История и обществознание
-
Тема урока: "История вещей. Современные предметы быта" (учебник "Введение в историю" Е.В. Саплина, А.И. Саплин). 3-й класс 2006
Своим уроком я хотела показать через историю вещей, повседневную жизнь человека, познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. Помочь избежать опасностей в обращении с современными предметами быта.
-
Ролевая игра "Нашествие с Востока". Монголо-татарское вторжение на Русь. 6-й класс 2006
По объёму подачи материала тема "Нашествие с Востока" достаточно сложна для шестиклассников. Но выбранная форма занятия - ролевая игра - позволила сделать урок не только более содержательным и интересным, но и выдержать его в рамках современных требований методики и дидактики. Подготовка к уроку предусматривала самостоятельную работу учащихся с историческими документами, лингвистическими словарями, искусствоведческой литературой. Выступая в роли различных специалистов, учащиеся сумели рассказать на занятии о великом несчастии, обрушившемся на Русь в 1237 году, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами.
-
Обобщающий урок в 9-м класе по теме: "Апогей сталинизма" 2006
Урок проводится с использованием "ленты времени". Данная форма наиболее удачна, т.к. даёт возможность повторить большой объём материала за короткое время с привлечением всех учеников класса. Кроме того, она даёт более полную и образную историческую картину, позволяет подготовить базу для дальнейшего изучения исторических процессов.
-
Интегрированный урок истории и математики по теме: "Репрессированная наука". 11-й класс 2006
Интегрированный урок истории и математики рассчитан на два учебных часа в 11-м классе. Тема в курсе истории Отечества "СССР в 30-е годы". (Автор программы Н.В.Загладин). Тема в курсе алгебры и начала анализа "Функции и графики". (Программа для общеобразовательных школ, учебник автора М.И. Башмакова). Обе темы рассматриваются на общих законах логики.
-
Нетрадиционная форма урока. Урок-аукцион: "Эпоха Петра Великого" 2006
Урок-аукцион - активная тренинговая форма при повторении, обобщении и систематизации знаний. Урок даёт широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому, активизирует мыслительную деятельность при закреплении изученного материала.
-
Открытый урок по теме: "Эпоха Ивана Грозного" 2006
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь его интересно рассказывать. Однако это не совсем так, и нам приходится искать новые пути и решения для успешного обучения детей. Занимательность мира игры позволяет без труда запоминать, повторять, закреплять и осваивать историческую информацию. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет и сегодняшние.
-
Урок по истории на тему: "Вторжение крестоносцев. Александр Невский". 10-й класс 2006
В истории нашей страны было немало славных страниц мужества. Период политической раздробленности явился трудным этапом для Руси, который не всеми русскими князьями был пройден достойно. Одним из талантливых полководцев, сочетавших в себе качества воина, дипломата и правителя, стал молодой князь Александр Ярославич. Благодаря его таланту, в 1240–1242 гг. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси от насаждения Европой католического вероисповедания.
-
Урок-экскурсия "Духовность, сила, красота в камне и красках искусства XIX в." 10-й класс 2006
Урок-экскурсия углубляет знания обучающихся в области изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, пробуждая интерес к изучаемому материалу, показывая взаимосвязь разных видов искусств.
-
Методическая разработка "открытого урока" на тему: "История садов Древнего Египта" 2006
В методической разработке представлена информация об особенностях египетских садов, о растениях в египетских садах и садах Клеопатры, которая закрепляется с помощью кроссворда, ребусов, викторины и практической работы; итог занятия - в виде беседы. Материал связан с практическим применением изученного материала в современной жизни: на практической работе дети создают на бумаге эскиз современного сада с элементами египетского.
-
Тема урока: "Религия древних греков" 2006
Цели: знакомить учащихся с общими закономерностями возникновения религиозных верований, с греческими богами; активизировать интерес учащихся к изучению истории через игровые действия.
-
Нарушение законности и массовые репрессии в 20–30-х гг. ХХ в. 2006
Цель урока: показать политическое развитие СССР в 20–30 гг. XX века и такие явления как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свертывания демократии.
-
Разработка урока истории по теме: "Феодалы в Западной Европе. XI век" (урок-образец исследования) 2006
Исходя из главной цели образования - воспитание творческой личности учащегося, способной к самообразованию, самоусовершенствованию - приоритетным подходом в обучении и воспитании педагоги выбирают исследовательский. Для развития умений и навыков учащихся нужно четко и целенаправленно организовывать их учебно-исследовательскую деятельность, в частности, на уроках исследования, где ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая) и исследовательской деятельности (педагогическая).
-
Тема урока: "Великое наследие Древнего Востока" 2006
В статье представлен обобщающий урок по теме. Предыдущие уроки проводились по методике продуктивного или эвристического обучения. Уроку предшествует дополнительная самостоятельная подготовка. Учащиеся сами составляли кроссворд, составляли образцы рекламных проспектов, подбирали материалы о неизученных на уроках фактах истории этих государств. Домашнее задание по выбору ученика носит творческий характер.
