Урок-игра учащихся 5-х классов по теме: "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание


Урок проводится как конкурс для учащихся 5 классов, изучивших тему

“ДревнийВосток”. Можно провести и с одним классом разделив его на команды.

Цель: повторить изученный материал, расширить знания учащихся о Востоке.

Место проведения конкурса: кабинет истории.

Оформление кабинета соответствует тематике.

  1. Настенные карты “Древний Египет и Междуречье”, “Древняя Индия и
  2. Китай”.
  3. Египетские папирусы, макеты египетских пирамид.
  4. Плакаты с высказываниями о Востоке сделанные руками ребят.
  5. Портрет Геродота – первого историка описавшего Египет.
  6. Портреты людей связанных с историей стран Востока. (Шампольон Ж.)

Ученики двух пятых классов создают свои команды по 7 человек и готовят домашнее задание. Они должны дать название команду, называют команду по какой-либо стране. Готовят рассказ о своей стране, эмблему и элементы костюма жителя этой страны. Остальные ученики класса будут болельщиками, им также будут даны задания в ходе конкурса, и очки будут добавлены командам.

1. Конкурс. Представление команды. Команда соперников должна узнать из какой страны прибыла команда. Соперники задают 1-2 вопроса о стране прибывшей команды, чтобы лучше узнать эту страну.

2. Конкурс. Разминка. Команда получает список определений различных понятий, изученных в теме. Кто правильно и быстро выполнит задание.

1 – знатные люди, царские советники, военачальники
2 – приспособление для подъёма воды на верхние поля
3 – мелкие предметы, которые защищают от злых духов
4 – разнообразные душистые вещества
5 – короткие копья
6 – сплав меди и олова
7 – служители бога в Египте, Междуречье
8 – богиня правды в Египте
9 – каменные “иглы фараонов”
10 – книга, свёрнутая в трубочку
11 – наука, определяющая движение небесных светил
12 – прибор для измерения времени, используемый египтянами
13 – богиня плодородия и любви в Двуречье
14 – народ, живший между морем и цепью Ливанских гор
15 – поселения, основанные вдали от родины
16 – большое и сильное государство
17 – какой город называли “логовищем львов” и “городом крови”
18 – где стали чеканить первую в мире монету
19 – группы людей в Индии, обладающие определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству
20 – фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана

Болельщики в это время разгадывают кроссворд, а это также повторение понятий.

3. Конкурс “Угадай, кто этот исторический персонаж?”

а) … стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем, совершив успешные походы на Синай, в Нубию и Палестину. Вероятно, уже в это время опираясь на войска, приобретает большое влияние. Став ок. 1468 до н. э. единовластным правителем…

б) … не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: “Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?”. Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы, и стал складываться религиозный по форме культ…

в) последний из великих царей Ассирии, правил в 668 — ок. 627 до н. э. В правление … в Ниневии была собрана первая систематическая библиотека на древнем Ближнем Востоке.

г) …император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма, к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Его деяния описаны в книге “Легенды об ….”. В первом указе запрещалось убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры чревоугодия. Во втором — повелевается строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других колодцы, сажать целебные травы и деревья. В тринадцатом — царь сожалеет о своих былых заблуждениях, приведших к войнам, убийствам, жестокости.

д) В 558 до н. э. стал царем Персии; через пять лет в 553 до н. э. он побудил персидские племена восстать против мидян и, захватив столицу Мидии Экбатаны, лишил власти царя Астиага. После захвата принадлежавших Мидии земель в состав Персидской державы вошли Ассирия, Армения, Каппадокия и Парфия. В течение десятилетия персы покорили Лидийское царство и подчинили своей власти племена, жившие на Иранском нагорье и в Средней Азии. К концу 540-х гг. до н. э. границы царства достигли р. Сырдарьи и отрогов Гиндукуша. В 539 до н. э. обратил свою армию против Вавилона и захватил его.

е) Сразу после прихода к власти возглавил поход против восставшего Вавилона, который в декабре 522 до н.э. был захвачен персидскими войсками. В дальнейшем, в 519-512 до н. э., персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии, раздвинув пределы государства от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, Армянского нагорья на севере и первого порога Нила на юге.

ж) … последний царь Лидии с 560, значительно расширил территорию своего царства. Разбит и взят в плен Киром II, а царство присоединено к Персии (546). Богатство… вошло в поговорку.

з) Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул …, что значит “Первый император династии”. Он сразу же установил жесткую, централизованную систему управления страной: поделил ее на округа, границы которых не совпадали с границами покоренных царств, и назначил своих наместников.

и) … был от природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего, он позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия.

4. Конкурс. “Семь чудес света”.

Участники команд называют все семь чудес света и рассказывают о каком-либо одном, расположенном на Востоке (домашние задание).

5. Конкурс. Болельщики задают вопросы команде соперника. Оценивается грамотно поставленный вопрос и правильный ответ.

6. Конкурс. Ораторское искусство. Готовится участник пока проходит 5 конкурс.

Мы знаем, что многими открытиями, сделанными в странах Древнего востока, люди пользуются и сейчас. Оратор должен убедить, что открытие, о котором он рассказывает, самое важное для нас.

7. Конкурс. “Оживи контурную карту”.

Команде дается чистая контурная карта (одинаковая для 2-х команд).

Задача команды нанести на карту как можно больше названий.

Болельщикам также даётся задание. Они должны сложить пазл и сказать что изображено на картинке.

8. Конкурс. “Исследование документа”.

Команда получает документ и должна рассказать, что это за документ, в каком государстве появился и в связи с какими событиями о чём рассказывает”.

Битва при Мегиддо.

Древнеегипетский летописец рассказывает об одном из походов Тутмоса против города Мегиддо, расположенного в Палестине. На пути войск фараона лежали горы.

Вельможи предостерегали: “К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход”. Но Тутмос сказал: “Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов”. Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже. Они срывали с убитых и раненых пояса с золотыми пряжками и кинжалы в серебряной оправе. Время было упущено — ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и, разорив его, вернулись в Египет с огромной добычей.

Поучение писцов ученикам.

Будь писцом — он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы у ног владыки Египта и внимают словам его. Писец — язык его величества, он выполняет предначертанное им. Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча, чтобы не слышно было ни звука из уст твоих. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют.

Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осел. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам,— и ты будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, будучи доставлена с юга. Обучают даже львов и объезжают лошадей, но не тебя. Ты поступаешь по-своему.

9. Конкурс. Рассмотри и ответь. (Используем слайды презентации см. Приложение).

10. Конкурс. “Угости гостя”.

Страны Востока славятся своими дарами и гостеприимством. Команды готовят угощение команде соперника и представляют его. Для угощения используют продукты, традиционные в какой-либо восточной стране.

В конце урока-игры подводятся итоги, и награждается команда-победитель.