Цель:
- Образовательная:
I уровень. Ученик знает своеобразие развития США после войны за независимость; значение гражданской войны 1861-1865гг; основные понятия (расизм, аболиционизм, гражданская война, гомстед).
II уровень. Ученик сопоставляет особенности развития США после войны за независимость и причины гражданской войны 1861-1865 гг.; даёт характеристику войне по плану.
III уровень. Ученик анализирует события истории США 1-й половины XIX века, сопоставляет итоги и последствия с современным развитием США. - Развивающая: Умение работать с учебником, оценивать события, анализировать таблицы, диаграммы, работать с иллюстрациями, аргументировано высказывать свою точку зрения.
- Воспитательная: Воспитание негативного отношения к рабству, к гражданской войне как средству решения конфликта, проведение исторических параллелей с гражданскими войнами в Великобритании 1642-1646 гг., в России 1918-1920 гг.
Оборудование: карта “США в кон.XIX – нач.XX века”, таблицы (Приложение 1), учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913 гг. М. Просвещение, 2001г
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы уч-ся.
Ход урока
ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)
Учитель Время Ученик
Мы закончили изучать большую тему. Как она называется? | Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. | |
Выполните тест. | 3м. |
Тест: Соедините словосочетание и страну, и расставьте в порядке возрастания удельного веса этих держав в мировом промышленном производстве (у ученика листок с тестом на парте).
1 Колониальная империя | а Франция |
2 Эра Джолитти | б Германия |
3 “Лоскутная империя” | в Великобритания |
4 Юнкерско-буржуазный империализм | г Австро-Венгрия |
5 Ростовщический империализм | д Италия |
Взаимопроверка. Сравните с ключом. 3г; 2д; 5а; 1в; 4б. |
1м. | |
Рассмотрите таблицу “Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве”. | ||
Какая страна вступает в конкурентную борьбу с европейскими странами? | США. | |
Какое место США занимает в мировом промышленном производстве в 1913 г.? | 1 место. | |
Какой будет тема урока? | США в XIX – нач.XX в. | |
Мы должны выяснить особенности модернизации, отмены рабства и особенности экономического и политического развития США как страны молодого капитализма. | ||
Вспомните алгоритм изучения страны.
Алгоритм вывешивается в виде плаката на доске.(вы повлияют на развитие США? рии США 1-ой половины, узнали как измениласьм США. |
Выявить условия расцвета страны: а)
экономические; б) политические. 2) Выявить особенности политического развития. 3) Выявить особенности экономического развития. 4) Найти особенности, соответствующие признакам империализма. 5) Сделать вывод об уровне развития государства. |
|
Мы приступаем к изучению истории США
XIX-нач.XXв. Начнём с особенностей развития США после войны за независимость. Итак, тема урока |
Модернизация, отмена рабства, сохранение республики.
II ОИЭ (операционно-исполнительный этап).
Класс поделён на группы.
1 задание: 1-я группа - читает параграф 24
пункт1. 2-я гр. – читает п/ф 24 п.2. Найти и сформулировать территориальные изменения США. |
3м | Общий вывод: - Расширение территории США в 4 раза. |
Запись в тетрадь. | ||
Подтвердите свой вывод, анализируя таблицы 4, 5, 6 (cм. Приложение 1) и карту. | ||
2 задание: 1-я гр. - п.3 2-я гр. – п.4 Найти и сформулировать экономические изменения. |
Вывод: - Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих. - Мешает развитию – конкуренция английской промышленности и уход рабочих на Запад. - 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д. - Фермерские хозяйства. |
|
Запись в тетрадь. | ||
Рассмотрите предложенные иллюстрации (иллюстрации должны характеризовать положение негров в США) и назовите особенность развития США в 1-ой половине XIX века. | 1м | Плантационное рабство на юге. |
“ Рабство - нормальное состояние для негров”,- говорили южане. | ||
Как вы относитесь к рабству? Как, по вашему мнению, к рабству будут относиться американцы? |
||
В США развернулось массовое общенациональное движение аболиционистов. Найдите в словаре учебника определение этого понятия. | Аболиционизм – движение за отмену рабства негров. | |
Запись в тетрадь. | - Аболиционизм. | |
Как рабство влияло на развитие страны? | Тормозило капиталистическое развитие страны. | |
В 1828 году была создана Демократическая
