Современное общество живет в эпоху научно-технического прогресса.
Наука позволяет находить оптимальные решения в различных ситуациях, указывает пути исследования еще не решенных проблем, подсказывает, куда в данный момент необходимо направить силы и средства. Развитие науки стало важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека – и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовных устремлений.
Науку нередко определяют как инструмент, предназначенный для производства знаний. Неполным будет определение науки как системы знаний, совокупности тех сведений о строении мира и законах природы, которые получены в результате научных исследований.
Наука – это прежде, всего человеческая деятельность по производству знаний, одна из форм общественного сознания, включающего в себя также мораль, искусство, философию и религию. Достижения науки оказывают огромное влияние на массовое сознание, на осмысление человеком своего места в обществе и мироздании.
Ее роль в духовной жизни общества сравнима по своему значению с практическими приложениями результатов научных исследований.
Таким образом, наука – это общественный феномен. Развитие ее обусловлено не только внутренней логикой. Определяющее значение имеют потребности общества, то есть проблемы, которые назрели в процессе развития человечества. Как говорят классики, наука в наше время становится непосредственной производительной силой, одним из ведущих факторов социального и экономического развития общества.
Эти исследования определяются не внутренней логикой развития науки и не индивидуальными наклонностями самих исследователей, а политическими установками того общества, к которому они принадлежат и которому они служат.
Поэтому, не случайно первостепенное значение в современном мире приобрела проблема гуманизации науки. Речь идет не только о том, чтобы способствовать в первую очередь развитию тех научных направлений, которые могут принести максимальную пользу людям, но и о том, чтобы исключить возможность достижений естествознания во вред всему человечеству или отдельным людям. Задачу, о которой идет речь, должны решать не только ученые, но все прогрессивные силы современного человечества. От этого зависит будущее земной цивилизации.
Одной из важнейших особенностей научного подхода к познанию реального мира является стремление проникать во все более глубокую сущность природных процессов. Это стремление основано на убеждении в том, что все без исключения, даже самые “сокровенные”, мировые явления имеют естественные причины, подчиняются естественным закономерностям, и поэтому, в принципе, должны существовать способы, позволяющие эти причины и закономерности выявить и изучить.
На каждом этапе развития науки существует свой порог, зависящий от уровня существующих знаний. Одним из правил науки является постоянное стремление и преодоление в познании достигнутых пределов. Вся история естествознания убедительно показывает обоснованность и необходимость подобного подхода, побуждающего ученых к постоянному научному поиску все более действенных средств научного исследования.
Развитие науки – это бесконечная цепь последовательных приближений к истине, каждое из которых исправляет и дополняет предшествующие представления.
Не только материальный мир как целое, но и любой реальный конкретный объект неисчерпаем. Любой конечный объект, с одной стороны, является частью бесконечного мира, существующего вне его, а с другой стороны – содержит бесконечное в самом себе, по образному выражению “наполнен бесконечностью”.
Научное познание мира начинается с наблюдения различных явлений природы. Эти наблюдения осуществляются как непосредственно, с помощью наших органов и чувств, так и посредством различных приборов и инструментов, расширяющих возможности человека во все более углубленном изучении явлений.
В процессе познания анализ и осмысление результатов наблюдений приводят к построению гипотез - теоретических конструкций, призванных связать все известные факты в единую систему, объяснить их с единой точки зрения. Как правило, гипотеза – это только первое приближение к действительности, поскольку обычно она строится на ограниченном числе фактов. Она скорее рабочий инструмент. Позволяющий упорядочить изучение проблемы, организовать дальнейший научный поиск, в частности, определить пути выявления новых дополнительных факторов, способных углубить наше знание в данной области.
В результате последующих исследований, а иногда благодаря прогрессу в смежных областях открываются новые, неизвестные ранее факты. Какая-то их часть может хорошо укладываться в существующую гипотезу, способствуя ее уточнению, и углублению. Но некоторым фактам дать удовлетворительное объяснение в рамках действующей гипотезы не удается. Могут быть обнаружены факты, вступающие с ней в противоречие.
Это приводит к пересмотру существующей гипотезы, ее видоизменению и обобщению, с тем, чтобы она охватывала все известные факты – и старые, и новые. В отдельных случаях от первоначальной гипотезы приходится даже отказаться вовсе.
После ряда последовательных шагов и усовершенствований гипотеза превращается в теорию, охватывающую на основе надежно установленных природных закономерностей большое число фактов и способную предсказывать новые факты, еще неизвестные.
Однако и на этом процесс научного исследования не завершается. В бесконечно разнообразном мире всегда будут существовать явления, расположенные за пределами известной области. Более того, как справедливо заметил древний мудрец, чем шире круг наших знаний, тем больше линия соприкосновения с неизвестным.
Открытие явлений лежащих за границами применимости той или иной научной теории, приводит к построению теории более общей, способной охватить как прежние факты, так и новые. Очень важно, что при этом прежнее знание не отвергается целиком. Отбрасываются только “ заблуждения”, а теоретические знания, которые подтверждаются опытом, они сохраняются. Но эти границы определяются четче, а прежние теории включаются в новые более общие в качестве частных или предельных случаев. Это положение, получившее название “ принципа соответствия”, представляет собой один из краеугольных камней методологии научного познания. Что же касается выявленных “ заблуждений”, то и они играют существенную роль для развития научного познания, отсекая ложные бесперспективные пути.
Следует отметить, что никакие изменения в научных представлениях о строении и формах движения материи не могут опровергнуть реальности окружающего нас мира. Любые явления, обнаруженные в природе, какими бы удивительными и необычными они ни казались в свете существующих представлений, не могут поколебать наших материалистических представлений о природе. Наоборот, открытие диковинных явлений – это только лишнее подтверждение диалектического материализма.
