Изучение темы: "США в XIX - нач. XX в."

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Образовательная:
    I уровень. Ученик знает своеобразие развития США после войны за независимость; значение гражданской войны 1861-1865гг; основные понятия (расизм, аболиционизм, гражданская война, гомстед).
    II уровень. Ученик сопоставляет особенности развития США после войны за независимость и причины гражданской войны 1861-1865 гг.; даёт характеристику войне по плану.
    III уровень. Ученик анализирует события истории США 1-й половины XIX века, сопоставляет итоги и последствия с современным развитием США.
  • Развивающая: Умение работать с учебником, оценивать события, анализировать таблицы, диаграммы, работать с иллюстрациями, аргументировано высказывать свою точку зрения.
  • Воспитательная: Воспитание негативного отношения к рабству, к гражданской войне как средству решения конфликта, проведение исторических параллелей с гражданскими войнами в Великобритании 1642-1646 гг., в России 1918-1920 гг.

Оборудование: карта “США в кон.XIX – нач.XX века”, таблицы (Приложение 1), учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913 гг. М. Просвещение, 2001г

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы уч-ся.

Ход урока

ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

Учитель                                                                                      Время                             Ученик

Мы закончили изучать большую тему. Как она называется?   Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.
Выполните тест. 3м.  

Тест: Соедините словосочетание и страну, и расставьте в порядке возрастания удельного веса этих держав в мировом промышленном производстве (у ученика листок с тестом на парте).

1 Колониальная империя а Франция
2 Эра Джолитти б Германия
3 “Лоскутная империя” в Великобритания
4 Юнкерско-буржуазный империализм г Австро-Венгрия
5 Ростовщический империализм д Италия
Взаимопроверка. Сравните с ключом.

3г; 2д; 5а; 1в; 4б.

1м.  
Рассмотрите таблицу “Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве”.    
Какая страна вступает в конкурентную борьбу с европейскими странами?   США.
Какое место США занимает в мировом промышленном производстве в 1913 г.?   1 место.
Какой будет тема урока?   США в XIX – нач.XX в.
Мы должны выяснить особенности модернизации, отмены рабства и особенности экономического и политического развития США как страны молодого капитализма.    
Вспомните алгоритм изучения страны.

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм вывешивается в виде плаката на доске.(вы повлияют на развитие США?

рии США 1-ой половины, узнали как измениласьм США.

  Выявить условия расцвета страны: а) экономические; б) политические.

2) Выявить особенности политического развития.

3) Выявить особенности экономического развития.

4) Найти особенности, соответствующие признакам империализма.

5) Сделать вывод об уровне развития государства.

Мы приступаем к изучению истории США XIX-нач.XXв.

Начнём с особенностей развития США после войны за независимость. Итак, тема урока

   

Модернизация, отмена рабства, сохранение республики.

II ОИЭ (операционно-исполнительный этап).

Класс поделён на группы.

1 задание: 1-я группа - читает параграф 24 пункт1.

2-я гр. – читает п/ф 24 п.2.

Найти и сформулировать территориальные изменения США.

Общий вывод: - Расширение территории США в 4 раза.
Запись в тетрадь.    
Подтвердите свой вывод, анализируя таблицы 4, 5, 6 (cм. Приложение 1) и карту.    
2 задание: 1-я гр. - п.3

2-я гр. – п.4

Найти и сформулировать экономические изменения.

  Вывод:

- Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих.

- Мешает развитию – конкуренция английской промышленности и уход рабочих на Запад.

- 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д.

- Фермерские хозяйства.

Запись в тетрадь.    
Рассмотрите предложенные иллюстрации (иллюстрации должны характеризовать положение негров в США) и назовите особенность развития США в 1-ой половине XIX века. Плантационное рабство на юге.
“ Рабство - нормальное состояние для негров”,- говорили южане.    
Как вы относитесь к рабству?

Как, по вашему мнению, к рабству будут относиться американцы?

   
В США развернулось массовое общенациональное движение аболиционистов. Найдите в словаре учебника определение этого понятия.   Аболиционизм – движение за отмену рабства негров.
Запись в тетрадь.   - Аболиционизм.
Как рабство влияло на развитие страны?   Тормозило капиталистическое развитие страны.
В 1828 году была создана Демократическая партия США – партия плантаторов и фермеров.

В 1854 году образовалась Республиканская партия – партия промышленной буржуазии и фермеров. Эта партия в 1860 году выдвинула кандидатом в президенты Авраама Линкольна, он стал 16-м президентом США.

