История и обществознание
-
Интегрированный урок истории России и всеобщей истории в 9-м классе по теме: "От войны к миру" 2006
Интегрированный урок истории Отечества и всеобщей истории в 9-м классе "От войны к миру" является логическим продолжением интегрированного изучения истории XX века. Данный урок заставляет осмыслить проблему сепаратного соглашения с точки зрения морально-нравственного выбора власти, исторических последствий для государства, гражданских позиций русских людей.
-
Зачетное задание по теме: "Древняя Русь" 2006
Предлагаемое зачетное задание проводится в 10-м классе и является завершающей формой работы в условиях применения лекционно-семинарской и зачетной системы, которая способствует формированию исследовательского подхода в процессе изучения иcтории и развитию творческих способностей у учащихся.
-
Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс 2006
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке учащиеся получают информацию о Смуте из различных источников, корректируют поставленные цели обучения, делают пометки на полях, по мере чтения используют значки. Ребята обращают внимание на династический кризис, самозванцев, идет продвижение от старого к новому, исправляются ошибки. Происходит контакт с новой информацией, дополнительной литературой, составляется кластер по новому материалу в результате совместной работы.
-
Урок-конкурс "Путешествие в древнюю Мангазею" 2006
Изучая историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу. Не знать истории своего края нельзя, потому что недостаток знаний делает человека равнодушным, а равнодушие, как ржавчина, разъедает души людей. В нашем путешествии помогут нам слова из старинной летописи, которая находится в Тобольском музее: "Любить Отечество нам велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг".
-
Роль музея краеведения в воспитании подрастающего поколения 2006
Необходимость сохранения традиций и памятников прошлого для воспитания подрастающего поколения в современном мире. Открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины. При работе с документами, свидетельствами прошлого у учащихся формируются исторические образы, понимание, что оно оставляет тысячи "следов", с помощью которых можно определять причины общественных явлений, воспроизводить прошлое в его конкретности. Развитие навыков самостоятельной работы с историческим материалом, анализ, отбор и систематизация исторических фактов. Знакомство с историческим материалом о земляках вызывает у учащихся сопереживание, потребность к самопознанию, которое основывается на сравнении себя с другими людьми, и таким образом позволяет проводить выбор и оценку жизненных ориентиров. Понимание значимости исторического краеведения, оценка своего труда, выделение достоинств и недостатков, дальнейшей перспективы своей работы, создание мотивационной сферы для развития творческого потенциала учащихся, стимул для дальнейшего развития. Основной метод работы в музее – исследование, что делает работу с учащимися более эффективной.
-
Турнир эрудитов по теме: "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." 2006
Данная разработка, "Турник эрудитов", представляет собой один из вариантов проведения повторительно-обощающего урока по теме "Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг." в курсе истории в ссузах СПО. Форма урока – турнир эрудитов способствует углублению и систематизации знаний студентов, формированию у них умений анализировать и обобщать пройденный материал. Урок носит соревновательный характер, что способствует развитию у студентов первого курса СПО интереса к истории своей страны, развитию у них творческой и познавательной активности, мобильности знаний и критичности мышления.
-
Праздник народов Древнего Востока 2006
Необходимость активного включения игры в учебную деятельность пятиклассников неоспорима. Благодаря игре, дети быстрее и прочнее усваивают учебный материал, более комфортно чувствуют себя, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения, менее формальными становятся отношения с учителями. Подготовка и проведение мероприятия предполагает широкую интеграцию основного и дополнительного образования. "Праздник народов Древнего Востока" обогащает ребенка новыми знаниями, укрепляет интерес к познавательной деятельности, развивает творческие способности.
-
Урок истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город" 2006
Данный урок изучается в разделе "Расцвет средневековья". Уроки этого раздела представляют собой цикловую структуру, определяющую единую цель: знакомство обучающихся с важнейшими позитивными переменами, происходившими в разных странах Европы.
-
Урок-Байга "От Чингисхана до Батыя" 2006
На уроке обобщения используются различные методы и приемы работы, что позволяет учащимся систематизировать знания при изучении темы "Казахстан под властью Монгольских завойвателей".
-
Интегрированный урок по теме: "Река Медведица" 2006
Данный урок построен на местном краеведческом материале. Учащиеся, используя информацию из различных областей знаний (география, история, химия), ищут ответ на вопрос " Что является сегодня главной проблемой реки Медведицы?" Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями, проводят лабораторный опыт по исследованию состава речной воды, оценивают экологическое состояние реки, выясняют, что является главной проблемой реки, высказывают предложения о путях ее спасения. Урок имеет большой воспитательный потенциал. Урок может быть проведен в 8–9-х классах.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Начало книгопечатания" 2006
Изучение теории доходит до сознания учащихся только с применением наглядности. Фильм как никакое иное средство, позволяет учителю с наибольшей эффективностью, доходчиво раскрыть перед учащимися сущность изучаемого процесса. Особенность учебного фильма в том, что он вызывает чувство личной сопричастности к изучаемому явлению, преподносит учебный материал ярко и образно, вызывает интерес и эмоциональное переживание. Фильм воссоздает в динамике исторические процессы и события, исторические образы и исторические эпохи.
-
Урок-экскурсия по теме: "Страницы истории моего города" (из опыта работы СПОШ № 1 г. Зея) 2006
Каждому из нас для понимания своего места в жизни важно знать прошлое всего человечества, страны, региона, населенного пункта и своей семьи. Урок-экскурсия "Страницы истории моего города" один из опыта организации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами краеведения.
