Цель урока:
Ознакомить учащихся с занятиями народов Америки, показав, что в основе достижений культуры лежал упорный труд по овладению силами природы; раскрыть особенности становления классового общества у майя, ацтеков и инков; использовать для эстетического воспитания сведения о достижениях культуры этих народов.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: майя, ацтеки, инки.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План урока:
- “Первые американцы”.
- Майя.
- Ацтеки.
- Инки.
1. Беседа:
- Давайте вспомним, историю каких государств мы уже изучали? На каких континентах расположены эти государства? Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, предположите о каком неизвестном мире нам предстоит сегодня узнать?
Слово учителя:
Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как жили народы Америки, отделенной двумя океанами от других континентов. Этим определялись особые пути их развития. Останков первобытного человека в Америке не найдено. Наукой установлено, что предки индейцев пришли из Азии через Берингов пролив около 25-30 тыс. лет назад. В то время в северном полушарии был ледниковый период. Поэтому обмелевшие участки океана, подобно Берингову проливу, замерзли или превратились в сушу. По такому естественному мосту предки индейцев могли переселяться из одного полушария в другое.
Племена Америки создали земледельческие цивилизации, выращивая неизвестные европейцам сельскохозяйственные культуры.
(черный ящик) Перед вами черный ящик, в котором находится растение-переселенец из Южной Америки. Этому растению поклонялись и его же ненавидели. Его цветами украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным. В Россию это растение было завезено Петром I. Дурная молва о растении как источники проказы, туберкулеза, рахита цепко держалась в народе, и сажать “чертовы яблоки” наотрез отказывались. Но, сейчас это растение у нас по праву называют вторым хлебом. (Картофель). Помимо картофеля также выращивали кукурузу, томаты, какао, арахис, земляника, подсолнечник, фасоль, тыкву, хлопчатник и др. Для самих жителей Америки самой основной зерновой культурой являлась кукуруза. (Маиса). Но разведение животных население почти не знало. Лишь на севере была приручена собака, а на юге – лама, которая использовалась для перевозки грузов и получения шерсти. Из домашних птиц разводили индеек и уток.
Многие племена занимались охотой и рыболовством, создавали быстроходные вместительные лодки-пироги.
Индейцы были язычниками, верили во множество богов, поклонялись тотемам. Каждое селение имело свой тотем, идол которого стоял у жилища шамана.
Население Америки не знало ряда достижений, присущих Старому свету: Выплавки железа, колеса и колесных повозок, плуга, пороха и огнестрельного оружия. Оружие и орудия труда делали из камня и дерева.
Индейские разрозненные племена жили первобытнообщинным строем. Выше других по уровню развития стояли майя, ацтеки, инки и некоторые другие племена.
После объяснения учитель проверяет усвоение информации:
- Опишите и покажите на карте местоположение Америки.
- Когда началось заселение континента?
- Какие из многочисленных племен Америки создали свои цивилизации?
- Чем занимались жители Америки?
Задание на весь урок.
Слушая рассказ учителя, заполните таблицу:
Народы доколумбовой Америки | Территории проживания (основные города) | Занятие населения | Государство и классы | Ценности в области культуры |
Майя | ||||
Ацтеки | ||||
Инки |
(Таблица предложена на рабочем листе.)
Давайте, определим территории проживания майя, ацтеков и инков.
- Работа с картой и атласом.
Каким цветом на карте обозначены территории проживания инков, майя и ацтеков?
Где проживали народы майя, ацтеки и инки?
(Ацтеки – территория Мексики. Майя – полуостров Юкатан и часть Центральной Америки. Инки - на западе Южной Америки.)
2. Первый народ, с которым мы познакомимся это – майя.
Культура майя сложилась задолго до нашей эры. Еще в 1 тысячелетии до н.э. майя освоили земледелие.
Работа с документом.
Испанский епископ Диего де Ланда (середина XVI в.) в своей книге “Сообщение о делах в Юкатане” рассказал о том, как майя занимались земледелием. Готовя почву к посеву, они каменными топорами рубили лес, а деревья сжигали. С помощью заостренной палки с опорой для ноги делали в земле ямки и закладывали в них семена. Через 2-3 года, когда почва истощалась, поле забрасывали и расчищали новое в другом месте. Больше всего они сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок перец; “мулов и быков у них заменяли люди”. Земли у них общие, и первый, кто займет их, владеет ими. “Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах” во время посева они объединяются в группы около 20 человек и “работают вместе, сообразно размеру участков и количеству работы у всех…”.
Какая земледельческая культура у майя была главной? Кому принадлежала земля? Почему приходилось объединяться для ее обработки в сравнительно большие группы людей?
