Цели:
- пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы;
- повторение и закрепление знаний учащихся по теме;
- сплочение учащихся в единый коллектив.
Оборудование урока:
- Вопросы для игры.
- Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации репродукции художественных полотен.
- Магнитофон для музыкального оформления игры.
- Таблица подсчета итог8ов для жюри.
Правила игры: В игре участвуют 2-6 команд. При проведении игры в одном классе, класс делится на две команды. Можно также провести игру между учащимися параллельных классов. Выступления команд оценивается жюри, в которые могут входить ученики старших классов.
I. Конкурс. Разминка. Блиц-турнир.
- Назовите самое знаменитое сооружение на острове Крит. (лабиринт)
- Как звали мифологического героя, совершившего путешествие на остров Крит? (Тесей)
- Кто считается автором поэмы “Илиада”? (Гомер)
- Какой год войны описывается в поэме? (9-й, 10-й годы)
- Кто был лучшим воином у греков? (Ахилл)
- Кто был лучшим воином у троянцев? (Гектор)
- С каким городом связано название поэмы Гомера? (Троя-Илион)
- Назовите родной остров Одиссея. (Итака)
- Сколько лет продолжалось странствие Одиссея? (20 лет)
- Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)
- Как звали богиню, помогавшую Одиссею? (Афина)
- Где находился город Троя? (в Малой Азии)
- Кто “открыл” древнюю Трою? (Шлиман)
- Что явилось главной заслугой Солона? (освобождение греков от долгового рабства)
- Какая форма правления была заложена в Афинах в результате реформ Солона? (республика – демократия)
- Кто решал в Спарте судьбу новорожденного ребенка? (Совет старейшин)
- Как учили говорить спартанцев? (лаконично – кратко)
- В честь какого бога проводились Олимпийские игры? (Зевса)
- Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
- Чем награждали победителей игр? (железным диском, лавровым венком, бесплатными билетами в театр, бесплатными обедами, устанавливали статую или бюст, освобождали до следующих игр от налогов)
- Когда в Древней Греции никто не воевали. (во время Олимпийских игр)
- Чем закончилось персидское вторжение в Грецию? (поражением персов)
- кому принадлежала верховная власть в Афинах? (народному собранию)
- Кто учился в греческой школе? (граждане-мальчики)
- Кто положил начало исторической науке? (Геродот)
- Кто в Афинах являлся страстным и непримиримым противником Филиппа Македонского? (Демосфен)
II. Конкурс. “Установите соответствия”.
1.
Солон | Ольвия |
Эсхил | Аттика |
Мильтиад | Филипп |
Александр Македонский | Фемистокл |
Перикл | Аспасия |
Ответы:
Солон – Аттика
Эсхил – Ольвия
Мильтиад – Фемистокл
Александр Македонский – Филипп
Перикл – Аспасия
2.
Перикл | Парменион |
Александр Македонский | Завоевательный поход в Индию |
Аристотель | Марафонская битва |
Мильтиад | Битва при Херонее |
Филипп II | Строительство Афинского акрополя |
Фидий | Систематизация научного знания |
Ответы:
Перикл – Строительство Афинского акрополя
Аристотель – систематизация научного знания
Александр Македонский – Завоевательный поход в Индию
Мильтиад – Марафонская битва
Филипп II – битва при Херонее
Фидий – Парменион
III. Конкурс. “Кому принадлежат слова?”
- “Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнце” (Диоген)
- “Стыдись, Александр, ты наш царь и полководец, но не бог!” (Клит)
- “Государь, к науке геометрии нет царской дороги”. (Евклид)
- “Нет такой крепости, которую бы не взял осел, нагруженный золотом”. (ФилиппII)
- “Отец успеет захватить все, так мне не удастся совершить ничего великого”. (Александр Македонский)
- “Я не краду победу” (Александр Македонский)
IV. Конкурс. “Угадай понятие”.
Выбирается по одному представителю от каждой команды. Перед каждым представителем на (по очереди) появляется слайд на видеопроекторе) с понятием, которое он должен угадать с помощью своей команды.
- Демократия. Агора.
- Аристократ. Илоты.
- Театр. Стратег.
V. Конкурс. “Что объединяет эти имена и названия?”
Появляются слайды с изображением героев, городов, представители от команд отвечают на вопрос или их имена на слайдах. Приложение)
- Аристофан. Софокл. Эсхил. (поэты)
- Дракон. Солон. Фемистокл. Перикл. (общественные деятели)
- Херсонес. Ольвия. Пантикапей. (города - колонии греков в северном Причерноморье)
VI. Конкурс. “Что является лишним в ряду?”
На слайдах появляются поочередно слова рядами.
- Орфей. Геракл. Тезей. Геродот. Ясон.
- Ахилл. Гектор. Гомер. Патрокл. Одиссей.
- Кир. Леонид. Дарий I. Ксеркс. Гектор.
VII. Конкурс. “Верите ли вы, что…?”
- Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои? (Да).
- Солон распорядился отпустить на волю всех должников на собственной родине? (Да).
- Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие точные ответы? (Да)
- Весной 480 г. до н. э. войска персидского царя Ксеркса переправились из Азии в Европу через пролив Геллеспонт. (Да).
- Ионический орден отличался массивность и отсутсвием украшений? (Нет).
- зарождение театра в Греции связано с празднествами в честь Бога Зевса. (Нет).
- Перикл ввел плату за исполнение государственных должностей. (Да).
- В Элладе самым богатым городом считались Афины. (Да).
- Бронзовую статую Афины, украшавшую Акропль, создал Мирон. (Нет).
VIII. Конкурс. “Крылатые выражения”.
Как возникли следующие крылатые выражения? В каких случаях их можно употребить в наши дни?
“Лаконичная речь?” (простое и краткое выражение своих мыслей).
“Филиппика” (грозная обвинительная речь).
“Разрубить гордиев узел” (разрешить какое-либо сложное, запутанное дело)
Подведение итогов. Вручение грамоты команде-победительнице. Выставление оценок.