Цель:
Образовательная: - ученик характеризует кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, основные положения Манифеста 1861г.;
Развивающая: - умение изучать и анализировать источники исторической информации соотносить данные разных источников;
Воспитательная: воспитание коммуникативных качеств, умение слушать, определять и обосновывать свою точку зрения, помогать одноклассникам, принимать помощь.
Оборудование: - учебник, документы, портреты представителей ХIХ в. на доске написаны буквы, изъятые из алфавита: I - и, Ъ – не читается, Ъ – е.
Тип урока: проблемно-лабораторный урок.
Класс делится на группы, документы поделены между учащимися.
I ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)
7-10 мин.
- Какую проблему ХIХв. мы начали изучать на прошлом уроке? (крестьянский вопрос)
- Какие новые явления появились в развитии сельского хозяйства в нач. ХIХв.? - новые территории;
-технические культуры;
-огородничество;
-агротехника;
-рационализация.
- Какие традиционные черты (старые явления) сдерживали развитие? (экстенсивный характер, методы земледелия, крепостное право).
-Какая из них, по-вашему, больше всего сдерживала развитие? Почему?
-Александр I и Николай I пытались решить крестьянский вопрос, назовите наиболее важные указы. | –Александр I –1803г. - указ о вольных
хлебопашцах; -Николай I – 1842г. - указ об обязанных крестьянах |
Итак, крестьянский вопрос не решен к середине ХIХ в.
Проведение широкомасштабных преобразований выпало на долю Александра I (портрет).
Даты правления (на доске) - 1855-1881гг.
Характеристика царя – цитата Ключевского из Рабочей тетради 9кл. с.4.
«Обыкновенно приветливый и подчас чувствительный до слёз, он легко раздражался, запросто… выходил из себя, при приёме депутации не угодившего ему дворянства мог стучать кулаком по столу».
« …не понравилось ему слово "прогресс", и он ставит против этого слова в бумаге министра просвещения помету: «Что за прогресс! Прошу слова этого не употреблять в официальных бумагах».
II. ОИЭ (операционно-исполнительный этап).
Сегодня на уроке мы должны выяснить, что заставило Александра II предпринять решительные меры, и что же в итоге получилось.
Итак, тема урока «Крестьянский вопрос. Отмена крепостного права».
Любое историческое явление мы начинаем изучать с выявления причин.
Задание:
-прочитать документы 4,6 - записки Кавелина, Самарина.
-Какие причины отмены крепостного права они
называют?
-Прочитать учебник параграф 43-44 п.1.
-Какие причины указывает автор учебника?
Анализ: (устно)
Кавелин – благосостояние на низкой ступени;
- мало капитала;
- ошибочная система управления, ограничение в промышленности;
- убивает нравственные и материальные успехи.
Самарин – внутреннее бессилие.
Учебник Волобуева:
1 расстройство финансовой системы;
2 поражение в Крымской войне;
3 на грани революционного взрыва.
Обобщение:
Причины отмены крепостного права:
- Военно-техническая отсталость.
- Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования.
- Рост крестьянских восстаний.
- Безнравственно.
Итак, крепостное право отменить необходимо, но как? Все ли желали его отмены?
1857 - Секретный комитет для подготовки реформы.
1858 - Преобразование его в Главный комитет по крестьянскому делу.
1859 - Учреждены Редакционные комиссии, которые изучали проекты, составленные губернскими комитетами, и на их основе готовили общий проект.
Задание: Прочтите документы 22,23,25 и укажите предложения по отмене крепостного права Унковского, Позена, Чернышевского.
Рассмотрим эти предложения (на доске вывешиваются плакаты с ответами) - 5мин. на рассмотрение.
Какой вариант более выгоден для крестьян, для помещиков, для страны?
19 февраля 1861г. царь подписал Манифест об освобождении крестьян и утвердил Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Задание:
Прочитать документы 41, 35, 37, учебник п.2. (5мин.)
Выявить, на каких условиях произошла отмена крепостного права.
Обсуждение: (7мин.)
Манифест | Положения | Учебник |
- твердое основание собственности; - большая свобода располагать хозяйством; -обязаны перед обществом; - будут трудиться хорошо. |
-движимое и недвижимое имущество
принадлежит крестьянину; - гражданские права; - свобода торговли; -открытие промышленных предприятий; - защита своих прав; - выкупать землю; -в собственность с согласия помещика; -выкупные операции. |
-свободн. сельские обыватели;
-гражданские права; -обязательное наделение землей; -2 года повинности -временнообязанные; -гос-во 75-80% суммы – 6% в год в течении 49 лет; -бесплатно 1/4 надела; -учет природохозяйственных особенностей; -отрезки, прирезки; -земли в ведении общины; -помещищье землевладение. |
На доске запись ключевых понятий:
- свободный
- гражданские права
- собственность
- выкуп
- временнообязанные
- община
- помещичье землевладение
- малоземелье
- обязательное наделение
- отрезки прирезки
III. РОЭ (рефлексивно - оценочный этап).
Отметить положения, которые являлись прогрессивными, регрессивными.
П. - свободный
П. - гражданские права
П. - собственность
Р. - выкуп
Р. - временнообязанные
Р. - община
Р. - помещичье землевладение
Р. - малоземелье
а) обязательное наделение
б) отрезки прирезки
Некрасов:
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом - по барину,
Другим по мужику.
Что хотел этими строками сказать поэт?
Сегодня мы охарактеризовали главное событие ХIХв.
Наша задача на будущее - определить положение крестьян в пореформенный период.
Д/З параграф 43-44 п. 1,2
Литература:
1. Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в России. Пакет-комплект документального материала. М., из-во АО «БЮРО Денди», 1993г.
2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник 10 кл. М., Дрофа, 2001г.
3. Захарова Е.Н. Россия во второй половине XIX- начале XX века: 8кл.; Рабочая тетрадь №2, М., Мнемозина, 1998г.