Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с международным положением СССР в предвоенные годы, охарактеризовать основные цели и направления внешнеполитической деятельности Советского Союза в 1939 – 1940 г.г.
Развивающая: совершенствовать навыки работы с историческими документами, картой, видеофильмом, обобщать и систематизировать материал, доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: формировать отношения в классе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М., 2001. п.33;
- Учебная карта “Советский Союз в 1920 – 1930 –х годах”;
- Видеофильм “История Красной Армии”, часть 1 (1918 – 1940 гг.);
- Портреты исторических деятелей.
Раздаточный материал: подборка документов о подписании советско-германского пакта о ненападении 1939 г. (из кн. Документы внешней политики СССР. М 1971).
Этапы урока:
1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока
2. Входной контроль.
3. Международное положение СССР в начале Второй мировой войны.
4. Советско-финская война.
5. СССР и Прибалтика
6. Советско-германские отношения в 1940 г.
7. Завершающий контроль.
8. Рефлексия.
Мотивационная беседа. Формулировка цели урока
Входной контроль
Цель. Привлечь известные Вам факты, докажите, что в конце 30-х годов крайне обострилось международное положение.
Выполнение заданий: задание выполняется письменно, лист сдается на проверку учителю.
Результаты внесите в оценочный лист.
1. Аншлюс Австрии – это:
1) расчленение ее на несколько частей и переход одних под контроль Германии, а других – под контроль Италии, 2) захват страны Италией, 3) отделение от нее областей, населенных немцами, и передача их Германии, 4) насильственное присоединение ее к Германии.
2. Мюнхенский сговор 1938 г. – это:
1) соглашение между Германией и Чехословакией о передаче Судетской области Чехословакии в состав Германии,
2) соглашение между Англией, Францией и Германией о передаче Судетской области Чехословакии в состав Германии,
3) соглашение между Германией и Австрией о присоединении Австрии к Германии,
4) соглашение между Германией и Италией о совместном вступлении в гражданскую войну в Испании на стороне Франко.
3. Что не является целью Англии и Франции при подписании ими Мюнхенских соглашений:
1) обеспечение прочного мира в Европе благодаря урегулированию спорных территориальных вопросов,
2) “умиротворение” Германии за счет территории Чехословакии,
3) подготовка почвы для перехода ко всеобщему и полному разоружению,
4) осуществление передела сфер влияния между великими державами мирными средствами
4. Отметьте верное определение политики “умиротворения”:
1) серия мер, направленная на создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е гг.,
2) запрет на создание ударных армейских группировок,
3) программа поддерживания состояния мира в Европе,
4) уступки Германии с целью предотвращения новой мировой войны.
5. Восстановите хронологическую последовательность событий:
1) агрессия Италии против Эфиопии,
2) аншлюс Австрии,
3) оккупация Германией Чехии,
4) фашистский мятеж в Испании,
5) Мюнхенский сговор.
6. Соотнесите даты и события:
1. 1938 г. |
А. оккупация Чехословакии Германией |
2. 1936 г. |
Б. установление в Германии фашистской диктатуры |
3. 1933 г. |
В. захват Эфиопии Италией |
4. 1934 г. |
Г. аншлюс Австрии |
5. 1939 г. |
Д. вступление СССР в Лигу Наций |
Международное положение СССР в начале Второй мировой войны.
Цель. На этом этапе работы Вам предстоит узнать о советско-англо-французских переговорах, о развитии советско-германских отношений, проследить этапы, ход, цели переговоров.
Источники
Учебник “История государства и народов России 9 класс” с. 243 – 244.
Дополнительные материалы по теме, документы.
Задания
1. Какие цели и ход советско-англо-французских переговоров в Москве?
2. Почему были сорваны переговоры?
3. Проанализируйте документы о советско-германских переговорах.
4. Каковы причины подписания советско-германского договора и секретного протокола к нему?
5. Начало Второй мировой войны ( рассматривается в процессе работы с картой)
Работая в подгруппе (4 – 5 человек), Вы должны обсудить приведенные ниже материалы и документы. Вашу работу оценивает учитель по 5 - бальной шкале. Результаты внесите в оценочный лист.
Часть отечественных исследователей считает, что “руководители английской и французской военной миссий “не имели мандатов на подписание договора, переговоры непрерывно буксовали и, в результате, окончились ничем”. (Доктор исторических наук В.М. Кулиш.)
Итальянский исследователь Джузеппе Боффа считает, “что настороженность Москвы усугубляется тем, что вести переговоры с советским правительством были уполномочены английские и французские дипломаты весьма скромного ранга, а также тем, что эти, вечно сомневающиеся, как Гамлет, собеседники действовали в высшей степени медлительно”.
