Открытый урок по теме: "Экскурсия по Йошкар-Оле"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели и задачи урока:

  • знакомство с новым лексическим материалом;
  • закрепление темы “Йошкар – Ола” через диалоги;
  • научить любить и бережно относиться к городу и памятникам;

Оборудование:

  • видеофильм о городе;
  • карта экскурсии по городу;
  • кассета с песней А. Эшпая “Йошкар – Ола”;
  • выставка фотоальбомов и книг о городе;

Ход урока

  1. оргмомент;
  2. речевая зарядка;
  3. основная часть;
  4. заключение;
  5. домашнее задание;

Урок

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! (Салам лийже, йоча-влак!). Сегодня я вас приглашаю на экскурсию по городу Йошкар-Ола. Мы с вами пройдемся по улицам и площадям города и познакомимся с достопримечательностями Йошкар-Олы. Как вы уже догадались сегодня мы на уроке обобщим изученный материал по теме “Йошкар – Ола”. Цели и задачи сегодняшнего урока: через диалоги познакомиться с новыми словами; научиться бережно относиться к историческим памятникам в городе. Давайте разделимся на две группы: жители города и гости города. Жители города – это экскурсоводы. (Экскурсоводы знакомятся с гостями (диалог)).

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Маша.

- Откуда ты приехала?

- Я приехала из Волжска.

- Где ты учишься.

- Я учусь в школе, и т. д.

Звучит песня Андрея Эшпая “Йошкар-Ола”.

- Дорогие, гости! Любой город начинается с вокзала. И в нашем городе находятся железнодорожный и автобусный вокзалы. Наша экскурсия начинается именно отсюда. Давайте посмотрим карту нашего экскурсионного маршрута:

Вокзал – улица Советская – площадь им. Ленина – национальная библиотека им. С. Чавайна и музыкальное училище им. И. С. Ключникова – Палантая - Парк Культуры – Вознесенская церковь – микрорайон Сомбатхей.

Перед тем как пойти на экскурсию мы посмотрим кинофильм об истории города. (Рассказ учителя по фильму):

В 1584 году по указу русского царя Ивана Грозного на берегу реки Малой Кокшаги был построен город-крепость. Город первоначально назывался Царевококшайском. Марийцы называли Чарла. Город был очень маленьким и грязным. Все дома в городе были деревянные. Город украшали только церкви, их было пять: Вознесенская, Воскресенская, Иерусалимская, Троицкая, Тихвинская. В городе проживало около ста человек. В 1918 году город переименовали в Краснококшайск, а 1928 году городу дали марийское название – Йошкар-Ола, в переводе означает “Красный город”. С этого времени город начинает расти и процветать.

После просмотра фильма рассказывает первый экскурсовод:

- В 1928 году в Йошкар-Олу пришел первый поезд. С этого времени наладилась взаимосвязь с другими городами нашей страны. В настоящее время каждый день ходят поезда по разным направлениям.

Второй экскурсовод:

- Из вокзала мы идем по улице Советской. Это самая старая улица в городе. Раньше она называлась Новопокровской. На этой улице находятся исторические памятники: дом женской гимназии, дом купца Наумова, краеведческий музей им.

Т. Е. Евсеева.

Третий экскурсовод:

- Музей им. Т. Е. Евсеева был открыт в 1920 году. В залах музея находятся более 150 тысяч экспонатов, здесь богатые археологические и этнографические коллекции. История здания музея тоже интересна. С 1905 года здесь находилась городская тюрьма. Это здание было на окраине города, а в 1960 году его отреставрировали и передали музею (показ фотографий).

- Давайте повернем налево и мы с вами пришли в центр города. Центральная площадь – площадь им. Ленина. (Диалог с гостями).

- Что вы здесь видите?

- Марийский государственный театр им. Шкетана.

- Кто такой М. Шкетан? Зачем театр носит его имя?

- М. Шкетан – это драматург, актер и режиссёр.

- Какие ещё театры есть в городе?

- Кукольный театр, театр юного зрителя, театр оперы и балета им. Э. Сапаева, русский драматический театр им. Г. Константинова.

- Теперь пойдемте вперед. Здесь мы видим национальную библиотеку им. С. Г. Чавайна и музыкальное училище им. И. С. Ключникова-Палантая.

Четвертый экскурсовод:

Библиотека им. Чавайна построена в 1922 году. Эта библиотека самая большая в республике. Фонд библиотеки – более миллиона книг и газет. Библиотека носит имя основоположника марийской художественной литературы С. Г. Чавайна.

Музыкальное училище им. И. С. Ключникова – Палантая открыто в 1960 году.

И. С. Палантай является основоположником марийской профессиональной музыки.

- Жители города в свободное время любят проводить в Парке Культуры. Здесьнаходятся детские карусели, танцплощадка, кафе-бар “Аквариум” и мемориальный комплекс Воинской Славы.

Пятый экскурсовод:

Парк Культуры был открыт в 1940 году. На территории парка построен мемориальный комплекс Воинской Славы. Монумент Воинской Славы открыт в 1973 году. Вечный Огонь был зажжен 9 мая 1975 года.

- Давайте откроем учебники и познакомимся с стихотворением А. Букетова

“Йошкар-Ола” (чтение, перевод стихотворения).

- Теперь, дорогие гости, мы пойдем к Вознесенской церкви. Эта церковь является историческим памятником.

Шестой экскурсовод:

Эта улица Карла Маркса. Раньше называлась Вознесенской. На этой улице видим дом купца Пчелина и Вознесенскую церковь. Сейчас храм реставрируется, а в 1993 году церкви дали статус собора.

- Мы с вами немного устали, давайте подойдем к мосту им. Колумба. Мы можем здесь отдохнуть.

Седьмой экскурсовод:

По середине города протекает река Малая Кокшага. Правый и левый берега реки связаны мостами. Их всего пять: Вантовый, Центральный, мост им.

В. Колумба (марийский поэт), Вознесенский и Вараксинский. На правом берегу Малой Кокшаги расположен новый микрорайон Сомбатхей, который построен по венгерскому проекту и означает дружбу между марийским и венгерским народами (просмотр небольшого видеофильма).

- Мы возвращаемся на вокзал. На этом наша экскурсия по городу закончилась.

Подводим итоги (диалог с гостями об увиденном).

Домашнее задание: написать небольшое сочинение о своих впечатлениях по экскурсии. Выставление оценок за урок.

Урок окончен (звучит песня “Йошкар-Ола”).

Вывод.

Данная тема урока изучается по программе в качестве закрепления по всей теме “Йошкар-Ола”.

Я хотела бы увидеть в уроке целостное восприятие достопримечательностей города, их историческую значимость и бережное отношение, гордость и любовь к своему родному городу.

Основная форма проведения урока – урок-экскурсия. Выбрала такой ход экскурсии по городу потому, что с этим встречается каждый человек, который впервые приезжает в город. Хотела показать самое значимое, самое дорогое для города. В выборе формы прежде всего основывалась на то, какова будет деятельность ребят на уроке, их активность. Ребята самостоятельно проводят экскурсию, включаются в игру. На уроке хотела показать воспитательные моменты: эстетическую направленность (знакомство с архитектурными памятниками). Тут прослушивание музыки, просмотр видеофильма, эмоциональное восприятие ребят.

Урок интегрированный марийского языка с элементами истории и культуры марийского народа.

На уроке изучаем, повторяем и вырабатываем навык лексических замыслов, диалогических обращений, умение составлять рассказ по известным выражениям, включая новый лексический материал.

Урок достиг своей цели. Дети внимательны, они сопереживали всему происходящему на уроке. Результатом путешествия стало умение самостоятельно прочитать и понять текст, ведь для ребят изучение марийского государственного языка равно изучению иностранного языка.

Приложение