Пояснительная записка
Пропедевтический курс истории Д.Д. Данилова входит в образовательную область “Окружающий мир”, в рамках образовательной системы “Школа-2100”.
Изучение курса начинается с третьего класса, представленного учебно-методическим комплектом “Моё Отечество”. Комплект посвящён нашей стране России. Изучение общества начинается со знакомства с национально-государственными ценностями, достижениями, на примерах раскрывается важнейшие общественные взаимосвязи.
Курс четвёртого класса представляет учебно-методический комплект “Человек и человечество”. К уровню “моя страна – Россия”, добавляются новые знания “человечество как самый широкий уровень моего общества”.
Хотелось бы отметить, что практически каждый урок курса – это открытие нового знания, в том числе и урок, который представлен здесь.
Этот урок является первым в 4 разделе учебника “Многоликое человечество”.
Основная задача раздела: раскрыть неоднородность современного человечества, обозначить те крупные общности, из которых оно состоит. Определить к какой части человечества принадлежит каждый из учеников.
Данный урок построен с использованием новых мультимедийных технологий, что позволило сделать материал урока наглядным, тем самым заинтересовать детей к изучению данной темы. Также в данном уроке использованы методы самостоятельной групповой работы, самостоятельной рефлексии, что позволило детям “пропустить материал урока через себя”. Это привело к лучшему пониманию взаимоотношений в человеческом обществе.
Тема урока: “Короли, президенты, граждане”.
Главная познавательная задача: Осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. Важно при этом, что любое государство, вне зависимости от его размеров, местоположения, цветов флага, имеет право на суверенитет и самостоятельное решение своих внутренних проблем.
Познавательные задачи второго порядка: Осознание учениками различий между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство (диктатура) и существующих в них органах власти – парламент, президент, диктатор.
Знакомство с основными политическими правами человека: право на участие в управлении собственным государством, свобода слова.
Оборудование: учебник Д.Д. Данилова “Человек и многоликое человечество”, рабочая тетрадь Д.Д. Данилова, политическая карта мира, мультимедиапроектор, слайдовая презентация урока
Ход урока
Деятельность учителя | Действия, ответы учеников | ||||||||||
I. Организационный момент II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации |
|||||||||||
2.1 – Скажите, кто изображён на заставке
нашего урока? (слайд №1) - Что общего у всех этих иллюстраций? - Как мы называем всех людей, живущих на земле? - Прочитайте, как называется новая глава учебника и первый урок этой главы? - Почему в заставке нашей главы и урока иллюстрации? 2.2 Использование приёма “Знаем, не знаем”:
|
Ответы детей Человечество “Многоликое человечество” “Короли, президенты, граждане” Ответы детей
Таблица составляется из ответов детей |
||||||||||
III. Открытие нового знания | |||||||||||
- Давайте разберёмся, кто же здесь
изображен. 3.1 Слайдовая презентация: - Фидель Кастро – председатель верховного совета (президент) республики Куба. - Елизавета II - королева Великобритании. - Мао Дзе Дун - политический деятель Китая (дети – граждане Китая). - В.В. Путин президент Российской Федерации. / по мере того как называются государства, они показываются учителем на политической карте/ - Подведём итоги: здесь изображены королева одного государства, президент второго, граждане третьего. Что у них общего? Чем отличаются? 3.2 – Давайте проверим правильность нашего вывода, обратимся к тексту учебника. |
Все люди, которые составляют единое
человечество. Представляют разные государства Читают текст с. 87 до основной мысли |
||||||||||
IV. Расширение нового знания: | |||||||||||
4.1 – Какие государства вы знаете? - А как вы думаете, сколько всего государств на Земле? - Как отличить одно государство от другого? Рассказ учителя: В современном мире существует около 200 государств. Каждое из них имеет свою территорию и границы. Здесь живут граждане государства, действуют его законы, поднимается его флаг, звучит гимн. Все эти символы указывают на независимость государства и его самостоятельность. Самым большими государствами в мире являются: Россия, Канада, США, Китай (показ на карте). Их территории огромны и для того, чтобы какую-нибудь из этих стран пройти пешком, например, с Запада на Восток, может потребоваться больше года. Даже на самолёте придётся лететь несколько часов. А есть и очень маленькие государства, такие как Сан-Марино – одна большая гора в Европе или Науру маленький остров в Тихом океане. Эти государства можно обойти пешком за пол дня. 4.2 Работа с контурной картой. - Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и на контурной карте обведите границы самых больших государств. Опираться можно на карту в учебнике. 4.3 Смысловой фрагмент “Монархия и республика”. - Скажите, государства отличаются только размерами и флагами? - Давайте причитаем, чем ещё могут отличаться государства друг от друга? - Чем отличаются государства друг от друга? - Какие формы правления вы узнали? - Отличаются ли они друг от друга? -Сейчас я предлагаю вам разбиться на две группы и определить: 1 группе – признаки республики; 2 группе – признаки монархии. - Слово 1 группе 2 группе Как итог сравнительная таблица (слайд):
- В нашей стране форма правления, какая? Докажите. 4.4 Работа с иллюстрацией: - Обратите своё внимание на иллюстрации в учебнике стр. 90. Определите, на каких изображены главы республик, а на каких главы монархий? 4.5 Смысловой фрагмент “Демократия и диктатура” - Ещё государства можно разделить на демократические и недемократические. Вспомните, пожалуйста, что такое демократия? - А как же тогда государства могут быть недемократические? Предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 91-92. - Как по-другому можно назвать управление в недемократических государствах? - Что такое парламент? В чём заключается его деятельность? - что же в современном мире считается общечеловеческим законом? 4.6 Посмотрите на иллюстрации: “Свобода и несвобода в современном мире”. - В каких случаях на рисунках изображены жители демократических государств, а в каких – жители диктаторских государств? |
Ответы детей Работают в тетради Нет Читают текст учебника с. 90 Формой правления Монархия и республика Да Работа в группах Ответы детей Ответы детей Ответы детей Народовластие Самостоятельная работа Диктатура Собрание народных депутатов, законодательная функция Ответы детей Ответы детей по рисункам |
V. Итог урока:
- В общем тема урока исчерпана. И я
хотела бы дать вам домашнее задание. Но для того
чтобы определить сможете ли вы его выполнить,
предлагаю вам оценить себя по тесту. 1 Единое человечество состоит из граждан разных государств. 2 Монархией называют те государства, в которых главой является президент, власть передаётся в результате народных выборов. 3 Республиками называют те государства, в которых главой является король, власть передаётся по наследству. 4 Государства можно разделить на демократические и недемократические. 5 В современном мире считается общечеловеческим правилом – законом - право каждого человека на участие в управлении своим государством. 6 Человек может спорить и осуждать существующее правительство в газетах, на телевидении, по радио, даже если он кого-то оскорбляет и нарушает закон. Это свобода слова. - Перед вами 6 утверждений – ваша задача определить какие из них верные, поставить знак “+”, какие неверные поставить знак “- “. (тест есть у каждого ребёнка) Ключ: 1 + 2 – 3 – 4 + 5 + 6 - |
Самооценка |
VI Домашнее задание: | |
Учебник стр. 87 – 92 читать, отвечать на вопросы на стр. 92. | Запись д/з в дневник. |