“Если рабство не зло, то зла в мире нет”, - говорил А. Линкольн.

   
Рассмотрите портрет на с.195.

Дайте характеристику президенту по портрету.

   
Кто будет недоволен позицией президента по отношению к рабству?

К чему это приведёт?

  Плантаторы.

Война.

Как называется война за государственную власть между социальными группами внутри государства?   Гражданская война.
Назовите план изучения войны.   1. Причины.

2. Повод.

3. Воюющие стороны.

4. Масштаб.

5. Характер.

6. Ход военных действий.

7. Итоги и значение.

8. Причины победы (поражения).

В 1861 году начинается Гражданская война, причины и повод нам уже известны, дальше

изучаем по плану, продолжая работать в группах.

Задание:

Прочитать пункт, найти ответ, выделить новые понятия и главные события Гражданской войны.

1 гр. - с.195 п. “Затяжной характер войны”.

2 гр. - с.195 п. “Переход к решительным мерам”.

3 гр. - с.195 п. “Победа северян. Значение Гражданской войны”.

 
Беседа по плану.   1862 г. – закон о гомстедах.

Гомстед – участок земли в 160 акров.

1 января 1863 г. - отмена рабства без выкупа.

Апрель 1865 г. - победа северян.

14 апреля 1865 г. – убийство Линкольна.

Февраль 1865 г.- поправка к конституции, запрещавшая рабство на территории США.

Вывод: Гражданская война сыграла роль буржуазной революции. Открылись большие возможности для дальнейшего развития процесса модернизации.

РОЭ (рефлексивно-оценочный)

Взаимопроверка – группы составляют по изученному материалу вопросы и задают друг другу. (5 мин.)

Мы познакомились с событиями истории США 1-ой половины XIX века.

Как они повлияют на развитие США?

Ваше отношение к гражданским войнам? Какие современные гражданские войны вы знаете? сравните события в США с гражданской войной в Великобритании 1642-1646 гг.

Посмотрите на алгоритм изучения страны и определите, что нам предстоит изучить на следующем уроке.

   
Каким будет домашнее задание?    

Домашнее задание: параграф 24, записи в тетради.

II урок.

Цель:

  • Образовательная:
    I уровень. Ученик знает основные события истории США кон.XIX в.- нач.XX в., особенности экономического развития, основные понятия.
    II уровень. Ученик знает особенности экономического развития в сравнении с другими странами, выделяет причины быстрого развития США и проблемы.
    III уровень. Ученик характеризует США как страну “организованного капитализма”, дает оценку событиям и явлениям обосновывает свое отношение к ним и их значимость.
  • Развивающая: Умение самостоятельно отбирать учебный материал; оценивать события и явления, анализировать таблицы, диаграммы, документы, суждения одноклассников; обосновывать свою точку зрения; правильно строить монологическую речь.
  • Воспитательная: Воспитание коммуникативных качеств: умение слушать, вести диалог, уважать мнение оппонентов.

Оборудование: карта, документы, таблицы (Приложение 1), диаграммы (Приложение 2), учебник:

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913гг. М., Просвещение, 2001г.

ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

Учитель                                                                                                    Ученик

-Какое событие в истории США мы вспоминали на прошлом уроке?   Гражданская война.
Когда она была?   1861-1865гг.
Как этот период связан с историей России?   Реформы Александра II.
Что общего в итогах этих событий?   Уничтожили рабство, путь развития капитализма.

Тест: (на столах листы с заданием – самооценка)

Выполнение теста по вариантам. (тест интеллекта - задание на группировку исторической информации)

Выберите и впишите в соответствующую колонку номера положений теста.

Тест.

  1. Фермерские хозяйства.
  2. Республиканская партия (1854) – партия промышленников и фермеров.
  3. Закон о гомстедах.
  4. “Чёрные кодексы”, ку-клукс-клан.
  5. Аболиционизм.
  6. Увеличение территории США в 4 раза.
  7. Реконструкция Юга.
  8. “Если рабство не зло, то зла вообще в мире нет” А.Линкольн.
  9. Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих.
  10. 1865 г. – поправка к Конституции США – запрещение рабства.
  11. Демократическая партия (1828) – партия плантаторов и фермеров.
  12. Четырёхлетняя, кровопролитная.
  13. “Рабство нормальное состояние для негров” южане.
  14. 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д.
  15. Мешали развитию конкуренция английской промышленности и уход рабочих на запад.