В 1 тысячелетии н.э. у майя возникли города-государства. Посмотрите в атласы и назовите города майя? (Тикаль, Копан, Паленке и др.)
Во главе каждого города стоял правитель, называемый “великим человеком”. Власть его передавалась по наследству старшему сыну. С подвластного населения он собирал различные дани и налоги. При решении важных вопросов правитель советовался со знатью и жрецами.
Знать жила в центре города в каменных дворцах, а на городских окраинах селились “низкие люди” - крестьяне и ремесленники – в хижинах с тростниковыми крышами и глинобитными полами. Каждое утро до восхода солнца общинники покидали свои жилища: одни выделывали поля, другие возводили по приказу правителей и жрецов дворцы и храмы, третьи изготовляли для знати роскошные одежды и украшения.
Хранителями знаний были жрецы. Они указывали общинникам сроки земледельческих работ. С развитием земледелия было связано создание календаря, который был одним из самых точных календарей древности.
В городах майя найдены астрономические обсерватории. С большой точностью жрецы определяли период обращения Луны вокруг Земли, предсказывали солнечные и лунные затмения. Майя верили, что сменяющие друг друга временные отрезки (дни, месяцы, годы) несут либо милость, либо гнев богов; только жрецы могут предугадать, какими отрезками времени владеют добрые боги, а какими – злые. Чтобы умилостивить богов, майя по указаниям жрецов совершали человеческие жертвоприношения.
С разработкой календаря были связаны успехи математики. Майя пользовались двадцатеричной системой исчисления. Впервые в мире, даже раньше индийских математиков, они ввели цифру ноль.
В начале н.э. у майя возникла письменность. Жрецы выводили на бумаге сложные иероглифы, раскрашивали их красками. Рукопись складывали и заключали в деревянную или кожаную обложку.
Майя создали оригинальную архитектуру. Строительство каждого города требовало многих лет изнурительного труда. В джунглях расчищали большой участок, а затем вручную доставляли из каменоломен каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. На искусственно сооруженных холмах высились храмы, установленные на ступенчатых пирамидах, дворцы и здания на платформах. Окон в зданиях не делали, а свет и воздух в них был только снаружи. Строениям майя присуща строгая простота.
Сообщения учащихся:
- Почти в каждом городе археологи находят площадки для игры в мяч. Игра велась каучуковым литым мячом, который надо было забросить, действуя только локтями, плечами и боками, в круглое отверстие в каменной стене.
- Главными признаками красоты майя считали косоглазие и плоский череп с длинной линией лба. Чтобы этого добиться, к волосам младенца между глаз прикрепляли шарик, а его голову плотно прибинтовывали спереди к длинной дощечке.
Испанские завоеватели уничтожили многие памятники культуры майя, монахи сожгли их древние книги. Отдельные сообщения очевидцев о пирамидах в лесах не привлекали внимания археологов. Только в 1839 г. англичанин Стефенс заново открыл в лесах Юкатана развалины старинных сооружений, каменные плиты и стелы, покрытые иероглифами, древние статуи. С того времени началось и продолжается до сих пор изучение культуры народов Центральной Америки.
3. Другой народ - ацтеки – создал свое государство в Мексике. Здесь на плоскогорье высотою в 2000 м над уровнем моря мягкий климат, у подножья горных вершин расположена живописная долина с плодородной почвой, в центре ее – озера. В долине озера Тескоко с древних времен жили народы, создавшие высокую культуру (письменность и календарь).
Сюда в XIII в. с севера пришли ацтеки и основали на острове посреди озера Тескоко свое селение – Теночтитлан. Земли у них было мало. На узких полуостровах они укладывали толстым слоем поднятые со дна озера водяные растения и плодородный ил. В сухое время года посевы поливали водой из каналов. Несмотря на небольшие размеры, эти “плавучие поля”, дававшие по нескольку урожаев в год, могли прокормить 60-тысячное население Теночтитлана. Долина Мехико благодаря труду населения стала цветущим садом.
Ацтеки сначала платили соседям дань. Но, используя раздоры между ними, ацтеки добились независимости, а затем подчинили соседние племена и заставили их самих платить тяжелую дань. Хотя этими племенами управляли местные вожди, но в главных городах жили ацтекские наместники и сборщики дани.
Ацтеки делились на знать и простолюдинов (рядовых общинников). Знатные, занимая высокие должности в государстве, получали за службу жалование. Все необходимое для жизни они брали у жителей подвластных селений. Во главе государства стоял правитель, передававший власть по наследству. Он руководил войском и внешними отношениями. Рядовые ацтеки жили общинами. Главной их обязанностью была служба в армии.
Работа с учебником. Страница 287 абзац 2 и 3.