партия США – партия плантаторов и фермеров. В 1854 году образовалась Республиканская партия – партия промышленной буржуазии и фермеров. Эта партия в 1860 году выдвинула кандидатом в президенты Авраама Линкольна, он стал 16-м президентом США. “Если рабство не зло, то зла в мире нет”, - говорил А. Линкольн. |
||
Рассмотрите портрет на с.195. Дайте характеристику президенту по портрету. |
||
Кто будет недоволен позицией
президента по отношению к рабству? К чему это приведёт? |
Плантаторы. Война. |
|
Как называется война за государственную власть между социальными группами внутри государства? | Гражданская война. | |
Назовите план изучения войны. | 1. Причины. 2. Повод. 3. Воюющие стороны. 4. Масштаб. 5. Характер. 6. Ход военных действий. 7. Итоги и значение. 8. Причины победы (поражения). |
|
В 1861 году начинается Гражданская война,
причины и повод нам уже известны, дальше изучаем по плану, продолжая работать в группах. Задание: Прочитать пункт, найти ответ, выделить новые понятия и главные события Гражданской войны. 1 гр. - с.195 п. “Затяжной характер войны”. 2 гр. - с.195 п. “Переход к решительным мерам”. 3 гр. - с.195 п. “Победа северян. Значение Гражданской войны”. |
4м | |
Беседа по плану. | 1862 г. – закон о гомстедах. Гомстед – участок земли в 160 акров. 1 января 1863 г. - отмена рабства без выкупа. Апрель 1865 г. - победа северян. 14 апреля 1865 г. – убийство Линкольна. Февраль 1865 г.- поправка к конституции, запрещавшая рабство на территории США. |
Вывод: Гражданская война сыграла роль буржуазной революции. Открылись большие возможности для дальнейшего развития процесса модернизации.
РОЭ (рефлексивно-оценочный)
Взаимопроверка – группы составляют по изученному материалу вопросы и задают друг другу. (5 мин.)
Мы познакомились с событиями
истории США 1-ой половины XIX века. Как они повлияют на развитие США? Ваше отношение к гражданским войнам? Какие современные гражданские войны вы знаете? сравните события в США с гражданской войной в Великобритании 1642-1646 гг. Посмотрите на алгоритм изучения страны и определите, что нам предстоит изучить на следующем уроке. |
||
Каким будет домашнее задание? |
Домашнее задание: параграф 24, записи в тетради.
II урок.
Цель:
- Образовательная:
I уровень. Ученик знает основные события истории США кон.XIX в.- нач.XX в., особенности экономического развития, основные понятия.
II уровень. Ученик знает особенности экономического развития в сравнении с другими странами, выделяет причины быстрого развития США и проблемы.
III уровень. Ученик характеризует США как страну “организованного капитализма”, дает оценку событиям и явлениям обосновывает свое отношение к ним и их значимость. - Развивающая: Умение самостоятельно отбирать учебный материал; оценивать события и явления, анализировать таблицы, диаграммы, документы, суждения одноклассников; обосновывать свою точку зрения; правильно строить монологическую речь.
- Воспитательная: Воспитание коммуникативных качеств: умение слушать, вести диалог, уважать мнение оппонентов.
Оборудование: карта, документы, таблицы (Приложение 1), диаграммы (Приложение 2), учебник:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913гг. М., Просвещение, 2001г.
ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)
Учитель Ученик
-Какое событие в истории США мы вспоминали на прошлом уроке? | Гражданская война. | |
Когда она была? | 1861-1865гг. | |
Как этот период связан с историей России? | Реформы Александра II. | |
Что общего в итогах этих событий? | Уничтожили рабство, путь развития капитализма. |
Тест: (на столах листы с заданием – самооценка)
Выполнение теста по вариантам. (тест интеллекта - задание на группировку исторической информации)
Выберите и впишите в соответствующую колонку номера положений теста.
Тест.
- Фермерские хозяйства.
- Республиканская партия (1854) – партия промышленников и фермеров.
- Закон о гомстедах.
- “Чёрные кодексы”, ку-клукс-клан.
- Аболиционизм.
- Увеличение территории США в 4 раза.
- Реконструкция Юга.
- “Если рабство не зло, то зла вообще в мире нет” А.Линкольн.
- Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих.
- 1865 г. – поправка к Конституции США – запрещение рабства.
- Демократическая партия (1828) – партия плантаторов и фермеров.
- Четырёхлетняя, кровопролитная.
- “Рабство нормальное состояние для негров” южане.
- 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д.
- Мешали развитию конкуренция английской промышленности и уход рабочих на запад.