Ключ к тесту: США в XIX в.

Экономическое развитие: “…быстрое развитие капитализма” Политическое развитие: “…страна разделилась на сторонников и противников рабства” Гражданская война: “…американцы воевали с американцами”
1

6

9

14

15

2

5

8

11

13

3

4

7

10

12

Самопроверка – сравните свои ответы с ключом.

Сравните с самооценкой.

Давайте вспомним, какую особенность в развитии стран в конце XIX века мы выявили.   Неравномерность в развитии.
– На какие группы мы делили страны в соответствии с этой особенностью?   Страны молодого и старого капитализма.
Какую страну молодого капитализма мы уже изучили?   Германия
После гражданской войны 1861-1865 гг. на мировую арену выходят США. Какой же будет тема урока?    

Тема урока: США. Особенности экономического развития.

“Америка фермеров, Америка железных дорог, Америка колониальных владений – таков путь от Томаса Джефферсона к Теодору Рузвельту, пройденный за несколько десятилетий”. А.И.Уткин “Теодор Рузвельт”.

Учитель: – Исходя из названия темы, что нам предстоит узнать на уроке? (условия расцвета и особенности развития)

ОИЭ (операционно-исполнительный этап)

Учитель: – Что же способствовало расцвету США?

Работа с учебником (параграф 25 с. 199-200), прочитать и найти условия расцвета.

Условия расцвета.

К 1 Обширная территория, единый внутренний рынок.
    2 Отсутствие сильных противников на континенте.
К 3 Быстрый рост численности населения (эмигранты)
К 4 Богатые сырьевые ресурсы.
К 5 Развитая система водного и ж/д транспорта
6 Бурное развитие научно-технической мысли, простор личной инициативе, уважение к труду.

Проверка выполнения.

Учитель – Отметьте буквой К те условия, которые говорят о развитии капитализма.

Итак, мы видим, условия для расцвета есть, и США воспользовались ими, и в короткий срок достигает невероятных успехов в развитии. США – страна организованного капитализма (империализма).

Назовите признаки империализма.

Выясним, пользуясь учебником, особенности развития США и соотнесём с признаками империализма.

Работа в группах с учебником (задания раздавать в соответствии со способностями учеников)

Задание: Прочитать текст и найти особенности развития. (4-5 мин.)

  Задание Ответ
I группа С. 201 п. “Фермер чувствует …” 1. Расслоение фермерства.
II группа С. 201 п. “Господство трестов” 2. Появление трестов-монополий.
III группа С.202 п. “Велика власть …” и п. “Финансовая олигархия” 3. Контроль экономики страны со стороны банков.

4. Сильная финансовая олигархия.

5.Активное участие в экономическом разделе мира.

6. Наличие мелких и средних предприятий. Антитрестовские законы.

V группа С. 202 п. “Президентская республика” 7. Президентская республика покровительствовала бизнесу.
V группа С. 205 п. “Мы начали овладевать континентом” 8. Территориальные захваты.

9. Бурные темпы развития.

10. Вывоз капитала.

Каждая группа предлагает свой вариант ответа, который редактируется учителем и записывается на доске.

РОЭ (рефлексивно-оценочный)

Задание: Группам раздаются таблицы, диаграммы, на доске карта.

Подтвердить наличие особенностей, пользуясь раздаточным материалом (Приложение 1), (Приложение 2).

  • I группа – таблица “Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве”.(таблица 1)
  • II группа – карта “США в кон.XIX – нач.XX века”
  • III группа –таблица “Основные показатели развития промышленности” (таблица 2)
  • IV группа – таблица “Колониальные владения” (таблица 3)
  • V группа – диаграмма “Объём вывоза капитала”

Задание: Обведите особенности, которые соответствуют признакам империализма. (2,3,4,5,7,8,10)

Подтвердим наши выводы документально.

Задание: Прочтите документ и найдите те слова, которые подтверждают, что США – страна организованного капитализма.

Учитель – Мы выполнили задачу сегодняшнего урока, выявили условия расцвета и особенности экономического развития США. Подтвердили, что в кон.XIX- нач.XX века США были страной организованного капитализма.

Кого они затрагивают в первую очередь? Рабочих.
Как будут реагировать рабочие на последствия кризисов? Забастовки

 

На следующем уроке мы будем изучать общественное, рабочее движение в изученных нами странах.

Домашнее задание: параграф 25.