области.
Задание для участников заседания
1 час. Определение круга проблем для обсуждения и вариантов их решения (технология «Поле проблем», «Мозговой штурм».
2 час. Обсуждение проблемы «Кризис современной семьи» (технология «Водоворот»).
Занятие первое. «Социальные группы и их классификация»
Ход занятия
Повторение базовых понятий социологии:
- Общество;
- Социальная сфера общества;
- Социальная стратификация;
- Социальная стратификация современной России;
- Социальная мобильность;
- Понятие «социальный институт»;
- Социальный статус;
- Семья как социальный институт;
- Классификация семей.
Выступление демографа и социолога:
- Демографическая ситуация в РФ.
- Структура современного Российского общества.
Определение круга проблем для обсуждения и вариантов их решения (технология «Поле проблем», «Мозговой штурм»)
-
«Поле проблем»
1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.
2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).
3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства. -
«Мозговой штурм»
1этап – обсуждение в группах одной из выбранных проблем развития социальной сферы в РФ и предложения по их решению.
2 этап – анализ записанных идей и презентация результатов.
Занятие второе. «Современная демография РФ. Проблемы семьи в современном российском обществе»
Ранжирование.
Проблема – «Современная семья находится на грани исчезновения».
Учащимся предлагается определить свое отношение к проблеме, предложенной для обсуждения и обосновать свою позицию (Да…; да, но…; нет, но…; нет…)
- Аналитическое выступление статистика о состоянии семьи, основанное на данных по РФ и по Ростовской области.
- Обсуждение проблемы «Кризис современной семьи» (технология «Водоворот»).
- Сопоставление предложений групп по решению актуальных проблем семьи с программой «Концепция демографического развития РФ до 2025 года».