Переговоры, которые проходили в июле-августе 1939 года в Москве, выявили жестокие, бескомпромиссные позиции сторон, почти не скрывавших острого недоверия друг к другу. Сталин располагал сведениями об одновременных тайных переговорах Лондона и Парижа с Берлином, а в западноевропейских столицах знали о негласных контактах советских и германских дипломатов самого высокого ранга. В то время, как шли советско-англо-французские переговоры, В.М. Молотов писал советскому послу в Лондоне: “Видимо, толку от всех этих бесконечных переговоров не будет. Тогда пусть пеняют на себя”. Узнав о направлении в Москву французской и британской миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией отвечало бы интересам советского руководства.
Примерно 25 – 26 мая 1939 г. он и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп составили документ для отправки в Москву послу, графу фон Шуленбургу, где сообщили, что Берлин “хочет установить более терпимые отношения между Германией и Советским Союзом”. При этом учитывалось и то, что к концу 1939 г. истекало торговое советско-германское экономическое соглашение и становился вопрос о его продлении. Однако ни в Лондоне, ни в Париже об этом не знали.
Из заявления Гитлера верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 г.
“Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду вынужден договориться с русскими. Затем я ударю по Западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского Союза.
Видя реальную расстановку сил и неэффективность московских переговоров (Польша и Финляндия отказывались пропустить советские войска через их территорию, чтобы встретить нападение Германии) Гитлер все более утверждался в мысли, что начать войну в Европе он сможет только при условии, если добьется нейтралитета со стороны СССР.
Документ 1. 14 августа 1939 г. Устное послание министра иностранных дел Германии И. Риббентропа наркому иностранных дел В.М. Молотову.
Кризис, вызванный в польско-германских отношениях английской политикой, и связанные с этой политикой попытки создания союза делают необходимым быстро внести ясность в германо-русские отношения. Иначе события могут принять оборот, который лишит оба правительства возможности восстановить германо-русскую дружбу и в надлежащий момент сообща выяснить территориальные вопросы в Восточной Европе. Руководство обеих стран поэтому не должно пускать события на самотек, а своевременно предпринять действия… Как нам сообщили, Советское правительство также считает желательным внести ясность в германо-русские отношения… Я готов нанести визит в Москву, чтобы от имени фюрера изложить взгляды г-ну Сталину. На мой взгляд, только посредством такого прямого обсуждения можно добиться перемен… и тем самым заложить основу для окончательного урегулирования германо-русских отношений.
Документ 2. 15 августа 1939 г. Молотов – германскому послу Шуленбургу.
Вопросы, затронутые в послании, должны быть обсуждены в конкретной форме с тем, чтобы в случае приезда министра… речь шла не об обмене мнениями, а о конкретном решении.
Документ 3. 16 августа 1939 г. Гитлер – Молотову через Шуленбурга.
Германия готова заключить пакт о ненападении с Советским Союзом сроком на 25 лет. Кроме того, Германия готова гарантировать вместе с Советским Союзом суверенитет Прибалтийских государств. Германия также готова оказать влияние на Японию в целях улучшения и нормализации русско-японских отношений.
Документ 4. 20 августа 1939 г. Гитлер –Сталину.
Я искренне приветствую подписание нового германо-советского торгового соглашения как первый шаг в перестройке германо-советских отношений… Я согласен с проектом пакта о ненападении… но считаю настоятельным уточнить связанные с ним вопросы как можно скорее. Содержание дополнительного протокола, которого хочет Советский Союз, может быть, я убежден, уточнено в возможно кратчайший срок, если ответственный германский деятель сможет лично прибыть в Москву для переговоров. Иначе правительству рейха неясно, как можно быстро уточнить и согласовать дополнительный протокол…
Поэтому я еще раз предлагаю вам принять моего министра… во вторник, самое позднее в среду, 23 августа. Более длительное пребывание министра… чем один или самое большее два дня невозможно ввиду международного положения. Я был рад получить ваш скорый ответ.
Документ 5. 21 августа 1939 г. Сталин – Гитлеру.
Я благодарю вас за письмо. Я надеюсь, что советско-германский договор о ненападении приведет к решительному повороту, к лучшему в политических отношениях между нашими странами.
… Советское правительство поручило мне сообщить вам, что оно согласно, чтобы г-н фон Риббентроп прибыл в Москву 23 августа.
23 августа И. Риббентроп вылетел в Москву. Советско-германский договор о ненападении и секретный протокол к нему были подписаны.
Сообщение ученика о нападении на Польшу (повод, начало вторжения, события 3 сентября, действия советского правительства 17 сентября, 24 сентября советско-германский парад).
Уточнения учителя о событиях 28 сентября в Москве В.М. Молотов и И. Риббентроп подписали советско-германский договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых уточнялись сферы интересов Германии и СССР.
Контрольное задание
Ответьте на вопросы: Как вы думаете могли советско-франко-английские переговоры закончиться успешно?
Подумайте, в чем состояли опасные для СССР последствия сближения с Германией?