-
Урок-аукцион для 10-го класса по теме: "Позднее средневековье. Европа и Россия на рубеже нового времени" 2006
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению истории, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности. Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия и обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине и позволяют разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся и, следовательно, эффективности урока.
-
Устный журнал "Символика России" 2006
Предлагаемый сценарий ориентирован на старший возраст и направлен на создание предпосылок для осознания учащимися значимости государственной символики России как воплощение ее социокультурного контекста.
-
День народного единства — новый государственный праздник России 2006
Автор предлагает вниманию своих коллег - учителей истории и обществознания – подробный конспект примерного урока о новом российском празднике, подготовленный с привлечением интернет-ресурсов.
-
Открытый урок по теме: "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". 10-й класс 2006
Данный урок формирует навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной и групповой; развивает интерес к изучению общественных дисциплин, формирует гражданские качества характера, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.
-
Тема урока: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" 2006
Урок "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" рассчитан на два часа, проводится в десятом классе на II концентре исторического образования. Главной частью урока является лабораторная работа (анализ документов) по воспитанию декабристов, которая позволяет реализовать основной принцип концентрической системы - обучение на более высоком проблемно-теоретическом уровне. Привлечение документальных источников информации активизирует познавательную деятельность обучающихся.
-
Групповые технологии на уроках истории 2006
Урок по теме "Восточные славяне VII–IX веков" помогает формировать представление о происхождении и расселении славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Развивает умения анализировать, определять главное и устанавливать причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязь образа жизни восточных славян с природно-климатическим условиями. Воспитывает уважение к прошлому своего Отечества.
-
Интегрированный урок: история, краеведение и литература по теме: "Репрессивная система СССР в 1920–1950-е гг. Норильск в системе ГУЛАГа " 2006
Урок формирует активные жизненные и гражданские позиции обучающихся к историческим событиям 30–50-х гг., развивает различные аспекты коммуникативной компетенции. Обладает высоким воспитательным потенциалом.
-
Корыстные преступления (урок граждановедения). 7-й класс 2006
Организация групповой работы на данном уроке выбрана не случайно, т.к. этот метод способствует не только усвоению учебного материала, но и дает возможность анализировать, сопоставлять свое видение справедливости с Законом, координации усилий, умения уступить и умения взять на себя повышенную ответственность. Использование игр-разминок помогает в самом начале урока заинтересовать учащихся. Тренинговые упражнения – восстановить дружеские отношения среди участников коллективной дискуссии.
-
Конспект урока истории в 9-м классе по теме: "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943) 2006
На данном уроке используются межпредметные связи по курсам всеобщей истории и истории Отечества. Урок проводится с использованием информационных технологий в форме презентации. Организована работа учащихся с документами. Занятие рассчитано на 2 часа.
-
Подготовка и проведение семинарского занятия в старших классах 2006
Одной из главных задач в работе считаю подготовку учащихся к дальнейшему обучению в вузах и сузах. В связи с этим три или четыре раза в год в старших классах провожу семинарские занятия. В статье рассмотрены вопросы подготовки и организации семинарских занятий в соответствии с педагогическими задачами. Это позволяет достигнуть высокой эффективности в овладении навыками самостоятельной работы.
-
Внеклассное мероприятие по истории в старших классах на тему: "Счастливый случай" 2006
Использование названий популярных телепередач для внеклассных мероприятий всегда вызывает повышенный интерес у школьников. Такие игры хороши тем, что проводиться могут практически в любой параллели и по любой теме. Данное мероприятие по предмету ставит своей целью углубление знаний, полученных на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным.
-
Разработка урока по истории древнего мира на тему: "Устройство Римской республики". 5-й класс 2006
Содержание урока способствуют формированию познавательного интереса учащихся, развитию воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий по истории, отработке навыков образно-речевой подачи исторических фактов и умения давать оценку событиям в ходе ролевой игры.
-
Урок-митинг "Политические партии России в революции 1905–1907 гг." 2006
Урок-митинг "Политические партии России в революции 1905–1907 гг." позволяет учащимся в интересной форме усвоить большой объём малоинтересного материала. Целью урока является формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905–1907 гг., определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, позволяет развивать умение публичных выступлений, умение слушать, выбирать значимое из полученной информации. Также урок способствует формированию личного мнения, определяет позицию ученика по отношению к событиям революции.
-
Историческое лото 2006
Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка и целесообразности.
-
Тема урока: "Индустриальная цивилизация" 2006
Главная задача урока показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.
-
Интегрированный урок: история + французский язык по теме: "Искусство XIX в. в поисках новой картины мира" 2006
Урок посвящен искусству XIX в. Изучая творчество Ф.Гойи, Г.Курбе, К.Моне, В.Ван Гога, учащиеся получают возможность выразить свои впечатления по произведению искусства, развить навыки говорения и аудирования на французском языке. Произведения искусства представлены компьютерными слайдами.
-
Обобщающе-повторительный урок по разделу "Древний Восток". Урок-соревнование 2006
Урок-соревнование по разделу "Древний Восток" разработан в качестве завершающего, предвосхищающего итоговый контроль по теме. Повторение изученного материала происходит в игровой форме.