-
Модули на печатной основе на уроках истории 2006
Модули на печатной основе на уроках истории. Основная цель модуля – развитие навыков самостоятельной работы учащихся, умения работы с информацией. Представленные модули показывают пример работы с учебной книгой, помогая овладеть навыками хронологической, словарной работы, работы с картой. Учат анализировать исторический документ, систематизировать изучаемый материал в таблицу, тезисный конспект. Способствуют развитию аналитических умений, таких как обобщение, анализ, сравнительный анализ. Модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпам учебно-познавательной деятельности учащихся.
-
Урок, разработанный по блочно-модульной технологии 2006
Вашему вниманию предлагается урок "Внутренняя политика и экономическое положение империи в период царствования Николая I" из раздела "Россия в период царствования Николая I" авторской программы. Данная программа предусматривает блочно-модульную подачу материала, снабжена авторскими учебно-методическими комплектами и хрестоматией.
-
Викторина по истории России с использованием компьютерной технологии на тему: "Ассамблея петровских времен" 2006
Урок-викторина по истории России с использованием компьютерной технологии.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
Использование проектной методики в учебной и внеклассной работе по предмету 2006
В статье рассмотрены возможности использования проектной методики в учебной деятельности и внеклассной работе на примере подготовки проекта-презентации и создания сетевого проекта, что позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время и т.д.
-
Роль противоречий и конфликтов в процессе исторического развития общества 2006
Урок истории в 10-м классе, в ходе которого выясняется взаимосвязь между противоречиями и конфликтами, возникающими в процессе исторического развития общества и самим процессом этого развития.
-
Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию 2006
Индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы. Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. В статье предлагаются и обосновываются основные формы работы по социализации личности на уроках истории и обществознания.
-
Тема урока по истории России: "Раздробленность русских земель" 2006
Методическая цель урока - показать использование логических опорных конспектов на уроке истории, направленную на активизацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. Для успешной работы особо значимо эмоционально-психологическое состояние ребенка. В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идет от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мысли.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Вечер лирики в артистическом кафе "Бродячая собака" 2006
Данное внеклассное мероприятие проводится в целях закрепления и расширения материала по теме "Серебряный век русской культуры".
-
Организация внеклассной работы по истории России в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики 2006
В данной работе автор представляет опыт организации внеклассной работы по истории России и своего края в процессе создания и деятельности Зала боевой славы и государственной символики. Особое внимание уделено содержательной стороне деятельности Зала, автор знакомит читателей с материалами, представленными экспозициями. В работе отражены основные направления деятельности Зала: организация экскурсий, проведение традиционных мероприятий; также представлен сценарий одного из таких мероприятий, осуществляемых учителями истории и членами поисковой группы "Наследие".
-
Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс 2006
Урок по теме "Создание единого русского государства" предназначен для учащихся 6-го класса. Целью урока является формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
-
Урок-игра "Умники и умницы". Время Дмитрия Донского и Куликовская битва 2006
Предложены вопросы по истории на тему "Время Дмитрия Донского и Куликовская Битва".
-
Внеклассное занятие по истории: Устный журнал "Государственная символика России: история и современность" 2006
Сценарий внеклассного занятия по истории для учащихся 4-го класса в форме устного журнала. Знакомит с символами государства, историей их возникновения, современными аналогами. Занятие позволяет расширить кругозор учащихся, воспитывать патриотические чувства, развивать интерес к истории России.
-
Роль поисково-краеведческой работы в патриотическом воспитании 2006
Школьное краеведение включает работу музея, краеведческие конференции, встречи с интересными людьми, поисково-исследовательскую работу учащихся и учителей. Школьный краеведческий музей расширяет и углубляет знания учащихся. Ребята собирали воспоминания, фотографии, материалы о своих родственниках - участниках войны.
-
Проверочные работы по истории. 3-й класс 2006
Тесты являются очень удобной формой проверки знаний, позволяющей объективно оценить знания учащихся. Здесь важно именно знание, а не грамотность письма или эмоциональность рассказа. Кроме того, варианты ответов помогут ребятам вспомнить изученный материал и найти правильный ответ. Поэтому даже учащиеся с трудностями в обучении русскому языку или чтению имеют возможность раскрыть свой потенциал по данному предмету.
-
Российская цивилизация: другой подход 2006
При изучении темы на уроках истории, посвященной историческому пути общества на пути к современной цивилизации, возникает дискуссионный вопрос. Почему Россия вечно косится на Запад - притягивается к нему или отталкивается? Потому что Россия привязана к четко фиксированной западной точке зрения, как к точке отсчета. Только в этом зеркале она видит, что такое она сама. Оценить же себя из самой себя она не может: нечетка, внутренне разнообразна, хаотична и поэтому внутренне динамична. За двумя "стандартными" российскими вопросами - "что делать?" и "кто виноват?" - проступает коренной вопрос - "кто мы такие"?
-
Нетрадиционные методы опроса — тексты с ошибками 2006
Существует несколько различных видов нетрадиционных форм опроса. В этой работе даны тексты с ошибками по Новой истории, 1640-1870 гг. Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы.
-
Урок-семинар по теме: "Русская правда — древнейший источник Киевской Руси" 2006
В статье представлен материал к уроку семинару "Русская правда" - древнейший источник Киевской Руси". В ходе урока идёт проверка знаний учащихся на всех его этапах. Используя КИМ, проверяется усвоение ранее изученного материала. В ходе подготовки к семинару и во время его проведения ученики получают и углубляют свои знания о Киевской Руси, приобретают навык работы с дополнительной исторической литературой. Полученные знания выносят на коллективное обсуждение на уроке. Работая с источником "Русская правда", ученики решают практические задачи, знакомятся с терминологией данного источника, осмысливают и анализируют данный документ.