(Война для ацтеков была самым почетным занятием. Даже купцы, отправляющиеся в соседние страны, служили делу войны, разведуя пути для ацтекских армий. Лучшие ацтекские воины надевали перед боем шкуры ягуаров или накидку с перьями орлов, превращаясь в воинов-ягуаров и воинов-орлов. Они мастерски владели деревянными мечами с остриями и лезвиями из острых пластин вулканического стекла – обсидиана.
К концу XV века подчинили себе все соседние народы и создали мощную военную державу. Немало пленных было принесено в жертву богу войны. А золота в стране ацтеков оказалось так много, что им торговали прямо на городском рынке Теночтитлана.)
О каком занятии ацтеков вы узнали?
Занятием ацтеков были не только война и земледелие, но и ремесло. Я предлагаю прочитать документ.
Работа с документом.
Испанский воин, участник экспедиции Кортеса, Берналь Диас описал рынок в столице ацтеков:
“ Сильно мы удивились громадной массе народа, и неслыханным грудам всякого товара, и удивительному порядку всюду и во всем… Каждый товар имеет свое особое место. И вот в первую очередь мы попали к ювелирам, золотых дел мастерам, продавцам дорогих тканей, а также рабов и рабынь… Затем следовали ряды более грубого товара: бумажной пряжи и материй, ниток какао, плетеной обуви, сладких местных корешков, всяких шкур и кож, сырых и дубленых, и т.д., и т.д. … А там, смотришь, теснятся лари со съестными припасами… Совсем близко стояли горшечники… затем столы, скамьи, колыбели. А дальше шел, говорят, дровяной и угольный рынок… Но глаза наши уже устали, да и немыслимо было все обозреть без остатка”.
Попытайтесь из этого отрывка извлечь сведения о развитии ремесел у ацтеков и подвластных им племен. Откуда могло поступать на рынок такое большое количество товаров? Что свидетельствует о хорошей организации рынка? Где ацтеки брали рабов?
Ацтеки усвоили многие достижения культуры покоренных народов Мексики. Больших успехов они достигли в развитии ремесел. Из золота и серебра чеканщики делали великолепные украшения, ювелиры умели искусно обрабатывать драгоценные камни, выполнять тонкую мозаичную работу. Ремесленники изготовляли ткани и вышивки с прокладками из птичьих перьев, отливавших всеми цветами радуги, разнообразные сосуды.
Сообщения учащихся:
- В Теночтитлане существовали школы для детей рядовых ацтеков и знати. В обычных школах обучали земледелию и ремеслам, давали военную подготовку. В школах для знати учили истории и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии и ораторскому искусству.
- Ацтекское письмо, состоявшее из рисунков-знаков, до нас не дошло. Но сохранились произведения литературы, позднее записанные латинскими буквами: проза драмы стихи. Певцы-поэты передавали свои произведения – религиозные гимны, воинские поэмы, стихи о природе – из поколения в поколение. Ежегодно устраивались публичные состязания поэтов, лучшим из них вручали премии.
От ацтекских построек сохранилось немногое. Столица ацтеков Теночтитлан была расположена посреди озера на островах, соединенных дамбами. Город пересекали прямые улицы и каналы. В центре он был застроен храмами в виде пирамид и дворцами правителей.
4. Страна инков распологалась в западной части Южной Америки, где протянулся горный хребет – Анды, простиралась с севера на юг на 5 тыс. км. Испанские завоеватели назвали ее “Перу”, но сами инки именовали свою страну “Земля четырех сторон света”. Центром ее был город Куско с прилегающей к нему долиной. Империя инков возникла во второй половине XIII в. Правители инков постепенно завоевывали соседние племена около долины г. Куско, а затем подчинили себе ряд больших областей с населявшими их племенами и народами.
Во главе государства стоял верховный Инка – неограниченный правитель; он издавал законы, руководил войском, решал вопросы войны и мира. Инка носил одежду из красивых тканей и никогда не надевал дважды одно платье; пища подавалась ему на золотом блюде. Принимая посетителей, он оставался отгороженным от них занавесом. Когда Инка умирал, тело его бальзамировали, мумию усаживали на троне во дворце, а рядом устанавливали его золотую статую. С этого времени дворец умершего превращался в святилище, и следующий Инка строил себе новый дворец.
К господствующей верхушке принадлежали кровные родственники Инки. Они называли себя “сынами Солнца”, так как Солнце считалось главным божеством инков. Только инки занимали высшие должности в государстве: верховного жреца, правителей 4 провинций, на которые было разделено государство, главного контролера, обязанного выявлять все нарушения законов и обычаев страны, и др. Права и обязанности членов царского рода передавались по наследству.