Фельдмаршал Х. Мольтке утверждал: “Вечный мир- это мечта, и даже далеко не прекрасная; война же составляет элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут”.
Как Вы считаете, прав ли германский фельдмаршал?
Подумайте, война была закономерным этапом в развитии международных отношений в
30-е годы? Возможно ли было предотвратит Вторую мировую войну?
Советско-финская война
Цель. На этом этапе работы Вы должны узнать, почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г., был ли Советский Союз готов к войне?
Источник сведений – видеофильм. Необходимые комментарии делает учитель.
Работая в паре, учащиеся заполняют таблицу. Вашу работу оценивает одноклассник- эксперт по 5-балльной шкале. Результаты внесите в оценочный лист.
“Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”
Повод для начала военных действий |
Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду (или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда |
Направления главного удара |
Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера |
Причины неудач советских войск |
Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков. |
Реакция мирового сообщества на войну |
Исключение СССР из Лиги Наций |
Итоги войны |
Подписание между СССР и Финляндией Московского договора (март 1940). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии |
Контрольное задание
Ответьте на вопрос: Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений? Какие уроки извлечены из этой войны?
СССР и Прибалтика
Цель. На этом этапе работы Вы должны узнать, о вхождении государств Прибалтики в состав СССР. “Секретные протоколы” в действии.
Источник сведений – учебник “История государства и народов России 9 класс”. С. 251 – 252.
Задания
1. Дайте оценку договорам о взаимопомощи между СССР и республиками Прибалтики 1939 года.
2. Какое значение для последующих событий имело вхождение государств Прибалтики в состав СССР?
3. В результате каких событий была образована Молдавская ССР?
Задание рассчитано на обсуждение в учебной паре. Выскажите Ваше мнение, выслушайте мнение товарища, оцените его обоснованность (от 3 до 5 баллов). Результаты внесите в оценочный лист.
Советско-германские отношения в 1940 году.
Цель. Проследить советско-германские отношения в 1940 году.
Познавательное задание
Анализируя факты взаимоотношений Германии и СССР в 1940 г., определите уровень экономического взаимодействия этих стран.
Задание также рассчитано на обсуждение в учебной паре. Выскажите Ваше мнение, выслушайте мнение товарища, оцените его обоснованность ( от 3 до 5 баллов). Результаты внесите в оценочный лист.
Источники: Данные, предоставленные учителем.
Учебник “История государства и народов России 9 класс”. С. 252.
К осени 1940 г. раздел “сфер влияния” между СССР и Германией был окончательно завершен. Был реализован целый ряд экономических соглашений. В течение 17 месяцев после подписания пакта о ненападении Германия получила от СССР: 865 тыс. тонн нефти;
140 тыс. тонн марганцевой руды; 14 тыс. тонн меди; 3 тыс. тонн никеля; 101 тыс. тонн хлопка; более 1 млн. тонн лесоматериалов; 11 тыс. тонн льна, а также фосфаты и платину.
По торгово-кредитному соглашению от 11 февраля 1940 г. СССР поставил Германии: 600 тыс. тонн хлопка; 1 млн. тонн зерна; 1 млн. тонн нефти. Германия поставила в СССР промышленное оборудование, оказала помощь в строительстве военных кораблей и подлодок.
Во время визита В.М. Молотова в Берлин СССР было сделано предложение вступить в тройственный союз, в который входили Германия, Италия и Япония. Менее чем через две недели Москва дала понять, что это приемлемо для нее, указав, что “Россия должна сотрудничать как партнер, а не как объект”.
В июле 1940 г. в Берлине началось обсуждение перспектив войны с СССР. В августе-сентябре 1940 г. произошло первое ухудшение отношений из-за Румынии. В декабре 1940 г. Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР, подписав план “Барбаросса”. Переброска на восток первых немецких войсковых соединений была начата еще в августе. Лишь вторжение Германии в Югославию и Грецию немного отсрочило нападение на СССР: оно планировалось на май, а было осуществлено 22 июня 1941 г.
Завершающий контроль
Цель: проверить, удалось ли достичь поставленной в начале работы цели.
Выполните в тетради самостоятельно (без использования учебника) задание. Тетради сдайте на проверку учителю. Максимальная оценка 5 баллов. Результаты внесите в оценочный лист.
Территории, включенные в состав СССР в 1939 – 1940 г.г.
Событие | Территория |
Вступление Красной Армии в Польшу | |
Советско-финская война | |
Предъявление СССР ультиматума государствам Прибалтики | |
Предъявление СССР ультиматума Румынии |
Ответить письменно на вопрос: Какое государство считается агрессором? Применимо ли это определение к СССР?
Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7 – 8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4 – 6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 -10 баллов.
Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
Не справился – 4 - 6 баллов
Как работала подгруппа, учебная пара?
Дружно, совместно разбирали задания – 9 - 10 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 баллов
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 6 баллов
Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось?