Интегрированный урок: история + ИЗО по теме: "Средневековые рыцари. Герб и его символика"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. обучающие—закрепление материала о структуре средневекового общества, теории 3-х сословий, структуре класса феодалов, рыцарях и их месте в обществе; изучение символики средневековых гербов (история создания гербов, их форма, знакомство с понятиями: геральдика, геральдическое животное, геральдическая поза);
  2. развивающие – выражение через символику цвета и формы личных качеств или особенностей истории рода, семьи; применение на практике художественных приемов и принципов (стилизация, контраст, симметрия, асимметрия); развитие творческих навыков работы с цветной бумагой, картоном в технике аппликации (коллажа); работа над созданием и защитой мини-проекта “Герб: мой или моей семьи”;
  3. воспитательные – установление связи образовательной, творческой деятельности с историей своей семьи, своего рода; создание ситуации, повышающей роль личностных качеств ученика, развитие умения выявить жизненные ценностные ориентиры.

Оформление и оснащение урока:

На доске

  1. плакат “Цвет в геральдике”.
  2. рисунки учащихся 6-го класса с изображением рыцарей, выполненные на предыдущих уроках
  3. записаны понятия: геральдика, геральдическое животное, геральдическая поза.
  4. появление в 3-м этапе урока макета герба, созданного учителем

Материал для работы учащихся на партах

  1. картонные шаблоны гербов (формат А3)
  2. белая бумага (ватман, формат А3)
  3. цветной картон, цветная бумага, цветная фольга, ножницы, клей.
  4. вспомогательный раздаточный материал: тексты о символике средневековых гербов (форма, цвет, символика геральдических животных, геральдических предметов, варианты заполнения поля герба).

Музыкальное сопровождение (аудиозапись) – средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”.

Урок делится на две части – теоретическую и практическую. По ходу урока выделены 4 этапа:

  1. актуализация знаний учащихся,
  2. изучение нового материала,
  3. выполнение практического творческого задания,
  4. итог урока — защита проектов (гербов)

Ход урока

Условные обозначения:

СУ – слова учителя (повествование)

ВУ – вопрос учителя

ОШ – ответ школьников

ЗЗ – задание

ВЗ – выполнение задания

1) Этап актуализации знаний

Урок начинает преподаватель истории Гуральник М. Я.

СУ – Серия предыдущих уроков была посвящена изучению общества средневековой Европы.

ВУ – На какие группы делилось средневековое общество?

ОШ – На сословия.

ВУ – Что такое сословия?

ОШ – Сословия – это большие замкнутые группы людей, различающиеся по своим правам и обязанностям, передающимся по наследству.

ВУ – Сколько и какие сословия были в европейском обществе?

ОШ – 3 сословия: духовенство, дворянство и крестьянство.

ВУ – Были ли связаны сословия между собой?

ОШ – Да – духовенство молилось за всех, дворянство защищало всех, крестьянство работало и обеспечивало всех пищей.

ВУ – Было ли однородным сословие дворянства?

ОШ – Нет. Были крупные землевладельцы – графы, средние землевладельцы – бароны, и безземельные рыцари – профессиональные воины.

ВУ – Каковы были главные занятия феодалов?

ОШ – Война, охота, турниры, пиры.

ВУ Какие качества воспитывались и воспевались у феодалов (рыцарей)?

ОШ – Отвага, мужество, щедрость, смелость.

СУ – Прослушайте отрывок из поэмы XIII века. Отметьте, о каких личных качествах средневекового рыцаря здесь говорится?

“Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права.
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели ”.
ОШ Бесстрашие, щедрость, отвага, честь.

ВУ – А было ли обязательно для рыцаря обучение, образование?

ОШ – Нет, большинство феодалов не знало грамоты.

ВУ – Как они получали информацию друг о друге?

ОШ – Они умели “читать” гербы, которые были у каждого рыцаря и изображались на щите.

СУ – Верно, у каждого рыцаря были свой герб и свой девиз.

Учитель обращает внимание ребят на доску и озвучивает тему урока.

ВУ – Что такое герб?

ОШ – Герб (польск. Herb < нем. Erbe наследство) – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях, щитах и т. д.

ВУ – Что такое девиз?

ОШ – Краткое изречение, поясняющее изображение на гербе.

Урок продолжает преподаватель ИЗО Широкова Н. А.

2) Этап изучения нового материала

СУ – Вы знаете многое о рыцарях и их жизни. О жизни рыцарей красноречиво говорят ваши рисунки, помещенные на доске. (Рисунок1)

ВУ – В каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?

ОШ – Например, на турнире, когда лицо рыцаря закрыто шлемом, а герольд, глядя на герб, изображенный на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

ВУ – Что мог герб рассказать о своем владельце?

ОШ – Например, по форме герба могли судить о том – откуда родом рыцарь.

ВУ – Сейчас мы проверим, можете ли вы определить – откуда происходил тот или иной герб, глядя на его форму.

Учитель показывает формы гербов (вырезанные из картона), а учащиеся определяют

– варяжский (норманнский)

– испанский

– немецкий

– французский

– итальянский

ВУ – Что еще можно было “прочитать”, глядя на герб? Что имело значение, кроме формы?

ОШ – Значение имел цвет или цвета герба.

Учитель обращается к плакату “Цвет в геральдике”

ВУ – Определите, какие цвета использовались в гербах?

