Технология мониторинга достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла

Разделы: История и обществознание


В соответствии с современными воззрениями при анализе качества урока нельзя ограничиться оценкой усвоения уровня знаний, умений и навыков. Не менее важно оценить урок под углом зрения того, насколько он стимулирует динамику в воспитании и развитии учащихся. Она становиться заметной на протяжении целой серии уроков, отражая воздействие не только преподавателей общественно-научного цикла, но и других учебных предметов и влияния общественной жизни в широком смысле слова.

Мониторинг рассматривается в теории социального уровня как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведённых педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям. Очевидно, является связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной основой мониторинга. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ними. Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология мониторинга достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла. Цель заключается в разработке технологий мониторинга достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла.

Мониторинг связан с качеством образования. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остаётся одним из показателей качества образования). Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривается во всех направлениях. Мониторинг должен осуществляться системно, для того чтобы осуществлять проведение полноценного сравнения, определять учебную деятельность на долгий срок. Системность не означает простой сбор данных, а является механизмом внутреннего контроля. Основными идеями здесь будет являться следующие:

- Мониторинг должен быть тщательно спланирован и основан на конкретном знании ситуации в конкретном классе.

- Проведение анализа мониторинга и последующие шаги базируются на демократических принципах, например: совместное принятие решений разделения ответственности, способность разрешать конфликтные ситуации и решать проблемы, общепринятые нормы и ценности, адекватное руководство и благоприятный климат.

- Процедура проведения проверки и составления анализа должна быть понятна всеми включёнными в процесс.

Механизм проведения системного изучения уровня знаний класса проводится на основе научных изысканий в области образования и изучений передового опыта. Если теоретически разработать и внедрить в практику образовательного процесса технологию мониторинга достижений учащихся, то уровень качества образования повысится.

Большое внимание данной проблеме уделял английский дидакт А. Ромишевски. Он, в частности, пишет, что цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие возможности развития и такие условия, которые дадут ребёнку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности.

Нельзя не согласиться с тем, что данная формулировка ставит задачей образования обеспечение условий, которые должны в свою очередь повлиять на развитие способностей и возможностей учащихся, и мониторинг как нельзя лучше может помочь в этом.

Американский учёный Б. Блум ввёл понятие «таксономия» (от греческого расположение по порядку).

Оно означает такую классификацию и систематизацию материала, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и расположена последовательно, по нарастающей сложности.

По этому принципу строится технология мониторинга от более лёгких заданий классу к более сложным. Эта система получила широкую международную известность, её используют при планировании обучения и оценки её результатов, она служит надёжным инструментом при проверке заданий.

Многие зарубежные дидакты Дж. Брунер, Х. Таба, Крецберг, Познер и др. на протяжении десятилетий ведут разработки, в которых заложена общая идея: преодолеть противоречие между «заранее определённым и предписанным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности ученика и их содержания в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и ситуационными потребностями». Такое обучение ставит целью активизировать учебный процесс придать ему исследовательский характер.

Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Формирование новых знаний, как правило, происходит путём перестройки или изменения уже имеющихся представлений, о возможном, требуют отказа от них. Перестройка имеющихся знаний должна быть такая, в которой сведения по изучаемой теме могут не столько облегчить, сколько усложнить учебные познания. Это в свою очередь означает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся, используя различные виды учебного диалога, опору на воображение, работу с концепциями, моделями и тд.

Автор опыта, опираясь на известные в науке методы и приёмы мониторинга качества образования, сформулировал собственную систему отслеживания достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла. Были систематизированы методы, приёмы и формы организации деятельности студента и структурированы по курсам изучения предметов общественно-научного цикла.

Под достижениями по предметам общественно-научного цикла понимается:

- знание содержания и последовательность действий, план работы
- знание в области применения умения и навыка, понимание особенности источников общественно-научного цикла (карты, схемы, текст учебника и т.д.)
- практически пользоваться этими знаниями в любой ситуации (учебной, бытовой и т.д.), в том числе новой
- развитие и воспитание личности учащегося.

