Урок обществознания в 11 классе.
Цели и задачи:
1) закрепить знания учащихся о социальной стратификации, социальной мобильности, социальных "лифтах", способствующих социальным перемещениям человека,
2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами;
3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.
Оборудование: презентация (Приложение 1), пакет документов.
Тип урока: повторительно - обобщающий урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
"Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: "О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?" А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: "Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает" [5].
- О чем эта притча?
Учитель: Мы продолжаем изучать социальную структуру, отношения; и сегодня на повторительно-обобщающем уроке должны повторить и закрепить ваши знания по этой теме. Запись в тетрадях даты, темы урока.
Сообщений целей урока.
III. Словарный диктант.
Учитель: Проверим знание обществоведческих терминов (термины и определения - на слайде, учащиеся их объясняют). Отвечаем грамотно, полным ответом.
Социальная стратификация - разделение общества на слои - страты.
Социальное неравенство - неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между различными группами населения.
Социальный статус - положение и место человека в обществе.
Генетически унаследованный статус - приписываемый.
Статус, достигаемый индивидом в процессе своей жизни, - достигаемый (приобретаемый).
Мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.
Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.
Переход индивида из одной социальной группы в другую - вертикальная мобильность.
Социальный подъем индивида - восходящая мобильность.
Социальное падение индивида - нисходящая мобильность.
"Социальные лифты" - пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх.
Индивид, утративший свой социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, занимающий промежуточное положение между устойчивыми группами - маргинал.
Люмпены - люди, опустившиеся на дно жизни (бомжи, бродяги и др.)
IV. Чтение образца эссе.
Философия "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред" (Монтень)
Мы всегда критично относимся к чужому эссе, послушайте внимательно образец эссе.
"Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.
Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы.
Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.
Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.
Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.
Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.
Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.
Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.
В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня." [3].
Вспомним критерии оценивания эссе - задания С 9. [2]. Приложение 2.
V. Домашнее задание.
Написать эссе "Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это". Р. Эмерсон.
Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело - принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.
VI. Практическая часть. Приложение 3.
1) Выполнение заданий части А, В. [1].
Физминутка (релаксация, зарядка для глаз).
Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку - зарядку для глаз.
2) Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. [4].
Работа выполняется в парах с помощью "мозгового штурма". Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.
- Сказка Шарля Пьеро "Золушка".
- Старуха из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".
- Герой сказки А.Н. Толстого "Приключения Буратино" Карабас-Барабас.
- Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена "Свинопас".
Социальная мобильность героев сказок
Характеристика исходного социального статуса героя | Вид социальной мобильности, совершенной в сказке | Характеристика измененного социального статуса | Личностные черты и качества; социальные "лифты", способствующие данной мобильности |
Золушка - низкий социальный статус, прислуга. | Восходящая вертикальная мобильность. | Жена принца - высший социальный статус. | Терпение, трудолюбие, доброта; "лифт" - удачный брак. |
Старуха - крайне низкий социальный статус крепостной крестьянки, имела очень скудное имущество. | Восходящая вертикальная мобильность | Достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу. | Благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе золотой рыбки, а скатилась вниз из-за собственной жадности и алчности. |
Карабас-Барабас - владелец кукольного театра, довольно состоятельный и знатный человек. | Нисходящая вертикальная мобильность. | Бедный человек, так как разорился и потерял весь свой капитал | Жадность, жестокость, не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино. |
Принцесса занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В будущем ей был уготован королевский трон. | Нисходящая вертикальная мобильность. | Маргинал и практически люмпен -нищенка, изгнанница. | Принцесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем самым презрение принца и гнев отца. |
Вывод учителя: Здесь мы наблюдаем интересную ситуацию: с одной стороны честные, добрые герои совершают восходящую социальную мобильность благодаря упорному труду, доброму сердцу, красоте внутренней и внешней. Другая группа сказочных персонажей - ленивые, хитрые, глупые - повышают свой социальный статус благодаря наглости и обману. Проведем параллель с сегодняшним днем: и тот и другой варианты имеют место и в современном мире. Однако за нарушение правовых норм неотвратимо наступает юридическая ответственность. Нисходящая социальная мобильность, то есть понижение социального статуса, в сказках происходит в результате алчности, жадности, глупости.
В качестве "социальных лифтов" могут выступать образование и квалификация, а также необходимые личностные черты - трудолюбие, целеустремленность; армия, бизнес, государственная служба, наука, спорт, брак по расчету.
Беседа:
- Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте.
Главное, что вы должны запомнить, что существующий социальный статус реально повысить, если сильно к этому стремиться. Но можно тратить свое время на осуждение недостаточно умных начальников, бесконечно сетовать на несправедливость общественного бытия - и это время будет незаметно уходить. Да, в нашем обществе, как и в любом другом, достаточно несправедливости, но есть и справедливость (ведь абсолютно справедливых или несправедливых обществ не существует). Человек из низов общества благодаря образованию, трудолюбию и целеустремленности достигает социальных вершин - и таких примеров вокруг нас, как и в сказках, множество.
3) Составьте план по теме "Социальная структура и социальные отношения". План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах. Напоминаю, что это новое задание С 8 в ЕГЭ 2010 г. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетр.)
1. Социальная стратификация и социальное неравенство.
2. Социальная мобильность и ее виды:
А) горизонтальная мобильность;
Б) вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность;
В) индивидуальная мобильность;
Г) групповая мобильность.
3. "Социальные лифты" как пути перемещения людей в обществе:
А) армия;
Б) церковь;
В) образование;
Г) семья.
4. Тенденции в развитии социальных отношений:
А) люмпены;
Б) маргиналы и др.
4) Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. [3].
Принадлежность к группе.
В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".
Р. Бэрон.
С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения. [3].
Ответы: С1.
Признаки:
- наличие общей цели;
- наличие устойчивых отношений;
- взаимозависимость людей друг от друга;
- осознание людьми принадлежности к одной группе.
С2. Причины объединения людей в группы:
- помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;
- помогают в достижении ряда целей;
- обеспечивают информацией.
С3.
1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.
2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.
3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.
4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.
С4. "Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.
VII. Итоги урока.
Я думаю, что урок не прошел даром. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, сможете ли вы воспользоваться в будущем полученными знаниями сегодня на уроке. Ответы учащихся.
"Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех.
Одного спросили:
- Что ты делаешь?
Тащу в город эту проклятую ношу.
Второго спросили:
- Что ты делаешь?
Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:
- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им".
(После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, ЕГЭ либо в течение дальнейшей жизни).
VIII. Оценки работы учащихся на уроке. Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.
Список литературы.
- Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М.: ЭКСМО, 2009.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.по обществознанию, подготовленый Федеральным государственным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений".
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ 2010. Вступительные испытания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова, М.Ю.Брандт.- М.: Издательство "Экзамен", 2010.
- Мишина О.Д. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. Преподавание истории в школе №5 2008 г.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2009.