ОШ

  1. красный
  2. желтый
  3. белый
  4. голубой
  5. черный
  6. зеленый
  7. синий

ВУ – Предположите, что они могли означать?

ОШ – зеленый – надежду, белый – чистоту, желтый – богатство, и т. д. (Приложение1)

ВУ – Что мы можем сказать о сочетании цветов? Какой художественный прием способствовал тому, чтобы одни цвета смотрелись выразительно рядом с другими, и герб мог хорошо “читаться”?

ОШ – Контраст.

СУ – Кроме цветов при составлении гербов использовали металлы: серебро и золото.

Учитель делает вывод: итак, для герба имели значение форма и цвет, которые не были случайными. Говоря о гербах, мы затрагиваем понятие геральдика.

ВУ – Как вы думаете, от какого слова происходит это понятие?

ОШ – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.

ВУ – Что означает это понятие?

Совместно с учителем школьники формулируют понятие: геральдика – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления герба.

Учитель вновь обращается к плакату “Цвет в геральдике”.

ВУ – Что по-вашему, имело значение в гербах, кроме формы и цвета?

ОШ – На гербах иногда изображали животных, растения или предметы.

ВУ – Посмотрите на герб Российской Империи, на котором изображен двуглавый орел.

Это реальное животное или фантастическое?

ОШ – Фантастическое.

СУ – На гербах часто изображали животных – реальных или фантастических; растения, предметы, которые тоже имели символическое значение. В начале средних веков даже появилась специальная книга “Бестиарий”, в которой были описаны нравы и качества различных фантастических животных. А само слово бестиарий родом из Римской империи, и означало оно гладиатора, который сражался на арене с дикими зверями.

ВУ – Какие фантастические существа вам известны?

ОШ – Единорог, кентавр, грифон и др.

ЗЗ – Посмотрите на изображения фантастических животных, которые находятся у вас на партах. Что вы можете сказать об их позах?

ОШ – Позы этих животных необычны. Они изображаются в профиль, некоторые животные стоят на двух лапах (ногах). Передние ноги(лапы) подняты.

ВУ – В какие геометрические формы можно вписать изображения многих животных?

ОШ – В квадрат, в круг, в прямоугольник.

Учитель показывает изображение герба, на котором щит с двух сторон держат фантастические животные (волки). Они стоят на задних лапах, а передними держат щит.

Учитель поясняет, что такое изображение связано с историей рыцарей, за которыми щит часто несли их щитоносцы.

ВУ – Как называется художественный прием, когда природная форма изменялась (упрощалась или усложнялась), ей придавалась форма, напоминающая геометрическую фигуру?

ОШ – Стилизация.

Учитель подводит итог: таким образом, животные на гербах изображались в строго определенных позах – лежащей, сидящей, вздыбленной, держащей щит и т. д. , и такую позу мы называем геральдической.

Чтобы придать животному геральдическую позу можно вписать его в геометрическую фигуру или воспользоваться правилом симметрии.

Учитель показывает, как вырезать фронтальную фигуру птицы с распростертыми крыльями, согнув лист пополам.

Итог беседы:

ЗЗ – Пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения, составьте свой герб или герб вашей семьи. Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на партах.

В конце урока все гербы будут размещены на доске, а авторы должны будут представить свой герб (защитить его).

3) Этап – практическое задание

Учитель переходит к практической части урока.

СУ – Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа, который придумала я. Вы можете воспользоваться этим способом или придумать свой.

Учитель работает с заранее заготовленными формами и прикрепляет их на доску последовательно с помощью магнитов.

  1. белое поле – лист формата А3
  2. цветное поле герба (основа или щит), вырезанное по шаблону
  3. верхнее правое поле – квадрат, контрастный по отношению к основе
  4. нижнее левое поле – квадрат с фигурным нижним краем, контрастный по цвету к основе
  5. окантовка герба (золотая или серебряная фольга)

Под гербом размещается лента, на которой может быть записан придуманный учениками девиз.

На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб. Учитель показывает, как использовать шаблон, с помощью которого создается основа и последующие части, если шаблон согнуть по линии симметрии, асимметрии, разрезать и т. д. ( шаблоны—это заранее подготовленные и вырезанные из картона, формы гербов варяжского, немецкого, французского, испанского, итальянского образца). Желающим предлагается придумать свою форму герба.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

4) Этап защиты гербов

Итог урока

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные. (Рисунок 2)

По ходу работы педагоги Гуральник М. Я. и Широкова Н. А. оказывали индивидуальную помощь ученикам.

По окончанию практической работы, ученики по одному приглашаются к доске, на которой размещены все их гербы. Каждый представляет свой герб, аргументируя выбор формы, сочетание цветов и их символику, изображение зверей, птиц, элементов ландшафта или предметов, связывая их значение с историей своей семьи, рода, личностными качествами и ценностями.

Все ребята смогли грамотно и емко представить символику составленных гербов.

Литература к уроку:

  1. Советский энциклопедический словарь. М. 1989
  2. Полная энциклопедия символов. М. СПб. 2006
  3. М. Л. Несмелова. История средних веков. Конспекты для уроков учителя истории, ч. I, М. , 2001
  4. Галина Гайдук. Символы предков Часть II. Введение в специальные исторические дисциплины: учеб. пособие / Т. П. Гусарова, О. В. Дмитриева, И. С. Филиппов и др. ,М. :, 1990