Диалектический ход развития науки отражает не только специфические особенности процесса научного познания, но и диалектику самого реального мира.
Главным критерием достоверности научных знаний является их соответствие реальности, которое проверяется опытом, практикой. Критерий практики как высший критерий истины всегда в той или иной форме присутствует в научных исследованиях.
Одним из самых ярких и убедительных доказательств достоверности научных знаний о мире, того, что наука, верно отражает окружающую действительность, является история познания Вселенной. И это несмотря на то, что астрономы- исследователи находятся в значительно более сложных условиях, чем представители любой другой области современного естествознания. Все интересующие их объекты находятся на огромных расстояниях от Земли. И почти все сведения, которыми располагает современная астрономия, получены косвенным путем – в результате анализа различных космических излучений, несущих информацию о процессах, происходящих во Вселенной.
Наиболее убедительным подтверждением достоверности астрономических знаний явились результаты исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами. Эти исследования принесли немало ценной информации о строении планет и их спутников, но самое главное – они доказали правильность построения гипотезы исследования в теоретическом аспекте познания.
Таким образом, окружающий нас мир полон многообразия и един в своей материальности. Это значит, что в нем нет ничего, кроме материи, не существует никаких потусторонних, сверхъестественных сил, независимых от материи и стоящих над ней принцип материальности мира – основополагающий принцип материализма. Из этого принципа вытекает уже известный нам вывод о том, что любое явление природы должно иметь естественные причины и подчиняться естественным закономерностям.
Каждое явление представляет собой следствие какого-то другого или каких-то других явлений и в то же время само служит причиной новых явлений.
Существование причинно-следственных цепей – одно из наиболее общих и фундаментальных свойств окружающего мира. Однако последовательное чередование явлений во времени еще не означает причинно-следственных отношений между ними. То, что одно явление наступает после другого, еще не доказывает, что первое есть причина второго.
Изучение естественных причин различных явлений – одна из важнейших задач науки. В природе чистая связь между явлениями не реализуется практически никогда. Даже самые простейшие явления связаны между собой и с другими явлениями бесконечно сложными и многообразными взаимосвязями. Однако, в процессе научного исследования в большинстве случаев удается выделить ведущее отношение, которое является определяющим, превалирует над остальными. Именно такая идеализация и обеспечивает возможность практического изучения тех или иных явлений природы.
Когда мы говорим, что материя движется (а материя неотделима от движения), то подразумеваем под этим движением любые, более сложные его формы. Движение (в широком смысле слова) - это всякое изменение вообще, оно подчинено определенным объективным законам, не зависящим от человека и человечества. Познавая их, человек формулирует законы науки.
Еще философы древности на основе наблюдений за различными явлениями природы высказывали мысли о всеобщей необходимости, повторяемости и гармоничности мировых процессов, приближаясь к пониманию естественного хода природных процессов.
Но только в 17-18 столетиях в результате развития точных наук – механики, математики, астрономии – понятие закона природы стало приобретать конкретно-научное содержание, в первую очередь в трудах Р.Декарта, П. Монтескье и П. Гольбаха. Однако в эпоху механистических представлений о природе, когда все явления сводились к механическому движению, законы природы фактически отождествлялись с законами механики.
Следующий шаг был сделан И.Кантом и в особенности Г. Гегелем, который подошел к вопросу о законах природы с позиций диалектики. В частности, Гегелю принадлежит определение закона природы как “существенного отношения”.
Любой объект, явление, процесс, любое изменение должны подчиняться определенным естественным законам. Мир, лишенный естественных законов, представлял бы сплошной хаос, в котором не было бы ничего устойчивого. В таком мире одинаковые начальные условия всякий раз приводили бы к различным последствиям. Мало того, подобный “хаотический” мир был бы недоступен научному исследованию, в нем ни человек, ни жизнь вообще не могли бы существовать.
Наличие объективных законов природы делает окружающий мир познаваемым. С другой стороны, тот факт, что реальный мир доступен научному познанию, является убедительным свидетельством в пользу существования объективных законов и материального единства мира.
А из принципа материального единства мира вытекает принцип единства законов природы. Принцип этот, однако, не следует понимать буквально, как иногда, к сожалению, случается. Единство объективных законов природы отнюдь не означает, что все эти законы универсальны и действуют всегда, везде и при любых обстоятельствах.
Единство законов природы состоит в том, что они носят всеобщий характер. “Самый глубокий фундамент науки, - отмечал знаменитый физик Н. Бор, - это уверенность в том, что в природе одинаковые явления наступают при одинаковых условиях”.
Так можно говорить об однородности Вселенной на уровне законов: в одинаковых условиях действуют одни и те же законы. Более того, законы природы образуют стройную систему. Если это было не так, то описание Вселенной в рамках современной физики вообще бы оказалось невозможным.
Именно неоднородность Вселенной на уровне законов, их системный характер обеспечивают применимость фундаментальных физических теорий к явлениям больших космических масштабов, в том числе к таким явлениям, которые мы на данном этапе развития науки не можем непосредственно наблюдать.
Иногда приходится слышать утверждение о том, что существует “ химическое”, физическое”, или “биологическое” единство мира. Но такое утверждение совершенно неправильное. Никакого химического единства мира не существует в действительности. Химический состав различных космических объектов далеко не одинаков – он определяется конкретными условиями. То же самое относится к физическому и биологическому и прочим надуманным единствам мира.
Литература
- Г.В.Ф. Гегель., Философия религии, в 2-х томах, М., изд-во “Мысль”,1980.
- И.П. Смрнов., Человек-Образование-Профессия-Личность,монография,М., изд-во УМИЦ “Граф-Пресс”, 2002.