Презентация. (Слайд 1)
Тип урока: комбинированный
Цели. (Слайд 2)
- Образовательная: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас.
- Развивающая: продолжать формировать понятийный аппарат.
- Воспитательная: интерес к предмету истории.
Новые понятия: Белые слободы, черносошные крестьяне, посадские люди.
Оборудование: учебник 7 класса История России ДаниловА.А, КосулинаЛ.Г., карточки, мультимедийное оборудование.
Ход урока
План урока:
- Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
- Проверка д/з.
- Изучение новой темы.
- Закрепление пройденного материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
I. Здравствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о Экономическом развитии России XVII веке. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Некоторые ребята получат карточки, а с остальные побеседуем.
II. Опрос д/з.
В чем состояла основная задача экономики страны в XVII веке? (Преодоление последствий Смутного времени.)
Что такое мануфактура и в чем особенности Российских мануфактур? (Предприятие с разделением труда. Использование труда подневольных рабочих.)
Расскажите о с/х , о характере специализаций районов? (Южные и Поволжские– хлеб, западные –лен и коноплю, поморские – соль и рыбу, сибирские – меха, ярославские и костромские – холсты…)
Торговый и Новоторговый уставы, принятые во второй половине XVII века способствовал? (Увеличение пошлин на ввозимые в страну иностранных товаров.)
О каком городе идет речь в документе “В городе не только русские, но персияне и индийцы, все имеют по своему рынку.”Так как и бухарские крымские и нагайские татары, а так же армяне со всякими товарами ведут тут большую торговлю и промыслы, то как говорят, город это и приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму даже одних пошлин 12000 рублей, или 24 тысячи рейхсталеров”. (Новгород.)
Ш. Изучение нового материала. (Слайд 3)
План урока:
- Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.
- Прочие сословия Московского государства
1. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.
Что такое сословие? (Слайд 4)
Давайте вспомним значение терминов барщина и оброк. (Слайд 5)
Барщина – повинность зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в господском хозяйстве, прежде всего на земле.
Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при которой расчет производится деньгами или продуктами труда.
Как вы думаете можно ли говорить что в России в XVII веке сложилось сословие крестьян? Вы правы, в этот период существовало слишком много категорий крестьянства, чтобы говорить о едином сословии.
Господствующим сословием в обществе были феодалы, к ним относились бояре имевшие свои вотчины. (Слайд 6)
Чем отличается вотчина от поместья? (Вотчина это родовые земельные владения бояр, поместья принадлежит менее родовитому дворянству.)
В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. Судебник 1497 года, указы о “заповедных” годах, “урочных” годах, иные указы. После смутного времени положение крестьян немного облегчилось. В первые десятилетия государство не могло контролировать потоки крестьян. Затем срок “урочных лет” снова увеличивается “Соборное уложение”1649 г. – новый этап закрепощения крестьян. Давайте посмотрим какие ограничения были введены новым уложением в отношении крестьян? Крестьяне лишались права уходить от своего помещика. (Слайд 7)
Государство было вынужденно пойти на эти меры, прикрепления крестьян к земле. Делалось это с целью обеспечить помещиков, являвшихся основной армии, местной администрации и остановит текучесть населения в стране, для того чтоб наладить более эффективный сбор податей. В этом были заинтересованы помещики, но владельцы крупных вотчин были недовольны, т.к крестьяне переходили к крупным землевладельцам, ведь у них гнет был меньше.
Посмотрите в учебнике какая категория крестьян была самой стесненной? (Холопы, лишенные каких-либо прав.)
2. Прочие сословия Московского государства. (Слайд 8–13)
Открываем учебник на странице 43 читаем и заполняем таблицу. (Комментированное чтение.)
Таблица “Сословия в России XVII в.”
Название сословия | Состав сословия | Служба или повинность |
Вотчинники | ||
Помещики | ||
Крестьяне | ||
Духовенство | ||
Посадские люди | ||
Казаки | ||
Ясачные люди |
На странице 47 в учебнике документ “Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария”, давайте прочитаем и ответим, почему автор считает всех русских рабами, с чем это связано?
IV. Закрепление материала.
Что нового появилось в сословной структуре России в XVII веке?
Какие сословия Московского государства вы знаете?
Охарактеризуйте положение любого сословия?
V. В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество. На этом наш урок завершается.
VI. Домашнее задание :§5 читать и ответить на вопросы на стр. 47, выписать в словарь новые определения. (Слайд 14)