Низший слой чиновников состоял из знати покоренных народов и племен. Они целиком были подчинены “Сынам солнца” и должны были управлять своими подданными по законам и обычаям инков. С их помощью инки контролировали всю страну вплоть до каждого крестьянского двора.
Население страны жило общинами. Общинники были совершенно бесправны - им запрещалось выходить за границы своей территории без разрешения властей. Каждый общинник был на всю жизнь привязан к своему месту жительства и работы. Община состояла из семей земледельцев, которые пользовались наделами земли. При рождении ребенка семье выделялся дополнительный надел.
Земледельцы создавали на склонах гор поля, высекая террасы и насыпая на них плодородную землю. Такие поля огораживали каменными барьерами, чтобы в сезон дождей вода не смывала землю, и орошали водой из каналов, которые тянулись иногда на десятки и сотни километров. Хотя все полевые работы выполнялись в ручную, урожаи были высокими.
Вся пригодная для возделывания земля делилась на три части: поля Инки, поля Солнца (т.е. жрецов) и поля общины. Всю землю обрабатывали общинники. Из государственных амбаров, куда поступал урожай Инки, выдавали провизию воинам и чиновникам. Но если случался неурожай или стихийное бедствие, хранилище открывали и для пострадавших. В случае гибели людей от голода инки жестоко наказывали нерадивых чиновников. А суд у них был скорый и жестокий: за малейшее непослушание или отступление от законов, даже за ошибку полагалась смертная казнь. Таким образом, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации; за их счет жили инки жрецы и чиновники. Все подданные обязаны были трудится на указанных участках: либо обрабатывать землю, либо служить в войсках, либо работать на строительстве дворцов, крепостей, мостов, дорог. Семьи людей, выделенных на общественные работы, и семьи воинов (в том числе и погибших) содержала община.
Государство инков было подчинено интересам войны. Мужчины всего царства были поделены на отряды – десятки, полусотни, сотни и т.д. – во главе с начальником. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов. Дисциплина в войске была крайне суровой - воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Уже один вид многочисленного войска обращал врагов в бегство, а если это не помогало, пугали врагов шумом.
После победы пленным разрешали вернуться в родные места – они становились подданными империи. Во всех завоеванных областях инки вводили свой язык, свои законы и обычаи. Нередко для лучшего освоения этих областей они переселяли сюда целые общины из старых территорий, а общины из покоренных стран переводили во внутренние области государства. Этим достигалось укрепление единства империи.
Империю инков из конца в конец пересекали две главные дороги: одна шла по горным цепям, другая вдоль берегов океана. Они соединялись рядом поперечных дорог. С обеих сторон дорога обрамлялась каменным барьером. Над реками и ущельями навешивали плетенные висячие мосты или канатные дороги с подвесной корзиной. Дороги связывали между собой части обширной страны и позволяли быстро перебрасывать войска. Примерно на расстоянии дневного перехода на дорогах были выстроены постоялые дворы и созданы склады припасов. Из них снабжались передвигающиеся по дороге войска, чиновники, путники.
В империи существовала государственная почта. Почтовую службу несли прошедшие подготовку гонцы – бегуны, дежурившие по двое на каждом участке дороги. Получив сообщение, гонец мчался к следующей станции.
У инков была развита астрономия, они имели свой календарь, хотя и не столь точный как у майя. Для передачи сообщений использовали кипу – “узелковое письмо”: цвет веревки, количество узлов на ней, их место и, возможно способ завязывания содержали определенное известие. Чиновники сообщали по требованию начальников нужные сведения обо всем, что поддается учету: сколько человек проживает в селении, сколько из них ушло на войну и общественные работы, какой собран урожай разных продуктов и т.д.
Дети “сынов Солнца” обучались в специальной школе. При отсутствии письменности они должны были на память заучить все сведения, касавшиеся религии, порядка управления, знать язык, законы и обычаи.
Жители империи сочиняли гимны, легенды, баллады, молитвы, а также драматические произведения, повествовавшие о военных событиях и деяниях правителей. Произведения исполняли в присутствии знати на торжественных праздниках по случаю побед инков. Героические сказания и легенды устно передавались в семьях сказителей.
Архитекторы инков возводили прочные сооружения. Главная крепость в г. Куско была расположена на скалистом холме и соединялась с городом туннелями. Три башни на вершине холма были окружены стенами, выложенными из каменных глыб весом в несколько сотен тон каждая. Удивительно, как такие глыбы доставлялись с помощью канатов из каменоломен за десятки километров от Куско.
В конце урока делаем выводы:
- народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений;
- у них складывались классовые общества и возникли государства;
- они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.
Но их развитие было прервано европейским завоеванием.
Домашнее задание: П. 29.