Чтобы провести мониторинг за знаниями учащихся, можно использовать следующие методы: наблюдения, собеседования, тестирования, опорные конспекты, схемы.

1) наблюдая во время урока за учащимися можно заметить, включился ли он быстро в работу, уверенно ли пользуется текстом учебника и другим учебным материалом.

2) более глубокий метод отслеживания знаний по предметам общественно-научного цикла даёт собеседование, когда при помощи правильно подобранных вопросов выясняется уровень знаний ученика или его пробелы в знаниях определённой темы или вопроса.

3) тесты могут применяться как при первичном контроле за усвоением определённой темы, так и на итоговом контроле за знаниями учащихся.

4) опорные конспекты и схемы так же помогают отследить определённый уровень знания и развития учащегося, так как, составляя схематично план своего ответа, учащийся учится оформлять свои знания в сжатом логическом виде, беря за основу всё самое важное из изучаемого материала.

При отслеживании результатов развития личности можно использовать такие методы, как:

1) исследовательский (работа с источниками и документами)
2) конспектирование (написание творческих рефератов по теме).

Для одних конспект может составлять только мысли автора, для других – передача смысла статьи своими словами и собственными выводами.

При таком способе мониторинга легко можно выявить группу более подготовленных учащихся и менее подготовленных к самостоятельному осмыслению учебного задания, и даже уровень внутреннего развития и способности каждого учащегося.

Творческие задания такие, как:

1) написание рефератов
2) составление самостоятельных тестов
3) кроссвордов

несут в себе практическое начало. Учащийся в ходе такой работы может раскрыться по-новому, как интересная творческая личность.

Самым сложным в учебном процессе является мониторинг воспитательного воздействия урока. Здесь можно использовать:

1) наблюдения
2) социологический опрос
3) личное сочинение.

Наблюдая за учеником во время урока, можно сразу отследить степень воздействия данной темы или исторической личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу, пассивное участие в нём, дисциплина на уроке).

– социологический опрос может содержать следующие вопросы: «Какие черты изученной нами исторической личности Вам особенно близки (понравились), а какие для Вас неприемлемы?».

Результаты можно свести в таблице на классной доске.

Иногда на предметах общественно-научного цикла уместно написание сочинения и собственные выводы к нему. Темы сочинений должны быть поставлены таким образом, чтобы раскрыть духовный мир учащегося, его интересы, проблемы, воспитание.

Например, «Как вы оцениваете молодёжную культуру, её плюсы и минусы?»

Результаты такого сочинения помогут в проведении воспитательной работы в учебном заведении, помогут выбору правильных методов и приёмов в ходе урока и во внеурочное время, для воздействия на конкретную личность и класс в целом.

Для отслеживания всего изложенного выше, а также уровня познавательного интереса к предмету, необходимо в начале и в конце учебного года (особенно в новых группах) провести следующий мониторинг. Вопросы могут быть самыми разнообразными.

Вопросы. Начало года. Конец года.

1) Не понял объяснения преподавателя.

2) Жалобы на плохую память, внимание.

3) Не интересен предмет

4) Не уверен в своих силах.

20%

15%

26%

40%

2 – 3%

5%

10%

15%

Данный опыт может быть изучен и использован в общеобразовательных школах, колледжах, а также отдельными педагогами, которые хотят поднять уровень своего педагогического мастерства.

Литература.

1) Гроу. М. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы-М., 1972 г.
2) Кузнецов А.А. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ-М., 1987 г.
3) Кузнецов А.А. Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов (образовательные стандарты и контроль качества образования) – Вологда, 1996 – с. 60-66.
4) Макарова Т.Д. Обеспечение итогового контроля (образовательные стандарты и контроль качества образования) – Вологда, 1996 – с. 67-77.
5) Макарова Т.Д. Пилотный проект «Оценка достижений»: опыт Вологодской области Федеральный и национально-региональный компоненты государственных образовательных стандартов – Якутск, 1996 – с. 165-173.
6) Разумовский В.Г. Маленькие секреты большого успеха. Педагогика – 1993 №2 – с.111 – 115.
7) Страут Е.К. Государственный образовательный стандарт и возможности развития учащихся МЦНТИ М., 1995 – с.242-243.