Ключ к тесту: США в XIX в.
Экономическое развитие: “…быстрое развитие капитализма” | Политическое развитие: “…страна разделилась на сторонников и противников рабства” | Гражданская война: “…американцы воевали с американцами” |
1 6 9 14 15 |
2 5 8 11 13 |
3 4 7 10 12 |
Самопроверка – сравните свои ответы с ключом.
Сравните с самооценкой.
Давайте вспомним, какую особенность в развитии стран в конце XIX века мы выявили. | Неравномерность в развитии. | |
– На какие группы мы делили страны в соответствии с этой особенностью? | Страны молодого и старого капитализма. | |
Какую страну молодого капитализма мы уже изучили? | Германия | |
После гражданской войны 1861-1865 гг. на мировую арену выходят США. Какой же будет тема урока? |
Тема урока: США. Особенности экономического развития.
“Америка фермеров, Америка железных дорог, Америка колониальных владений – таков путь от Томаса Джефферсона к Теодору Рузвельту, пройденный за несколько десятилетий”. А.И.Уткин “Теодор Рузвельт”.
Учитель: – Исходя из названия темы, что нам предстоит узнать на уроке? (условия расцвета и особенности развития)
ОИЭ (операционно-исполнительный этап)
Учитель: – Что же способствовало расцвету США?
Работа с учебником (параграф 25 с. 199-200), прочитать и найти условия расцвета.
Условия расцвета.
К 1 | Обширная территория, единый внутренний рынок. |
2 | Отсутствие сильных противников на континенте. |
К 3 | Быстрый рост численности населения (эмигранты) |
К 4 | Богатые сырьевые ресурсы. |
К 5 | Развитая система водного и ж/д транспорта |
6 | Бурное развитие научно-технической мысли, простор личной инициативе, уважение к труду. |
Проверка выполнения.
Учитель – Отметьте буквой К те условия, которые говорят о развитии капитализма.
Итак, мы видим, условия для расцвета есть, и США воспользовались ими, и в короткий срок достигает невероятных успехов в развитии. США – страна организованного капитализма (империализма).
Назовите признаки империализма.
Выясним, пользуясь учебником, особенности развития США и соотнесём с признаками империализма.
Работа в группах с учебником (задания раздавать в соответствии со способностями учеников)
Задание: Прочитать текст и найти особенности развития. (4-5 мин.)
Задание | Ответ | |
I группа | С. 201 п. “Фермер чувствует …” | 1. Расслоение фермерства. |
II группа | С. 201 п. “Господство трестов” | 2. Появление трестов-монополий. |
III группа | С.202 п. “Велика власть …” и п. “Финансовая олигархия” | 3. Контроль экономики страны со стороны
банков. 4. Сильная финансовая олигархия. 5.Активное участие в экономическом разделе мира. 6. Наличие мелких и средних предприятий. Антитрестовские законы. |
V группа | С. 202 п. “Президентская республика” | 7. Президентская республика покровительствовала бизнесу. |
V группа | С. 205 п. “Мы начали овладевать континентом” | 8. Территориальные захваты. 9. Бурные темпы развития. 10. Вывоз капитала. |
Каждая группа предлагает свой вариант ответа, который редактируется учителем и записывается на доске.
РОЭ (рефлексивно-оценочный)
Задание: Группам раздаются таблицы, диаграммы, на доске карта.
Подтвердить наличие особенностей, пользуясь раздаточным материалом (Приложение 1), (Приложение 2).
- I группа – таблица “Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве”.(таблица 1)
- II группа – карта “США в кон.XIX – нач.XX века”
- III группа –таблица “Основные показатели развития промышленности” (таблица 2)
- IV группа – таблица “Колониальные владения” (таблица 3)
- V группа – диаграмма “Объём вывоза капитала”
Задание: Обведите особенности, которые соответствуют признакам империализма. (2,3,4,5,7,8,10)
Подтвердим наши выводы документально.
Задание: Прочтите документ и найдите те слова, которые подтверждают, что США – страна организованного капитализма.
Учитель – Мы выполнили задачу сегодняшнего урока, выявили условия расцвета и особенности экономического развития США. Подтвердили, что в кон.XIX- нач.XX века США были страной организованного капитализма.
Кого они затрагивают в первую очередь? | Рабочих. |
Как будут реагировать рабочие на последствия кризисов? | Забастовки
|
На следующем уроке мы будем изучать общественное, рабочее движение в изученных нами странах. |
Домашнее задание: параграф 25.