Цель: дать представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе; воспитывать готовность к соблюдению социальных норм.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: лекция-диспут.
Эпиграф: Если бедность – мать преступлений, то недостаток ума – их отец. (Л.Н. Толстой)
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
Лекция преподавателя.
Норма социальная – общепринятые
правила поведения людей; предъявляемые
обществом или социальной группой требования,
пожелания и ожидания соответствующего
поведения.
Возникновение и функционирование социальных
норм, их место в социально-политической
организации общества определены объективной
потребностью в упорядочении общественных
отношений.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей,
регулируют самые разнообразные виды
общественных отношений. Приложение №I.
Функции социальных норм:
- Регулируют общий ход социализации.
- Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.
- Контролируют отклоняющееся поведение.
- Служат образцами, эталонами поведения.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
- Как стандарты поведения (обязанности, правила).
- Как ожидания поведения (реакция других людей).
Задание. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожидания (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).
Социальные санкции – средства
утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрения и наказания,
которые могут быть формальными и неформальными.
1. Девиантное (отклоняющееся) поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение –
несоответствие имеющейся норме или набору норм,
принятых значительной частью людей в группе или
сообществе, или всякое поведение, которое
вызывает неодобрение общества.
Проявления отклоняющегося поведения:
- аморальные проступки;
- правонарушения;
Причины отклоняющего поведения:
- биологическая;
- психологическая;
- социологическая.
Совокупность противоправных поступков, или
преступлений, получило в социологии особое
название – делинквентное (буквально
преступное поведение).
Алкоголизм и наркомания типичный вид
девиантного поведения.
II. Прослушивание сообщений и обсуждение затронутых проблем.
Сообщения учащихся по следующим темам:
«Курение как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
– Почему люди начинают курить?
– В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой,
нервной системы и органов пищеварения на табак?
– Заядлый курильщик, согласно данным комитета
«Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3
года, стоит ли ежедневная сигарета такого
сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность
вашей жизни и пагубного увлечения курением.
Какое решение вы примите: не будете курить вовсе;
будете курить меньше; продолжите курение,
несмотря на угрозу здоровью и обязательное
сокращение жизни? Объясните свой выбор.
В чем проявляется влияние курильщика на
самочувствие окружающих?
«Алкоголизм как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
– Почему люди принимают алкоголь?
– Л.Н. Толстой писал: «Мы не знаем той степени
высоты, если бы или не пили и не курили. Из того же,
что люди, духовно сильные, подвергались
принижающему действию одурманивающих веществ,
все – таки произвели великие вещи, мы можем
заключить только то, что они произвели бы еще
больше, если бы они не одурманивались».
– О каком влиянии на человека и общество курение
и алкоголизм писал великий писатель?
«Наркомания как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
–
Кто чаще всего становится наркоманом?
– Какой вред приносит наркомания человеку,
окружающим его людям и обществу?
– Некоторые люди говорят, что было бы лучше
легализовать наркотики, чтобы их можно было
покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали
как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?
«Виды делинквентного поведения».
Вопросы после сообщения:
– Почему люди совершают преступления?
– Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых
взрослыми и несовершеннолетними? Что вы думаете
об этом?
Учащимся предлагается заполнить таблицу.
Мой выбор – не курить!
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. 2. 3. 4. 5. |
Мой выбор – не употреблять алкоголь!
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. 2. 3. 4. 5. |
Мой выбор – нет наркотикам!
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. 2. 3. 4. 5. |
Что мне сказать тем, кто говорит: «Попробуй…»!
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. 2. 3. 4. 5. |
Итог урока: оценки учащимся за урок, домашнее задание.
Рефлексия.
– Напишите свое отношение к проблеме урока. Насколько урок интересен для вас?